-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в mimohod

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 23.09.2006
Записей:
Комментариев:
Написано: 886


Про Обитаемый остров

Пятница, 09 Января 2009 г. 15:45 + в цитатник


Обитаемый остров - фильм который ждали многие. Я в том числе. После просмотра я пытался сам для себя понять что ж в фильме не так, вроде по книге, близко к тексту, но что то же не так явно. Сегодня абсолютно случайно наткнулся на комментарий к ОО, после прочтения которого я понял что ж в фильме не так. Автору - Римме Березенко от меня лично низкий поклон, за понимание сути. Итак

 

 

 

ОО. Впечатления выродка

Посмотрела «Обитаемый остров» (далее – ОО). Сутки ломала голову: что же мне все это напоминает? Наконец, поняла. Помните такую серию из «Ералаша»? Пацан лет десяти пересказывает другу фильм: «Он ему бац, бац, и по голове! А тот ему – ннна! А она вся такая – ах! А он: «Бедный Юрик! Бедный Юрик!». Шпагу достал и всех... А потом – бабах! Классное кино!» Камера отъезжает – и оказывается, что стоят мальчишки под афишей «Гамлета». Сдается мне, что Федор Бондарчук находится на стадии того пацана. И теперь, благодаря его пересказке, миллионы зрителей будут считать, что роман «Обитаемый остров» (далее «Обитаемый остров») – это про то, как на какой-то планете взрывали башни.

…Я морально готовилась. Хотела, забыв о Стругацких, расслабиться и получить удовольствие от зрелищного кино. Кстати, я умею отключить дотошность и не тыкать пальцем в различия между фильмом и литературным первоисточником. Люблю и «Пикник на обочине», и «Сталкера». «Графа Калиотро» и «Формулу любви». В глобальном неприятии современного российского кинематографа меня упрекнуть тоже нельзя. Мне нравятся «Дозоры» Бекмамбетова (правда, «Ночной» вынесла лишь как слабый пролог классного «Дневного») — и это при том, что «Дозоры» Лукьяненко вообще за литературу не считаю. В общем, книга есть книга, кино есть кино. Бывают фильмы-экранизации, а бывают совершенно самостоятельные художественные произведения, навеянные, так сказать, романом или повестью.  А бывают вот такие… Массаракш!..


Вроде, близко к книге. Заняты хорошие актеры. Зрелищно. Но если это кино, тогда комиксы – это литература. В ОО картинка, взрывы и драки — есть. Сюжета, характеров, актерской игры – нет.
Кто-то убедил Бондарчука-мл. (а с ним и многих других современных режиссеров), что главное в фильме – это крутая картинка. Ну, есть еще необходимые условия. К примеру, присутствие на экране Куценко, Сидихина и Гармаша. А сценарий — он, конечно, нужен… Как для компьютерной игры. Или видео-порнушки. Посему все очередные «прорывы» кинематографа больше похожи на виртуальные стрелялки, чем на фильмы. А зритель, который следит за сюжетом и ищет в кино смысл, похож на ту колхозницу из анекдота: она несколько раз смотрела кассету с порнухой, пытаясь понять, поженятся персонажи или нет…  

А я хочу, хочу!!! Нет, не свадьбы в конце фильма — характеров хочу. Чувств. Например, хороших диалогов Гая и Максима — споров зомбированного фанатика и пришельца из мира, где тоталитаризм только на уроках истории проходят. Увидеть хочу взаимную симпатию героев и непонимание друг друга… В ОО Гай и Мак, конечно, разговаривают. Но их диалоги – это огрызки того, что могло быть. Если бы массу экранного времени не съели муки Прокурора в гламурной ванной и очень красивые «ужасы жизни» в городе с ух-какими-небоскребами и дирижаблями. 

Чесслово, я не сторонник скрупулезного сравнения фильма с книгой. Но в данном случае это даже интересно – следить за тем, как события и реплики из романа, купированные и вмонтированные в клиповую картинку, лишаются смысла. К примеру, история отца Рады, который погиб в чумном районе. Справиться с эпидемией власти не смогли, и на район просто сбросили атомную бомбу, — рассказывает девушка Максиму. И чо? А ничо. По лицу героини невозможно понять – в ее мире такое нормально? Или ужас-ужас? И по Максиму не разберешь, для него такой факт – ерунда? Или потрясение? В общем, гуляя по саду (кстати, что за райские кущи? в городе, где хлеб раздают по норме…), они вспомнили папу Рады и поцеловались. А потом в кадре оказался ребенок с куклой. Попытаюсь домыслить… У куклы стрижка — как у Гая. Может, это традиционная прическа гвардейца? Возможно, так режиссер хотел донести: кошмар, здесь у малышей милитаристские игрушки! Если я угадала задумку, то могу лишь сказать, что этот красивый (серьезно) кадр ужасает примерно так же, как порванные колготки. А если идея была другая?.. В общем, чума, атомная бомбардировка, деревья в тумане, поцелуй, монтаж, бэби… Лепота!

А драка с этим клоуном в цилиндре? Вау! Бац-бац, шаолинь+матрица+тарантино. В книге Максим тоже круто повалял шестерых. Голыми руками. И пару из них стукнул до смерти. Только в конце не сказал «Бум!». Потому что ему было не до приколов. Он впервые убивал людей. Но зачем же об этом в ОО? Тут нужна именно «Матрица». Чтобы не трагедия, а красиво. 

Рискну возразить тем, кто утверждает, что Степанов – не актер. Его взяли на роль супермена, и он супермена изобразил. Думаю, что режиссер просто не ставил актеру  задачу играть смятение и боль человека, которого Саракш выворачивает наизнанку. Нет времени и места, чтобы показать, как меняется Максим. Все занято внешними эффектами.   

И что говорить о дебютанте, если Бондарчук и классным актерам слова сказать не дал, сыграть не дал, как кукол посадил за стол?.. С Пироговым такое сделать – это как микроскопом даже не гвозди забивать (действие полезное), а в заду ковырять. (Да, кстати… Господа звезды, построились все дружно в шеренгу. Не отлыниваем! Все, все! И Бондарчук тоже! Гармаш, выйти из строя! Кругом! Объясните этим выродкам, как нужно произносить «Массаракш!». Пока создается впечатление, что для всех остальных актеров, занятых в ОО, «массаракш» — такое же бессмысленное сочетание буковок, как наше «.. …. ..ть» для жителя Саракша.)

…Я всегда считала, что «Обитаемый остров» — просто подарок для киношников. По этой книге можно сделать и социально острый, и приключенческий зрелищный фильм. Конечно, никто не ждал, что Бондарчук возьмется снимать серьезное кино о тоталитарном обществе, власти и т.п. Но и нормальный экшн у него не получился. Вышел «проект». В котором опять победило бабло.  

Осталась одна надежда — на кризис. Вот не будет у режиссера  десятков миллионов на такие проекты – и перерастет он, наконец, стадию пацана, пересказывающего книгу с помощью междометий. И зрители, глядя на экран, не будут обсуждать, с какого голливудского фильма содрали картинку. Они будут переживать.


А пока одна большая башня каждый день транслирует новости о том, что ОО – это победа российского кино. А кто не верит – выродок.

© Римма Березенко

 


 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку