"Партнерские отношения между людьми, между компаниями, с клиентами и поставщиками увеличивают создаваемую ценность для всех заинтересованных сторон" (Стенли Голт)
Что такое партнерство?
Партнерство - это добровольное соглашение о сотрудничестве между двумя или более сторонами, в котором все участники договариваются работать вместе для достижения общей цели или выполнения определенной задачи и разделять риски, ответственность, ресурсы, правомочность и прибыль.
Ключевые характеристики партнерства
Добровольная основа
Взаимная зависимость, возникающая вследствие разделения рисков, ответственности, ресурсов, полномочий и доходов
Синергия - концепция добавленной стоимости, или целое больше суммы составляющих
Явно изложенное обязательство или соглашение о доле участников
Совместная работа - участники стратегических партнерств в большинстве случаев работают вместе на всех уровнях и этапах от проектирования и руководства инициативой до реализации и определения стоимости.
Разделение компетенций и ресурсов (партнерство - механизм использования различных типов ресурсов и компетенций, включая деньги).
Зачем вступать в партнерские отношения?
Продуктивные партнерства являются основой успеха. Партнерства – это то, что дает возможность многим компаниям реализовывать непрерывное совершенствование. Работая совместно с другими, вы сможете направить свои ресурсы и способности на осуществление проектов, наиболее для вас важных.
Согласно принципу 80/20 80% результата обеспечивается 20 процентами трудозатрат. Поэтому, для достижения большего меньшими усилиями Вы должны выбирать, что делать, а не браться за все. В каждой важной области определите те 20% усилий, которые дадут 80% отдачи. Стремитесь к достижению “отличного” уровня работы в небольшом числе областей, а не “хорошего” во многих. Стремитесь к совершенству в нескольких ключевых областях, не гонитесь за высокой продуктивностью во многих.
Сконцентрируйте ресурсы Вашей фирмы на том, что делается Вами наилучшим образом и что создает устойчивое конкурентное преимущество, а для других направлений используйте возможности партнеров. Чтобы решить зачем, когда и как вступать в партнерство с обладателями ресурсов, которых Вам не хватает, сопоставьте ту незначительную экономию затрат, которую может дать выполнение непрофильных задач, с объемом трудозатрат и капиталовложений, которые потребуются Вашей фирмы, чтобы не отстать от прогресса в профильной области деятельности.
Возрастающая роль партнерства в условиях новой экономики
Прежде прочные и безусловные барьеры между компаниями приобретают проницаемость."Иконоборчество и творчество - сегодня ключи к успеху, - пишет Марк Стивенс1. "На протяжении поколений компании сооружали рвы с водой между собой и своими конкурентами. Сегодня наиболее успешные компании строят мосты. И это только начало”.
Все чаще корпоративные лидеры должны усваивать, применять и гармонично сочетать то, что представляется противоречивыми политическими подходами, например, создание совместных предприятий с конкурентами. В современном новом мире при возрастающем давлении конкуренции все труднее стать лидером и остаться на вершине, поэтому конкурент на одном рынке может стать союзников на другом. Поглощения и слияния с конкурентами также стали общепринятой практикой. "Все чаще и чаще те лидерами и образцами для подражания будут становиться те, кто способны разобраться в этих правилах, подойти к ним критически и переписать с целью достижения успеха своих компаний, областей деятельности и отраслей”.1
Стратегические союзы
В новой экономике, стратегические союзы дают возможность бизнесу обрести конкурентное преимущество посредством доступа к ресурсам партнера, включая рынки, технологии, капитал и работников.
Совместная работа с другой фирмой предоставляет дополнительные ресурсы и возможности, позволяя участникам расти и расширяться быстрее и эффективнее. Компании с особо высокими темпами роста в большой степени полагаются на союзы в вопросах наращивания своих технических и производственных мощностей. Они экономят время и повышают продуктивность, притом что не приходится все начинать с нуля. Тем самым они разгружают себя, чтобы сконцентрировать усилия на инновациях и профильном бизнесе... Подробнее
Совместные предприятия
Совместные предприятия предусматривают разделение двумя или более партнерами рисков и доходов от предприятия (проекта), который находится в их совместном владении и управлении. Существуют серьезные деловые и финансовые причины создавать совместные предприятия с компанией, располагающей необходимымыи вам дополнительными ресурсами, опытом или активами, такими как каналы сбыта, технология или финансы... Подробнее
Новый вид партнерства - "работодатель-работник". Сегодня люди - самый ценный и недостаточно используемый ресурс Вашей фирмы. Работники - хранилище знаний и средоточие конкурентного преимущества вашей фирмы. Хорошо обученные и достаточно мотивированные работники насущно необходимы для разработки и реализации стратегии, особенно в сегодняшнем ускоряющемся и усложняющемся мире, где одни только руководители высшего звена больше не могут обеспечить конкурентоспособность фирмы. Успешное партнерство с работниками - согласованный набор соответствующих систем и процессов, отражающий среду бизнеса, стратегию предприятия и систему ценностей организации. Для каждой организации система ценностей уникальна, но есть основные принципы, общие для всех компаний, которые рассматривают новые партнерские отношения с сотрудниками.
Партнерство с клиентом
"Партнерские отношения с клиентом - это совместное путешествие с целью создания будущего для обеих сторон, лучшего, чем то, которое могла бы достигнуть каждая сторона в одиночку".3 Клиент - основа успеха организации. В нынешние неспокойные времена быстрых и хаотичных перемен" нет силы более основательной и стабилизирующей, чем партнерство с клиентами".3 Создание партнерских отношений с клиентами поможет Вашим организациям сосредоточиться на главном, чтобы принимать правильные решения, использовать возможности и совершать действия, необходимые, чтобы пережить период нестабильности. Партнерские отношения с клиентами - нечто большее, чем "пропускать клиента вперед" или находить взаимно приемлемые решения общих проблем либо добиваться совершенства в каждом случае продажи или оказания услуги. Такого рода партнерство требует также обязательства строить долгосрочные отношения, которые создают синергию знания, надежности и адаптируемости для обеих сторон.
Пример по теме: серитификат аспиранта по партнерству между секторами (областями деятельности)
Серитификат аспиранта по партнерству секторов (The Cross-Sector Partnership Postgraduate Certificate) был учрежден в 2001 году Кембриджской программой по промышленности Университета Кембриджа. Его назначение - обеспечивать интеллектуальный стимул и практическое обучение руководителей организаций, активно развивающих партнерские отношения между секторами (областями деятельности). Учащиеся этого девятимесячного курса с частичным "отрывом от производства" - опытные практики партнерства отбираются в международных агентствах, компаниях, правительственных и гражданских организациях и представляют широкий спектр культур, практик и традиций, чтобы обеспечить многообразное и эффективное взаимодействие и обучение на базе реальных трудностей и проблем (
www.cpi.cam.ac.uk).
Пример по теме: совместная разработка нового инструмента компаниями British Petroleum и Schlumberger
“Мы должны рассматривать наши отношения как объединение, которое позволит сделать то, что никакие две другие компании сделать не смогут, то есть, к нашей обоюдной выгоде пирог выйдет больше”, - пишет Джон Браун, генеральный директор компании British Petroleum, в корпоративном плане мероприятий по обучению конкурентной стратегии.
British Petroleum понадобилось количественно оценить эффективность своей технологии горизонтального бурения скважин, а соответствующего инструмента не было. Для разработки такого инструмента BP объединила интеллектуальные и финансовые ресурсы с компанией Schlumberger, специализирующейся на обслуживании в полевых условиях объектов нефтедобычи. BP поделилась своими представлениями о том, как надо разрабатывать этот инструмент, и какая прекрасная возможность открывается в связи с этим для Schlumberger. Была достигнута договоренность о том, что Schlumberger предоставит этот инструмент БП прежде, чем кому-либо еще в мире. “Итог был таков, что мы получили инструмент, который помог нам сделать бурение горизонтальных скважин еще более эффективным, а Schlumberger получила новый бизнес”, - утверждает Джон Браун.
Автор: Vadim Kotelnikov и Ten3 East-West