Притяжение Валаама |
Cеверным Афоном, «Честною и великою Лаврою» называли древнюю иноческую обитель, основанную Сергием и Германом, Валаамскими чудотворцами. Не раз Валаамский монастырь подвергался опустошениям и разорениям, иноки его падали под острием меча, пылали святые храмы. Но всякий раз, оправившись от ударов, он подымался и расцветал...
Природа на острове уникальна в связи с положением острова на Ладоге. Весна приходит в конце марта. Летом на Валааме солнечных дней на 30-35 больше, чем на материке. Средняя температура июля +17. Зима со снегом начинается в начале декабря. В середине февраля (средняя температура: -8o) налаживается автомобильное сообщение с ближайшим городом Сортавала (42км.)
Достоверная история Валаамского монастыря начинается с XIV века. В «Сказании о Валаамском монастыре» указана точная дата основания — 1407 год. Уже к началу XVI века на архипелаге жили около 600 монахов, но неоднократные нападения шведов привели к запустению благодатного острова. В 1715 году Пётр I по просьбе архимандрита Кирилло-Белозёрского монастыря издал указ о восстановлении Валаамской обители. В 1720 году построен деревянный Спасо-Преображенский собор, келейные корпуса и вспомогательные помещения. В 1730 году возведена Успенская церковь, построена деревянная ограда, но пожар 1754 года уничтожил эти первые постройки. Императрица Елизавета Петровна прилагала усилия для восстановления монастыря, но в 1765 году в нём жило всего 11 монахов. Усилия не пропадали даром и в 1974 году освящён храм Преображения господня. Вокруг храма в виде квадрата были построены келейные помещения, по углам которого возведены Успенская («зимняя», то есть отапливаемая) и Никольская церкви. В 1805 году воздвигнута надвратная церковь во имя Святых апостолов Петра и Павла. Над островом теперь возвышается монастырская колокольня 38-метровой высоты. В свою очередь был отлит и самый большой среди валаамских колоколов — колокол в честь апостола Андрея Первозванного весом в 1000 пудов.
К началу Первой мировой войны на острове проживало около 1000 человек. С 1811 по 1917 архипелаг входил в Финляндское княжество Российской империи. Революция 1917 года привела к тому, что острова вошли в состав вновь образованной Финляндии, а обитель стала церковью нацменьшинства (основная религия Финляндии — лютеранство. С 1925 года службы вели на финском языке. Острова были укреплены в военно-инженерном отношении.
По окончании Великой Отечественной войны монастырь был присоединён к Московской епархии, но экономически остался в подчинении финской православной церкви. В 1977 там прекратились службы на русском языке, в 1981 умер последний русский монах. Монастырь продолжает действовать как финский православный монастырь и принимает в год более 100 тысяч посетителей – как паломников, так и туристов.
Начиная с 1970 года , обитель стала воссоздаваться православными христианами из Финляндии. И к 1977 году, к 800-летию Православия в Финляндии, был открыт новый храм — церковь Преображению Господнему, который строился как на пожертвования, так и на государственные средства. Ново-Валаамский монастырь стал центром духовной жизни и православной культуры в Финляндии. В настоящее время это монастырь только для мужчин, принадлежащих к Финской Православной церкви, в братстве около 10 человек В главном храме монастыря хранится чудотворная Коневская икона Божей матери, которая была принесена в Россию с Афона в 1398 году и вывезена с острова Валаам во время эвакуации монастыря в 1939-40 годов. Кроме того, в монастыре находится чудотворная Валаамская икона Богородицы.
В 18 км от Нового Валаама расположен Линтульский женский монастырь, который был образован в 1939 году после эвакуации монахинь Линтульского монастыря с Карельского перешейка в Восточную Финляндию во время Финской войны и где находится Чудотворная икона Божией матери «Иерусалимская». В монастыре 13 насельниц во главе с игуменией Мариной.
Покой обители и окружающая природа подарят Вам уникальную возможность отдохнуть вдали от шума и каждодневных забот. Неспешность и тишина.
13 декабря 2005 впервые зазвучал 1000-пудовый благовест — колокол «Андрей Первозванный», установленный на колокольне в монастыре в рамках программы восстановления старинной звонницы.
Легенды о "языческом" Валааме:
Говоря о языческом Валааме можно сказать, что современные адепты не ошиблись - место озера Страха, горы Змеиной и острова Дивный действительно составляют вполне внятное ландшафтное святилище. То что оно "крещено" двумя огромными крестами и носит соответствующие топонимы (Змеиная, Страха, Дивный) свидетельствует, что именно здесь монахи столкнулись с проявлениями язычества. Хотя никаких сооружений, кроме куч на острове Дивном, обнаружено не было, вполне возможно что они были просто разрушены православными монахами. При исследовании горы Змеиной также не было обнаружено внятных следов рукотворных конструкций, впрочем для карел, того периода к которому можно отнести почитание этого места, были нехарактерны массивные мегалиты, но небольшие каменные сложения и кучи вполне могли быть. Кроме того именно это место на Валааме обращено в сторону наиболее глубокой части Ладоги, именно здесь слышатся "ладожские громы" - бронтиды (барантиды) и наблюдаются миражи (чему стали свидетелями и участники нашего похода - тонущие и взмывающие в небо острова, двоящиеся корабли). Недалеко отсюда располагается и Скалистый берег - одно из красивейших мест Валаама. |
"Капище Велеса", довольно живучая валаамская легенда. Чаще его упоминают в прошедшем времени (и это возможно ближе к истине), но в ряде случаев упоминается и мегалитический комплекс с элементами вырубленными в скалах и даже чуть ли не оштукатуренными (!). При осмотре подтверждено природное происхождение как "желобов", которое следуют отнюдь не через равные промежутки и являются всего лишь трещинами скал. Структура трещин скал в некоторых местах действительно напоминает кладку, но не более, "штукатурка" также оказалась обычным расслоением породы. "Обелиски" - не более чем полуразрушенные останцы скал, отслоившиеся в незапамятные времена от основного массива. |
Каменные кладки зафиксированные на отдаленных скалах явились наиболее интересными артефактами. Заросшие лишайниками, проросшие деревьями непонятных форм они не нашли четкого объяснения при переборе всех возможных версий (природной. христианской, рыбацкой, военно-финской). Кладки невелики и невыразительны. Единственное что приходит на ум, это связь их с более четко выраженными и массивными кладками скалистых островов Валаамского архипелага, а также подобных островов на Белом море, в Кемских шхерах и в северном Прионежье. |
Серия сообщений "Святые ...":
Часть 1 - Святые старцы Афониной
Часть 2 - Антология древнерусской литературы.
...
Часть 8 - Русский святой Кирилл Белозерский
Часть 9 - В Евангелии не встречается слова "терпимость, только любовь"
Часть 10 - Притяжение Валаама
Часть 11 - Нило-Столобенская_пустынь
Часть 12 - Египет. Навигация в загробном мире
Часть 13 - Борисоглебский монастырь
Часть 14 - Монахи Русского Севера ...
Часть 15 - "ЦАРЬ КОЛОКОЛ" ТРОИЦЕ СЕРГИЕВСКОЙ ЛАВРЫ
Рубрики: | Православие Архитектура. История. Страны. Искусство. Картины. Памятники. |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |