Психологический суицид |
Психологический суицид (психологическое самоубийство)
Что же такое это «психологическое самоубийство»?
Психологический суицид — это ничто иное, как — преждевременная смерть, вызванная тем (неправильным) стилем жизни, который избрал себе человек.
Выражение «неправильный стиль жизни» определяется в психологии точным термином — дезадаптация…
А теперь давайте конкретно поговорим о том, что подразумевают психологи под дезадаптацией — неправильным стилем жизни.
Я сразу оговорюсь, что ни я, ни профессиональное сообщество психологов НЕ считаем алкоголь и сигареты — причиной преждевременной смерти мужчин в России. В этом мы расходимся с ВОЗ и с теми организациями, которые ведут борьбу в стиле советской «кампанейщины» то с одним, то с другим магнатом-миллионщиком…
Во всём мире (открою секрет) люди употребляют и алкоголь, и сигареты и кое-что похуже, например, неконтролируемое количество антидепрессантов. И противоборство этим увлечениям, которое во всём мире ведётся на истерических нотах — тому лишнее доказательство — принимали и принимать будут. Причина тут в другом…
Первая причина «неправильного стиля жизни» или дезадаптации
Это — несчастная жизнь. Её могут не замечать, замалчивать, но от этого несчастная жизнь не становится счастливее. А что же приводит к несчастной жизни? А только одно — внимание! Запомните эту золотую мысль, эту блестящую цитату, которую очень любят повторять психологи своим глуховатым клиентам:
«Если Вы хотите стать меньшим, чем можете быть, то несчастная жизнь Вам гарантирована».
Что мешает нам стать тем, кем мы можем быть?
Вместо ответа я процитирую Вам древних китайских мыслителей:
«В человеке суетливом истинная природа не может проявить себя»…
Что есть суета? Главным образом, суета — это когда мы стыдимся гордиться собой (отчего-то непохожим на других), а судорожно пытаемся быть «как все», то есть — как наше ближайшее окружение, чуть ли не окружение «с района».
Вторая причина «неправильного стиля жизни» или дезадаптации
А это как раз неумение жить в моменте «здесь и сейчас», наслаждаясь им в полной мере и не желая большего.
***
Лучше всего это неумение иллюстрирует о-очень известный анекдот, который так уж известен, что мне даже стыдно его пересказывать в подробностях.
Помните, там идёт речь об американском бизнесмене и итальянском лаццарони (бездельнике). Итальянец наловил ведёрко рыбки, выйдя в море поутру на своей маленькой шаланде, продал её, свежую, туристам, а потом весь день лежал под оливой на своём благословенном юге Италии и слушал себе пение рыбаков.
Американец же стал рисовать перед ним перспективы одержимости духом предпринимательства и большого бизнеса. «Ты купишь две лодки, потом три, наймёшь рабочих, продашь бизнес, купишь акции, и через 25 лет ты сможешь:
«лежать преспокойно под оливой на юге Италии и слушать пение рыбаков»
«Но послушай (сказал ему лаццарони) зачем мне ждать 25 лет? Я уже и так лежу под оливой…»
Знаете, что сказал об этом Фёдор Михайлович Достоевский? Внимание, это наверное самая психотерапевтическая цитата из всего наследия нашего классика:
«Цел и здоров тот народ, который положительно любит СВОЙ МОМЕНТ, тот, в который живёт, и умеет ПОНЯТЬ его. Такой народ может — жить…»
А вот что сказал об этом гений нашей эпохи — мой любимый философ, Мераб Мамардашвили:
«То, что происходит СЕЙЧАС — это и есть Вечная Жизнь».
Я хочу обратить внимание Читателя на то, что эти высказывания и есть «гештальт-терапия», её основной месседж. Заслуга же Фрица Перлза (отца идеи гештальт-подхода) состоит в основном в том, что он
а) попытался объяснить коллегам-психиатрам, что их пациенты страдают и умирают именно от этого, от того, что знали уже давно философы и писатели и
б) на основе сделанных выводов придумал ТЕХНИКИ исцеления невротиков, не умеющих жить здесь-и-сейчас.
Третья причина «неправильного стиля жизни» или дезадаптации
Это тотальная нелюбовь к себе, нелюбовь, возведённая аж в ранг некоей мазохистской добродетели.
Эта нелюбовь к себе, как правило, ещё и сопровождается тотальной нелюбовью к миру в целом, миру, породившему человека…
Да, человек — несовершенен. Но от этого он не заслуживает презрения. Вот, что писали по этому поводу великие арабские мистики-суфии, коллеги легендарного муллы Насреддина:
«Само несовершенство человеческой природы таково, что свидетельствует с несомненностью о ВЫСШЕМ МЕСТЕ человека среди всех прочих существ. Ибо только ему (единственному из живых) дана возможность СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ.
Само слово «несовершенство», относимое к нему, уже содержит в себе признание за ним способностей и возможностей к ВОСХОЖДЕНИЮ».
«Человек — это состояние усилия быть человеком»
Мераб Мамардашвили
Мы корим себя за неудачи и думаем, что неудача — первый признак того, что не всё в порядке — либо с нами, либо с миром, либо — с обоими.
Но что есть наша неудача? Это всего лишь … опыт. Уточним — отрицательный опыт.
Мы не любим мир за то, что он является главным поставщиком отрицательного опыта…
Как сказал поэт:
«Не выходи из комнаты — не совершай ошибку…»
Вот мы и стараемся всю жизнь лишний раз не выходить из комнаты, в которой себя и хороним.
Но ведь мы должны петь хвалу негативному опыту в своей жизни, а не проклинать и не бояться его. Почему?
В любом учебнике по психологии вы прочтёте что-то вроде:
«Отрицательный опыт — это сокровище мудрости и практицизма» (к чему мы все и стремимся, кто на словах, кто на деле).
Именно получив отрицательный результат (или никакого результата) мы начинаем задумываться и понимаем: стандартные решения «из учебников» не всегда приносят успех и пользу. Так мы приобретаем главное богатство своей жизни — профессиональный, личный или специфический — опыт.
Четвёртая причина «неправильного стиля жизни» или дезадаптации
Она связана с тем, что мы отказываемся от творчества, неправильно понимая, что это такое и поэтому, не видя возможностей к занятию творчеством — вокруг себя.
Творчество — это не умение рисовать красками, плясать и играть на балалайке.
Творчество — это ОДУХОТВОРЕНИЕ МАТЕРИИ.
Вот и всё.
Когда мы поймём, что всё живое (и неживое) вокруг нас имеет душу и память, когда мы станем пантеистами в хорошем смысле этого слова (пантеистами, какими были, например, английские романтики — поэты Китс и Шелли), тогда мы перестанем быть варварами, а детская жестокость и бессердечность, свойственная малышам и дикарям, покинет нас навсегда, уступив место подлинной Взрослости, осознанию себя в этом мире, чуткости к любому творению…
***
Вот интересно, станем ли мы когда-нибудь народом, который, как сказал Достоевский, «может жить»?..
Елена Назаренко
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |