|
Гармония традиционного русского деревянного дома безупречна. Крестьянский ли дом, купеческий ли — архитектура его была очень проста, поскольку диктовалась требованиями хозяйственной целесообразности. Но система резного декора превращала функциональную основу в подлинное произведение искусства. И, как всегда в народном искусстве, декор не существовал отдельно, он был слит с украшаемым предметом и исполнен сокровенного смысла.
Резьба, кажется, была повсюду. Светелки, балконы, доски-прибоины, фризы, кронштейны, подзоры, причелины — все было резное. Центром этой стройной системы были наличники. Даже корень слова «наличник» указывает на то, что это — лицо дома. Наличник — это целое искусство! И как во всякой области народного искусства, мы видим великое разнообразие канонов, связанных с местностью. По одному виду наличника часто можно сказать, в какой губернии и даже в каком уезде стоял дом. В деревнях, отстоящих друг от друга на 100-150 км, наличники порой отличаются разительно.
Век дерева не слишком долог, поэтому большинство дошедших до нас старинных образцов датируются рубежом XIX и XX вв. Необратимы потери, причин тому много — это и война, и пожары, и небрежное отношение, и вандализм. Но и сохранившиеся до нашего времени образцы позволяют представить себе картину ушедшего великолепия. Где-то уцелели красивейшие дореволюционные дома вместе с дореволюционными еще наличниками (чаще в ужасающем состоянии), а где-то мотивы старинных наличников предстают в более или менее точных копиях 50-х гг. Картину былого величия приходится собирать как античную мозаику — порой по мельчайшим кусочкам.
Судьба этого искусства трагична. То, что домовая резьба на рубеже XIX и XX вв. большей частью была пропильной, выполнялась по шаблонам и включала в себя многочисленные повторения, сбивало с толку современных ей художественных критиков. «Как же это может быть искусством?» — возмущались они. Русская народная пропильная резьба объявлялась примитивной и антихудожественной. Но недальновидные критики забыты, а непризнанное в свое время и уже потерянное искусство год от года восхищает нас все сильнее — «большое видится на расстоянье»!
На рубеже XIX и XX вв. искусство деревянной народной архитектуры достигло в своем развитии впечатляющего расцвета, но после 1917 г. процесс резко остановился. Все, что было создано позже, ни по масштабам, ни по художественному достоинству, ни по техническому мастерству исполнениянесопоставимо с блистательным дореволюционным наследием.
Сама форма наличника наталкивает на мысли о возможных источниках, из которых поколения мастеров черпали свое вдохновение. Использование форм каменной архитектуры очевидно.
Удивительно сходство наличников Русского Севера с резными киотами старых времен. Наличники восточной части Московской области стремя полукружиями в навершии пробуждают смутную аналогию с рядом закомар в каменной церковной архитектуре. Много общего у наличников и с заставками старинных рукописных книг — как в самой структуре, так и в мотивах.
Несомненно и вполне логичное сходство навершия наличника с традиционными женскими головными уборами — кокошниками, корунами, повязками. Если наличник — лицо, то его навершие — головной убор. Навершия-кокошники, также как и их прототипы, поражают разнообразием форм. А подзоры на деталях наверший напоминают ажурную поднизь кокошников из мелкого речного жемчуга. Да и изобразительные мотивы сходны — многоликое «древо жизни» с чертами женского существа, двуглавые орлы, солярные символы.
И, наконец, наличник напоминает... сам дом. Плоскость окна соответствует фасадной стене, а двускатная крыша дома повторяет себя в двускатной форме навершия.
Исключительно богаты резными наличниками области центральной России. Мощное развитие получило это искусство в сибирских городах. В каждой местности существовали свои излюбленные формы, конструкции, модели, мотивы, приемы, стили — все, что, объединяя эти понятия, можно выразить словом «канон», поскольку эта совокупность признаков воспроизводилась в пределах данной местности весьма устойчиво, обрастая множеством вариантов и разработок, которые создавали, соревнуясь между собой, местные умельцы. Запущенный в обращение талантливыми народными мастерами какой-нибудь артели и связанный с давними местными традициями, такой канон, приживаясь на какой-нибудь связанной коммуникациями территории, становился местным эталоном красоты, его признавали и им дорожили.
Московская область, возможно, как никакая другая, являет нам великое разнообразие наличников и деревянного декора в целом. Отличаются яркой самобытностью и наличники северного направления на Дмитров, Талдом и Кимры.
В самом Талдоме и в деревнях Талдомского района пока еще сохранились доживающие свой век красивейшие дома с прекрасным деревянным декором. Хорошо, если в деревне осталось 1-2 таких дома. Но есть и такие деревни и села, которые могли бы стать великолепными музеями народной архитектуры под открытым небом, если бы об этом позаботились немного раньше. Изумительная «золотая линия» прошла по старой дороге, соединявшей Талдом с богатыми резной красотой деревнями Ахтимнеево, Карачуново, Сотское, Мякишево, Квашёнки (фото 3), Сменки (фото 4), Желдыбино. Замечательные дома, чудеснейшие наличники. Великий Двор — село, в котором образ ушедшего времени предстает явственно и зримо в длинной веренице столетних домов. А от целой деревни Сорокино остались только руины, вероятно, самого прекрасного дома, какой стоял когда-либо на талдомской земле (фото 2). И везде к первоначальному образу приходится пробиваться сквозь искажения, переделки и утраты. Это непростой путь!
![Волшебный Талдом Волшебный Талдом](http://www.perunica.ru/uploads/posts/2010-10/1286305393_2.jpg)
![Волшебный Талдом Волшебный Талдом](http://www.perunica.ru/uploads/posts/2010-10/1286305387_3.jpg)
![Волшебный Талдом Волшебный Талдом](http://www.perunica.ru/uploads/posts/2010-10/1286305452_4.jpg)
Среди наличников Талдомского района выделяются своей красотой и выразительностью наличники двух различных канонов. Один из них может быть представлен благороднейшими наличниками Зверева, Талдома и Сорокина (фото 5, 6, 7).
![Волшебный Талдом Волшебный Талдом](http://www.perunica.ru/uploads/posts/2010-10/1286305392_5.jpg)
![Волшебный Талдом Волшебный Талдом](http://www.perunica.ru/uploads/posts/2010-10/1286305468_7.jpg)
Деревня Зверево формально находится в Тверской области — всего в километре от границы с Талдомским районом, но канон не признает букву административных границ, он питается духом!
Такой тип конструкции встречается в России повсеместно, а своеобразие этому талдомскому канону придают размещенные на классической основе резные мотивы (растительные и зооморфные) и неповторимый изобразительный стиль, в котором они выполнены. Над двускатной частью карниза, в навершии, расположились фантастические ужи-«господарики» — хранители дома, любимейший мотив в самом Талдоме и в окрестностях. Похожих ужей-«господариков», но уже огнедышащих, мы видим на богатейших наличниках дома в деревне Сорокино (фото 8). Иногда эти существа увенчаны общей короной, как в деревнях Юркино и Зверево (фото 9).
![Волшебный Талдом Волшебный Талдом](http://www.perunica.ru/uploads/posts/2010-10/1286305463_8.jpg)
![Волшебный Талдом Волшебный Талдом](http://www.perunica.ru/uploads/posts/2010-10/1286305438_9.jpg)
Неизвестно, есть ли где-нибудь еще в России подобные примеры, — на каждом из 14 наличников сорокинского дома помещалось 8 резных изображений фантастических существ! По обеим сторонам треугольного фронтона мы видим полочки над своеобразными капителями. На каждой полочке наличника сорокинского дома стояло по две небольших птички, а между ними красовались крылатые огнедышащие существа. К сожалению, это относится только к прошедшему времени. Для того, чтобы поднять с земли последний уцелевший экземпляр, нам пришлось вырвать с корнями из земли почти метровый куст крапивы, проросший сквозь отверстия этой детали (фото 10).
![Волшебный Талдом Волшебный Талдом](http://www.perunica.ru/uploads/posts/2010-10/1286305432_10.jpg)
Это излюбленные талдомские мотивы, значение которых невозможно понять, не погружаясь в глубины славянской и угро-финской мифологии. Именно там находится ключ к пониманию смысла всей системы декора традиционного русского дома.
Но чаще, на полочках таких наличников можно видеть берегинь, как и во многих других областях России. Упрощенные изображения то ли женской фигуры, то ли «древа жизни» в разных воплощениях и начертаниях (фото 11).
Тот же многоликий образ берегини мы находим в декоре повсюду.
Изысканная ажурная вязь приставных боковых деталей, казалось бы не несет в себе иной функции, кроме чисто декоративной (фото 12а,б,в). Ан-нет, оказывается,что их форма похоже, произошла от изображений все тех же ужей-«господариков», как на наличнике этого талдомского дома (фото 13).
Другой талдомский канон не менее популярен (фото 14, 15, 16).
![Волшебный Талдом Волшебный Талдом](http://www.perunica.ru/uploads/posts/2010-10/1286305423_14.jpg)
![Волшебный Талдом Волшебный Талдом](http://www.perunica.ru/uploads/posts/2010-10/1286305423_15.jpg)
![Волшебный Талдом Волшебный Талдом](http://www.perunica.ru/uploads/posts/2010-10/1286305431_16.jpg)
Почти плоская конструкция несущей основы чрезвычайно проста, даже грубовата. Силуэт наличников во многом определяют диковинные приставные боковые детали, которые и не собираются скрывать, что выпилены из обычной длинной прямоугольной доски. Здесь нет изощренных криволинейных композиций из завитков, как в первом каноне. Часто незамысловатый рисунок создается скупыми узкими прорезями в доске. И, тем не менее, наличники этого канона обладают ярким своеобразием. Очарование и поэтичность им придают резные мотивы, которые помещены в навершии с обязательной ступенькой посредине — один мотив в центре на ступеньке, а симметричные мотивы — на боковых полочках. Среди этих мотивов — загадочные фантастические существа и целые композиции, очевидно, обладавщие священным для наших предков, но пока так и нерасшифрованным до конца смыслом. Часто имеется также накладной резной мотив в центре навершия.
Среди этих мотивов нередки разнообразные изображения двуглавых орлов (фото 14).
Очень часто на средней полочке помещен диковинный мотив двух водоплавающих существ с поднятыми хвостами, соединенных то горизонтальными линиями, то подобием общей короны над их головами, то каким-то небольшим вертикальным мотивом между ними (фото 17а, б). Гораздо чаще головы отвернуты друг от друга (фото 17а), но бывает и наоборот (фото 176).
![Волшебный Талдом Волшебный Талдом](http://www.perunica.ru/uploads/posts/2010-10/1286305422_17.jpg)
На боковых полочках — неимоверное разнообразие птиц, крылатых и хвостатых существ (фото 18) — от вполне натуралистически переданных петухов (фото 18а) до крылатых драконов с поднятой лапой (фото 18в).
Изредка на полочках попадается мотив, напоминающий известную из народной вышивки «птичью ладью», такие мотивы можно увидеть в деревнях Григорово, Карачуново и Нушполы (фото 19а). Исключительный интерес представляют мотивы этого типа, обнаруженные нами в деревне Бабахино, но птицы там больше похожи на драконов — они огнедышащие, и на голове у каждой маленькая корона! (фото 196).
![Волшебный Талдом Волшебный Талдом](http://www.perunica.ru/uploads/posts/2010-10/1286305424_19.jpg)
Вспомнить о народной вышивке и известных из этнографии сведениях о животных-оборотнях заставляет симметричная композиция из двух четвероногих зверей с маленькими острыми ушами, повернувшихся к своим хвостам (фото 19в). И опять мы видим нечто вроде общей короны над их головами.
Помимо рассмотренных групп наличников очень много и таких, которые классифицировать сложно. И, конечно, огромную часть наличников, как и везде по России, составляют аскетические образцы советского времени.
Прервана связь времен, и современные попытки использовать традиционный резной декор в новом строительстве, к сожалению, обесценены примитивным декоративизмом, необдуманными дисгармоничными пропорциями частей и целого, игнорированием объемной структуры наличника и декора в целом, а главное — отсутствием общего замысла и цельной образной системы, которая была настоящей сердцевиной искусства прошлого.
Данная статья написана по материалам экспедиционной работы в Талдомском районе, предпринятой авторами в 2008-09 гг. по собственной инициативе.
Богатейшее культурное наследие талдомского края должно быть, наконец, осмыслено. Должны быть приняты всесторонние меры по сохранению и реставрации еще существующих памятников и пропаганде талдомского искусства деревянного зодчества. Изумительная гармония прошлого должна ожить в постройках нового времени, а также в представлениях о прекрасном ныне живущих и будущих поколений.
Бакирова Ольга, Тимофеев Юрий
Журнал "Живописная Россия"
Фотографии О.И. Бакировой
|