Силы самообороны Японии (яп. 自衛隊 дзиэйтай) — современное название вооружённых сил Японии. Были сформированы в 1954 из созданных в 1952 Национальных сил безопасности (яп. 保安隊 хоантай). Девятая статья Конституции Японии сильно ограничивает военную деятельность Сил самообороны, не связанную непосредственно с обороной страны.
Военная система Японии уникальна – персонал сил самообороны фактически гражданские лица, носящие униформу и классифицируемые как специальные государственные служащие, подчиняющиеся обычным государственным служащим из Министерства Обороны. Здесь нет военных секретов, военных законов или операций связанных с военными все регулируется процедурами гражданского законодательства и обычными гражданскими процессами. lj-cut>
Юридический статус
Правовой статус японских сил самообороны неоднозначен. Основной закон Японии недвусмысленно запрещает создание любых вооружённых формирований. Официально, Силы самообороны являются гражданской (невоенной) организацией. По отношению к ним избегают употреблять термин «армия» 軍 (яп. ぐん гун). Главой сил самообороны является премьер-министр.
Искренне стремясь к международному миру, основанному на справедливости и порядке, японский народ на вечные времена отказывается от войны как суверенного права нации, а также от угрозы или применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров. Для достижения цели, указанной в предыдущем абзаце, никогда впредь не будут создаваться сухопутные, морские и военно-воздушные силы, равно как и другие средства войны. Право на ведение государством войны не признается.
Но в настоящее время, ни одна из ведущих стран не обходится без сильной армии. Япония не является исключением, хотя отсутствие юридических оснований сильно ограничивает возможности применения сил самообороны в миротворческих целях и препятствует их усилению. Силы самообороны не обладают баллистическим ракетами, ядерным оружием, морской пехотой и моторизованными десантными подразделениями.
Оборонная политика
В основу Японской оборонной политики положены следующие принципы:
1. Поддержание исключительно политику обороны.
2. Избежание накопления военной мощи несущей угрозу миру.
3. Отказ от разработки ядерного оружия и отказ от размещения ядерного оружия на территории Японии.
4. Контроль гражданских лиц над военными.
5. Поддержание связей в отношении военной безопасности с США.
6. Формирование защитного потенциала страны в умеренных пределах.
Японский военный бюджет равен USD $44.3 миллиарда в год, делает страну пятым по величине мировым военным заказчиком после США, Великобритании, Франции и Германии. Около 50% бюджета тратится на персонал, остальная часть на снабжение, новое вооружение, модернизацию. В связи с напряженностью в обществе в отношении сил самообороны, Японский термин 軍 (армия), термины военный или вооруженные силы, армия, флот, военно-воздушные силы никогда не употребляются официально применительно к JSDF.
История
Имперские японские вооруженные силы привели Японию к поражению во второй мировой войне, что оказало глубокое и длительное воздействие на национальное отношение к войнам, вооруженным силам, и военному конфликту в политике. Это отношение нашло отражение в решении о полном разоружении, демобилизации и удалении всех военачальников с позиций, с которых они могли влиять на общественность, а также в конституционном запрете на любое перевооружение. Под руководством генерала Дугласа МакАртура командующего Армией Соединенных Штатов, Главнокомандующего Сил союзников, Союзнические власти обязали Японию демилитаризироваться и демократизироваться. Были устранены все клубы, школы, и общества, связанные с военными и военными дисциплинами. Были запрещены боевые (военные) искусства. Генеральный штаб был упразднен, наряду с армейскими и морскими министерствами, Имперской Армией и Имперским Флотом. Отрасли промышленности, служащие вооруженным силам, были также переориентированы.
Проигранная война повлияла на зарождение сильных пацифистских настроений среди нации, которые нашли отражение в написанной США государственной конституции 1947 года. Статья 9 Конституции гласила, что Япония навсегда отказывается от войны как от инструмента для урегулирования международных споров и объявляет, что Япония никогда не будет снова поддерживать "наземные, морские, или воздушные вооруженные силы или другой военный потенциал". Позднее Кабинет министров интерпретировал это положение не как отрицание нацией права на самооборону и при поддержке Соединенных Штатов, развивали SDF шаг за шагом. Антивоенное общественное мнение, однако, остается силой, с которай считаются при обсуждении любой проблемы, связанной с обороной.
Ранние этапы развития SDF.
После 1945 года Япония была лишена любого военного потенциала и в вопросах защиты японцы полагались только на оккупационные силы и несколько полицейских подразделений. Развитие Холодной войны, напряженные отношения в Европе и Азии, вместе с забастовками и демонстрациями в Японии, побудили некоторых консервативных лидеров подвергнуть сомнению односторонний отказ от содержания военных подразделений. Эти сомнения усилились в 1950, когда большинство оккупационных войск было задействовано в корейской войне (1950-53). Покидая Японию, они оставляли ее фактически беспомощной, чтобы противостоять внутренним разрушающим факторам и подрывной деятельности. Возникла уверенность в необходимости вступить в коалицию с Соединенными Штатами, чтобы гарантировать национальную внешнюю безопасность. С одобрения оккупационных властей, японское правительство в июле 1950 разрешило учреждение Национального Полицейского Резерва, состоящего из 75 000 мужчин, снабженных легким пехотным оружием.
В соответствии с Взаимным Договором о помощи в вопросах безопасности, ратифицированным в 1952 наряду с мирным договором, подписанными между Японией, Соединенными Штатами и другими странами, силы Соединенных Штатов, размещенные в Японии, должны были обеспечить защиту Японии от внешней агрессии, в то время как Японские силы, наземные и морские, обеспечивали безопасность от внутренних угроз и стихийных бедствий. В середине 1952 года Национальный Полицейский Резерв был расширен до 110 000 человек и назван Национальными Силами Безопасности. Береговая охрана, которая была организована в 1950 как морская копия подразделений Национального Полицейского Резерва, была также передана Национальному Агентству Безопасности. Так зарождался флот.
Поскольку Япония чувствовала, что у нее нет собственных адекватных сил, способных противостоять растущей внешней угрозе, Национальные Силы Безопасности подверглись дальнейшему развитию, которое повлекло за собой сложные политические проблемы. Пункт Конституции об отказе от военных сил был основанием для сильных политических возражений на образование любого вида вооруженных сил кроме обычной полиции. В 1954, однако, в исключительно защитных целях были созданы отдельные наземные, морские и воздушные силы, и переданы в командование Премьер-министру.
Чтобы избежать возрождения милитаризма, лидеры Японии подчеркнули, что конституция гарантирует гражданский контроль над вооруженными силами и использование невоенных терминов в организации и фунционале сил. Танки назвали "специальными транспортными средствами". Административному департаменту сил присвоили только статус агентства, а не статус самостоятельного министерства. Вооруженные силы определены как Наземные Силы Самообороны (GSDF), Морские Силы Самообороны (MSDF), и Воздушные Силы Самообороны (ASDF), вместо армии, флота, и ВВС.
Хотя владение ядерным оружием явно не запрещено в конституции, Япония, как единственная нация, испытавшая ядерные удары, выразила свое категоричное отношение к ядерному оружию и свое намерение никогда не иметь таковое. Закон по Атомной энергии 1956 ограничил исследования, развитие, и использования ядерной энергии только в мирных целях, и с 1956 года, национальная политика в этом вопросе базируется на "трех неядерных принципах" — запрещение обладать или производить ядерное оружие, а также запрещение на его ввоз на территорию страны. В 1976 Япония ратифицировала Соглашение относительно Нераспространения ядерного оружия (принятый Советом Безопасности ООН в 1968. "Тем не менее, из-за ее уровня развития высоких технологий и большого количества действующих атомных электростанций, Япония, располагает потенциалом построить ядерное оружие годное к употреблению в кратчайшие сроки, в случае, если этого потребует критически изменившаяся политическая ситуация.
Реформы
После запуска Северной Кореей ракет «Тэпходон» в августе 1998, и в связи с обострением отношений между двумя странами, японские власти поставили вопрос о создании системы противоракетной обороны. В то же время разрабатывается проект закона, позволяющего отражать ракетные удары без предварительного согласования с парламентом. В декабре 2004 Соединённые Штаты и Япония подписали договор о взаимопонимании, ставший основой для сотрудничества в сфере противоракетной обороны. В ноябре 2005 года было выдвинуто предложение о внесении изменений в Конституцию, согласно. Предполагалось придать силам самообороны статус военной организации. 8 июня 2006 правительство одобрило законопроект о придании оборонной службе статуса министерства. Парламент утвердил его уже в декабре 2006. Япония расширяет военное сотрудничество с Австралией и выступает за создание азиатского военного альянса, подобного НАТО.
Миссии
В июне 1992, парламент Японии принял Закон Сотрудничества Поддержания мира ООН, который разрешал SDF участвовать в медицинской поддержке, операциях по репатриации беженцев, тыловой поддержке, инфраструктурной реконструкции, контроле выборов, и операциях охраны проводимых силами ООН. Не боевое участие SDF в миротворческой миссии ООН в Камбодже (UNTAC) в совокупности с японскими дипломатическими усилиями, привели к успешному выполнению Парижских Мирных соглашений для Камбоджи.
В мае 1993, пятьдесят три служащих SDF послали в Мозамбик, чтобы участвовать в операции ООН по поддержанию мира.
В 2004 произошло первое развертывание сил SDF за границей без одобрения об ООН. Япония послала SDF в Ирак как миротворцев. В 2005 SDF помогали Индонезии справиться с последствиями Цунами.
В 2004, SDF произвело развертывание войск в Ираке по просьбе Соединенных Штатов: контингент Сил Самообороны Японии послали, в помощь США . Общественное мнение относительно этого развертывания было разделилось, поскольку, вооруженные силы Японии конституционно структурированы как, исключительно силы самообороны. Администрация Коидзуми, однако, решила послать войска, чтобы ответить на запрос из США. Япония расширила функции подразделений, и SDF оставались в Ираке до 10 декабря 2007. Это была первая международная операция сил самообороны, совершённая без санкции ООН.
2005 год. Помощь пострадавшим от цунами жителям Индонезии.
6 служащих JGSDF были направлены в Непал как часть контингента по поддержанию мира, задачами которого являлось обеспечить перемирие между правительственными силами и мятежниками. Как требуется положениями Статьи 9, они не должны участвовать ни в каких боевых операциях.
В недавнем пресс-релизе Главный Секретарь Кабинета Nobutaka Machimura заявил, что обсуждения с Министром обороны Shigeru Ishiba и Министром иностранных дел Masahiko Komura имели место относительно возможности создания постоянного закона для сил JSDF, чтобы быть развернутыми в миссиях по поддержанию мира вне Японии.