-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Mirek

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 23.07.2007
Записей:
Комментариев:
Написано: 158


Доклад Марины Костенецкой на «Торжественной конференции в честь дня Европы»

Вторник, 09 Июня 2009 г. 13:19 + в цитатник

Доклад Марины Костенецкой,  прочитанный 8 мая 2009 года

в Альфовом зале гостиницы «Hotel Latvija»

 на «Торжественной конференции в честь дня Европы».

 

 

             *Молодежь Латвии и видение будущего?*

                                

 

                          Уважаемые дамы и господа!

 

 Сегодняшнее мероприятие, очевидно, задумано как праздник. На праздниках не принято говорить о проблемах, тем более с негативной окраской. Но я слишком люблю Латвию, чтобы именно здесь и сейчас не сказать о том, что меня искренне волнует. Тема моего доклада в программе конференции названа «Молодежь Латвии и видение будущего?» Знак вопроса призывает оглянуться на недавнее прошлое, прежде чем прогнозировать возможную картину будущего. Итак…

 

          Когда меня попросили от имени творческой  интеллигенции   выступить 3 ноября 2007 года на митинге, получившем позже название Революции зонтиков, я сказала на Домской площади, что у страны, в которой не уважают стариков и детей, нет будущего. Тогда я это сказала с тревогой и надеждой, сегодня эти же слова могу повторить, увы, уже как безжалостный диагноз, который реально грозит больному летальным исходом. Поскольку старики остаются за рамками объявленной темы сегодняшнего выступления,  ограничусь размышлениями о положении детей и молодежи в нашей стране.

 

          Недавно очередная группа неравнодушной латвийской интеллигенции (на сей раз это в основном были педагоги) направила Сейму, Правительству,  а через средства массовой информации и всем жителям Латвии открытое письмо о ситуации, заложниками  которой в государстве оказались дети и молодежь. Мне тоже предложили подписать это письмо и, ознакомившись с текстом, я его подписала. Идея о необходимости такого письма возникла у педагогов после того, как они в своих школах провели опрос среди старшеклассников: «Связываешь ли ты свое будущее после окончания школы (вуза) с Латвией или же планируешь навсегда уехать из страны?» Почти 50% опрошенных честно признались, что мечтают искать счастья в жизни за пределами Латвии. Важная деталь: опрос проводился только в латышских школах. Боюсь, что среди учащихся школ нацменьшинств этот процент был бы значительно выше! Если уж латышская молодежь не считает свою родину любящей матерью, а воспринимает ее скорее как равнодушную мачеху, для которой они  в доме чужие и лишние, то каково же ощущать себя тем родившимся в Латвии детям, которым без конца напоминают, что они все потомки оккупантов и незаконно приехавших в эту страну мигрантов? Несколько лет назад у нас был принят закон о постоянном  обязательном присутствии на фасаде школы государственного флага – мол, флаг должен воспитать подрастающее поколение патриотами.  Увы, никакие знамена не обманут чувства ребенка. Только когда он нутром почувствует, что действительно нужен   этой стране, что другой родины у него нет и быть не может, только тогда можно делать следующий шаг в воспитании – всерьез говорить о пропущенном через ум и сердце школьника патриотизме. Но как бы то ни было, на сегодняшний день мы имеем то, что имеем. Не только более 30% трудоспособного взрослого населения Латвии всерьез обдумывает возможность уехать на постоянное местожительство в другие страны (этот печальный факт зафиксирован статистикой), но и половина латышских школьников, готова, оказывается, с легкой душой покинуть родину. Таким образом, коренное население готово уступить свое место новым потенциальным мигрантам, благо совсем необжитой эта территория оставаться не может! И, конечно же, не останется…

 

          Недавно в одном из телевизионных интервью Министр иностранных дел Марис Риекстыньш как один из позитивных результатов вступления нашей страны в ЕС упомянул именно открывшуюся перед  жителями Латвии возможность свободно использовать рынок труда других государств. Вне всякого сомнения, такая возможность тоже является составляющей свободы, за которую мы боролись на баррикадах. Но своего рода свободный рынок труда существовал у нас и во времена СССР! Ведь с одной стороны мы жили за железным занавесом, а с другой-то на территорию Латвийской ССР массово завозилась рабочая сила из отдаленных регионов всей огромной страны. Чем это кончилось – всем хорошо известно. Трагический парадокс истории заключается в том,  что сегодня уже не нужны товарные вагоны, чтобы депортировать под конвоем граждан Латвии на восток – в комфортабельных самолетах народ сам добровольно эмигрирует на запад. Если так это будет продолжаться и впредь, то через какое-то время слово родина на латышском языке с ностальгической интонацией  станет звучать во всех уголках мира чаще, чем в самой Латвии. Но, как сказал поэт Кнут Скуениекс, «Родина без народа есть фикция». Для того, чтобы в будущем Латвия не превратилась просто в так называемую латвийскую  территорию с дешевой рабочей силой из гостарбайтеров разных национальностей, которые станут искать здесь убежище из еще более неблагополучных регионов планеты, следует осознать всю опасность сложившейся ситуации и разработать государственную концепцию в отношении будущего нашей молодежи. Следует последовательно думать о том, как удержать хотя бы ту часть подрастающего поколения, которая уже сегодня вместе с родителями не покидает Латвию. В этом-то  и заключается огромное отличие от того поколения, которое бежало из Латвии в середине прошлого века, спасая в буквальном смысле слова свою жизнь как таковую! Боюсь, что потомки нынешних эмигрантов, добровольно уезжающих просто  в поисках лучшей доли, уже не вернутся на родину. Особенно в том случае,  если за границей получат образование и достойно оплачиваемую работу по специальности. 

 

          Единственное, что мы можем противопоставить этой тенденции – хорошее образование для молодежи, гарантированное рабочее место и зарплату соответствующую полученному диплому. Но прежде, чем говорить о хорошем образовании, давайте посмотрим, что у нас происходит на ниве всеобщего обязательного образования. Оказывается, спустя пять лет после того, как мы вступили в Союз цивилизованной Европы, в Латвии официально зарегистрированы 2600 детей школьного возраста, которые в этом учебном году ни разу не переступили порог школы! Подчеркиваю: это официальные данные Министерства образования, неофициальные, но реальные  цифры выглядят, наверняка, куда страшнее… 

 

 

Очередная школьная реформа предусматривает с нового учебного года сокращение числа школьных учителей в Латвии минимум на шесть тысяч человек (сначала речь шла о двух тысячах), а также закрытие маленьких нерентабельных школ. Не будучи специалистом в сфере образования, я не имею права, подавшись эмоциям, утверждать, что такая реформа преступна  по отношению к сегодняшним детям, а в будущем  грозит и благополучию Латвии в целом. Но как рядовой гражданин этой страны могу напомнить, что одну подобную радикальную реформу после восстановления независимости Латвии мы уже пережили – ликвидировали практически все детские сады. Точнее, по цене бутерброда продали здания детских дошкольных учреждений тем,  кто нынче входит в число новоявленных миллионеров Латвии. На момент приватизации детские сады были объявлены пережитком преступного тоталитарного режима. Сегодня те же детские сады строим заново и на выборах в местные самоуправления обещаем голосовать за тех политиков, которые будут способствовать возрождению сети дошкольных детских учреждений в стране. Одновременно сегодня мы отказываемся от того положительного, что было создано в независимом государстве впервые –  например, от материнских пособий по уходу за ребенком в первый год жизни. И при этом хотим, чтобы демографические показатели в Латвии неуклонно улучшались!

 

Нет сомнения в том, что необходимость реформы в образовании давно назрела. Вопрос в том, какая именно реформа нам нужна? Станут ли наши будущие выпускники школ более конкурентоспособными на том же европейском рынке труда в  случае простого сокращения количества учителей и закрытия небольших школ? А может быть, настало время кардинально изменить саму систему обучения, исходя из тех возможностей, которые ХХI век предлагает обществу для овладения информацией посредством новых технологий? Быть образованным человеком в ХХI веке означает уже не только владеть определенным багажом знаний в той или иной сфере, но и уметь быстро самостоятельно обучаться, а в случае неблагоприятного изменения  обстоятельств, столь же быстро и безболезненно  переучиваться. Речь идет об использовании в процессе образования навыков работы с компьютером. Например, иностранными языками с помощью специально разработанной компьютерной программы успешно овладевают дети во многих экономически развитых странах мира. При этом они одновременно учатся самостоятельно учиться вообще. Конечно, никакие самые передовые технологии никогда не смогут полностью заменить живого учителя, его заинтересованность в успехах ученика, сопереживание трудностям и т.д. Но сам по себе такой подход  при разработке новой концепции образования, позволил бы реально сократить число учителей в школе без ущерба для детей. А это ведь совсем не одно и то же, что  в одночасье уволить шесть тысяч педагогов только потому, что такого требование к Латвии Международного Валютного Фонда! Иначе, мол, страна не получит кредита и нечем будет выплачивать зарплату даже оставшимся учителям. 

           Думая о будущем страны, необходимо осознать, что традиционный формат обучения (учитель стоит перед классом и вещает) стремительно  изживает себя. Ибо этот формат готовит к жизни всего лишь профессиональных исполнителей. Такая система идеально работает в  обстоятельствах, когда выпускник вуза направляется на работу в научно-исследовательский институт или конструкторское бюро. Но на сегодняшний день государство неспособно обеспечить много таких рабочих мест! В современных экономических условиях создание рабочих мест вообще не является функцией государства. За исключением бюджетной сферы, конечно. Остальные рабочие места создает частный сектор. Одной из причин нашего кризиса является то обстоятельство, что люди не умеют самостоятельно, без контроля со стороны, работать. А работодателям все больше требуются именно такие, самостоятельные работники. Двадцать лет назад, мой знакомый, получивший традиционное образование в СССР, уехал в Америку. Там он начал с главного – заново научился учиться. И стал преуспевающим бизнесменом. Теперь  рассказывает, что в США масса высокообразованных специалистов работает на дому, годами не видя в глаза своего начальства. Это дает колоссальную экономию  административных ресурсов, нет необходимости содержать дорогостоящие офисы, а в результате такие фирмы являются более конкурентоспособными, чем те, которые работают по старой модели.

 

          Следовательно, современное образование должно готовить к жизни человека, который способен максимально эластично и самостоятельно приспосабливаться к меняющимся обстоятельствам. Если же мы и дальше будем штамповать своей системой образования только исполнителей, которых после завершения учебы надо обеспечивать всем, начиная от наставника  и кончая контролером, то работодатель просто-напросто не будет заинтересован в создании новых рабочих мест для такого работника. И тогда все это так и будет продолжаться по заколдованному кругу: в Латвии у латышей нет работы; чтобы дать детям достойное образование, надо искать место под солнцем за пределами родины; дети, получившие образование за границей, в Латвию не могут вернуться потому, что здесь для них не созданы рабочие места…

 

          И, наконец, что касается уже упомянутой проблемы межнациональных отношений в Латвии. Тот же американский знакомый успокаивает меня: мол, не переживай, со временем все утрясется. Вот ведь какой долгий и трудный путь национального примирения прошла Америка, а сейчас это самая многонациональная в мире процветающая демократическая страна. Не знаю, как там на самом деле обстоит у них с  демократией, не бывала я в Америке. Но из истории знаю, что когда-то коренное население американского континента составляли  индейцы. Сегодня друзья привозят мне сувениры, которые по этнографическим  мотивам индейцев делают проживающие в Америке китайцы. Я не хочу, чтобы в ХХII веке Латвия превратилась в этнографический музей, где об истории и культуре латышского народа можно будет узнать только по стилизованным под старину сувенирам.

 

Но именно такое будущее стране грозит, если сегодня мы кардинально не изменим своего отношения к проблемам подрастающего поколения.

 

 (C) Copyright Marina Kostenecka, Riga 2009                             

Перевод на русский: Марина Костенецкая


Комментарий:

Когда Марина «озвучила» для меня и моей жены Ирины текст доклада, мы были поражены, насколько чётко сфломулировано то, что и мы думаем о сегодняшней  Латвии, о её огромных проблемах в сфере образования и судьбах  молодых людей, многие из которых намерены покинуть Родину...

В этой связи давно назрела  необходимость научить молодых людей самостоятельно учиться и мыслить.  Это делает неоценимым проект Ен101.   На конференции в мае 2009 Марина сделала доклад на латышском языке, а после выступления сделала авторский перевод на русский. Понятно, что на прямую Марина не имела права говорить о Ен101, но совершенно ясно, что речь идёт о нашем проекте.  

Блестящий доклад  достоин самых высоких оценок. Это поистине исторический документ!      Я публикую доклад с согласия Марины со всеми её правами (Copyright). Это означает,  что любая публикация доклада или его частей возможна только со ссылкой на автора.

Это выступление, единственное среди прочих, настолько заинтересовало делегатов Евросоюза, что копию доклада оправили ближайшим самолётом в Брюссель.   

Марина Костенецкая всегда была «на передовой».  Как Народный  депутат СССР и член Верховного Совета СССР в 1989 - 1991  годах она сыграла огромную роль в восстановлении Латвией независимости. Она была активным участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АС.  Она бескомпромисно выступает против националистических тенденций деления народа Латвии на «граждан» и «оккупантов».  Она родилась в Латвии , считает себя  русской писательницей, но именно  Латвии.  «Другой Родины у меня нет!» - часто повторяет она.                                               

Марина Костенецкая удостоена высоких наград Латвии: она является  КАВАЛЕРОМ ОРДЕНА ТРЕХ ЗВЕЗД  и КОМАНДИРОМ КРЕСТА ПРИЗНАНИЯ.  (Кавалер - означает,  что орден пятой степени; Командир - орден третьей степени.)  

    


 

Марина Костенецкая в Замке Президента сразу же после награждения Крестом Признания (он на шее), а орден Трех Звезд - на груди. Справа на странице Крест Признания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 Латышское и русское издания великолепной автобиографической книги Марины Костенецкой «ДЁШЕВО ПРОДАЁТСЯ КЛОУН» - направо с её надписью и автографом.  

         


       


 


 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку