-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Millli


"Домострой" - главы 11-15

Суббота, 20 Сентября 2014 г. 17:47 + в цитатник

Глава 11. Как дом свой украсить святыми образами и храм в чистоте держать
Глава 12. Как мужу с женою и с домочадцами в доме своем молиться Богу
Глава 13. Как в церкви мужу и жене молиться, чистоту хранить и всякого зла избегать
Глава 14. Как в дом свой приглашать священников и иноков для молитвы
Глава 15. Как с благодарением угощать с домочадцами приходящих в доме своем

пир (700x347, 91Kb)

11. КАК ДОМ СВОЙ УКРАСИТЬ СВЯТЫМИ ОБРАЗАМИИ В ЧИСТОТЕ СОДЕРЖАТЬ ЖИЛЬЕ
Каждому христианину нужно в доме своем, во всех комнатах, по старшинству развесить на стенах святые и честные образа, на иконах написанные, их украсив, и поставить светильники, в которых во время молебствия перед святыми образами возжигаются свечи, а после служения - гасятся, закрываются занавеской от грязи и пыли, строгого ради порядка и для сохранности. Постоянно следует их обметать чистым крылышком и мягкою губкой их протирать, а комнату эту всегда содержать в чистоте. К святым образам прикасаться лишь с чистою совестью, во время службы, при пении и молитве свечи возжигать и кадить благовонным ладаном и фимиамом. А образа святых расставляются по старшинству, сначала, как уже сказано, особенно почитаемые. В молитвах и в бдении, и в поклонах, и во всяком хвалении Бога нужно всегда воздавать им почесть - со слезами и с плачем, и со скорбным сердцем, исповедуясь в своих прегрешениях, просить отпущения грехов.



12. КАК МУЖУ С ЖЕНОЮ И С ДОМОЧАДЦАМИ В ДОМЕ СВОЕМ МОЛИТЬСЯ БОГУ

Каждый день вечером муж с женою и с детьми, и с домочадцами, если кто знает грамоту - отпеть вечерню, павечерницу, в тишине со вниманием, предстоя смиренно с молитвою, с поклонами, петь согласно и внятно, после службы не пить не есть и не болтать никогда. Да и всему свое правило. Ложась спать, каждый христианин кладет пред иконой по три земных поклона, но в полночь, встав тайком, со слезами хорошо помолиться Богу, сколько сможешь, о своих прегрешениях, да и утром, вставая - также; и каждый поступает по силам и желанию, а беременные женщины кланяются поясным поклоном. Всякому христианину следует молиться о своих прегрешениях и об отпущении грехов, о здравии царя и царицы, и чад их, и братьев его, и бояр его, и о христолюбивом воинстве, о помощи против врагов, об освобождении плененных, и о святителях, священниках и монахах, и об отцах духовных, и о болящих, о заключенных в темницы, - и за всех христиан. Жене же нужно молиться о своих прегрешениях - и за мужа, и за детей, и за домочадцев, и за родичей, и за духовных отцов. А утром, поднимаясь, также Богу помолиться, отпеть заутреню и часы, и молебен с молитвою, да в тишине, со смирением, стройно петь и со вниманием слушать, и образам покадить. А если некому петь, то побольше молиться и вечером и утром. Мужьям же нельзя пропускать ни дня церковного пения: ни вечерни, ни заутрени, ни обедни, а женам и домочадцам - как уж получится, как решат: в воскресенье и в праздники, и в святые праздничные дни.
13. КАК МУЖУ И ЖЕНЕ МОЛИТЬСЯ В ЦЕРКВИ, ПРЕБЫВАТЬ В ЧИСТОТЕ И ВСЯКОГО ЗЛА ИЗБЕГАТЬ

церкви же на службе стоять трепетно и в тишине молиться. Дома же всегда петь павечерницу, полунощницу и часы. А кто прибавит церковную службу ради своего спасения, это в его воле, ибо тогда и награда больше от Бога. А женам в церковь божью ходить как удастся - и по желанию и советуясь с мужем. В церкви же ей ни с кем не беседовать, молча стоять, пение слушать со вниманием и чтение святого Писания, никуда не оглядываясь, не прислоняться ни к стене, ни к столпу, и с посохом не стоять, не переступать с ноги на ногу; стоять, руки сложив на груди крестообразно, непоколебимо и твердо, телесные очи долу опустив, а сердечными - к Богу; молиться Богу со страхом и трепетом, с воздыханиями и слезами. Не выходить из церкви до конца службы, приходить же к самому ее началу. По воскресеньям и в праздники Господни, в среду и в пятницу, в святой великий пост и в богородичный пребывать в чистоте. А обжорства и пьянства, и пустых бесед, непристойного смеха остерегаться всегда. От воровства и блуда, от лжи, клеветы, от зависти и всего, неправедно приобретенного: от ростовщичества, от кормчества, от взятки и от любого иного лукавства отречься и ни на кого не гневаться, не попомнить зла, а разбоя и грабежа и насилия всякого, и неправедного суда никогда не творить. От ранней еды (и питья) и от поздней - после вечерней службы - воздерживаться, если же пить и есть, то во славу божию и лишь в разрешенное время; малых же детей и работников кормить по усмотрению хозяев.

Разве не ведаете, что неправедные не войдут в царство божие? - как апостол Павел сказал: "Если кто-то известен как блудник или лихоимец, или идолослужитель, или насмешник, или пьяница, или грабитель - с такими не есть"? И еще сказал: "Не льститесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни осквернители, ни рукоблудники, ни мужеложники, ни лихоимцы, ни воры, ни пьяницы, ни оскорбители, ни разбойники в царствие божие не войдут", - потому и нужно всякому христианину оберегаться от всякого зла.

Следует христианину всегда держать в руках - четки, а молитву Иисусову - неустанно на устах; и в церкви и дома, и на торгу - ходишь, стоишь ли, сидишь ли, и на всяком месте, по словам пророка Давида: "На всяком месте благослови, душа моя, Господа!" Творить же молитву так: "Господи, Исусе Христе, сыне божий! помилуй мя, грешного", - и так говорить шестьсот раз, а седьмую сотню - пречистой Богородице: "Владычице моя, пресвятая Богородица, помилуй мя, грешного!" - и опять возвращаться к началу, и так говорить постоянно. Если кто эту молитву, пользуясь ею, легко говорит как ноздрями дышит, то после первого года войдет в него сын божий - Христос, после второго - войдет в него Дух святой, а после третьего - приникнет к нему Отец, и, войдя в него, обитать в нем станет святая Троица, поглотит молитва сердце и сердце поглотит молитву, и будет вопиять ту молитву днем и ночью, и избавится он от вражьих сетей по слову Христа Иисуса, Господа нашего - ему же слава вовеки, аминь.

И пречистая Богородица со всеми небесными силами и со всеми святыми защитницей станет от дьявольских козней всех в этой жизни и в будущей - для того, кто с верою молится и божьим заповедям следует.

Как следует креститься и кланяться

Святителям - и попам и монахам,- царям и князьям, и всем христианам следует кланяться образу Спасову и животворящему кресту, и пречистой Богородице, и святым небесным силам и всем святым, и священным сосудам, и святым почитаемым мощам таким образом: правой руки соединить персты - первый крайний да нижних два концами сомкнуть, - этим знаменуется святая Троица; средний перст выпрямить, чуть наклонив, а соседний повыше, выпрямив - они знаменуют две ипостаси: божеское и человеческое. И перекрестить себя спереди так: сначала руку возложить на чело, потом на грудь, после на правое плечо и, наконец, на левое - так по смыслу представлен и крест Христов. Потом головой поклониться до пояса, большой же поклон - головой до земли. Молитвы и мольбы - на устах, а на сердце - умиление, и во всех твоих членах - сокрушение о грехах, слезы текут из очей и от души - воздыхание. Устами - Бога славить и воспевать, умом и сердцем и дыханием молить о благом, рукою креститься, а телом склоняться до земли или в пояс - и всегда поступать только так. Архиереям же и священникам рукой точно так же перекрестить христианина, просящего у них благословения.

О кресте Христово как знаке, о поклонении ему в "Патерике" достоверно пишут; всё прочтя там, постигнешь силу креста Христова.

Из Феодорита. Рукою благословлять и креститься так: три перста держать вместе вровень по образу Троицы - Бог Отец, Бог Сын, Бог святой Дух; не три бога, но единый Бог в Троице, именами различается, а божество едино: Отец не рожден. Сын же рожден, а не создан, а Дух святой ни рожден, ни создан - нисходит, - трое в одном божестве. Едина сила - одна божеству и честь, один поклон от всего творения, от ангелов и от людей. Вот каково трем тем перстам основание. Два же перста нужно держать наклонно, не сгибая, они знаменуют две природы Христа, божественную и человеческую: Бог по божеству, а человек - по вочеловечению, совместно же обе они - совершенство. Верхний перст знаменует божество, а нижний - человечество, поскольку, от вышних сойдя, спас нижних. Он же изъясняет и сведение вместе перстов: ибо, склонив небеса, сошел ради спасения нашего. Так вот надлежит и креститься и благословлять, так установлено святыми отцами. Из Афанасия и Петра Дамаскина, о том же. Поскольку начертанием честного и животворящего креста изгоняются бесы и различные недуги без всякой платы и без труда - кто может слишком восславить его? Святые отцы оставили нам это знамение для споров с неверными еретиками: два перста (но на одной руке) являют Христа, Бога нашего в двух естествах, но в одном существе познаваемого. Десница же знаменует неизреченную силу его и одесную Отца восседание, и сошествие свыше, с небес к нам его являет, а также указывает нам, что следует с правой стороны на левую отгонять врагов, ибо непобедимой силой своей покорил Господь дьявола: шуйца же в сущности и невидима и некрепка.
14. КАК В ДОМ СВОЙ ПРИГЛАШАТЬ СВЯЩЕННИКОВ И ИНОКОВ ДЛЯ МОЛИТВЫ

А в иные праздники, по своему завету, или немощи ради, или если елеем кого освящать, призывайте священников в дом свой, часто, как сможете, и совершайте службу по всякому поводу; тогда и молятся за царя и великого князя (имярек), всей Руси самодержца и за его царицу великую княгиню (имярек), и за их благородных чад, и за братьев его и за бояр, и за все христолюбивое воинство, и о победе над врагами, и об освобождении плененных, о святителях и обо всех священниках и иноках - о всякой просьбе, и за всех христиан, и за хозяев дома - мужа и жену, и за чад и домочадцев, и обо всем, что им надобно, если в этом нуждаются.

А воду святят животворящим крестом и с чудотворных образов или с чтимых святых мощей, а за болящего освящают масло во здравие и исцеление. Если же масло освящать над болящим приходится в доме, пусть призовут семь попов или больше, а дьяконов сколько удастся. Освящают же масло и делают все по уставу, и кадят по всем комнатам дьякон или поп, и святою водою кропят, а честным крестом осеняет старший из них, и все вместе в этом доме славят Бога. А после службы накрывают столы, пьют и едят попы и монахи, и все, кто приходит, бедных тут же всячески обласкают и одарят, и возвратятся те к себе домой, славя Бога. Так же следует поминать и преставившихся родителей; во святых церквах божьих, в монастырях панихиды соборне петь и литургию служить, и за трапезой братию кормить за упокой и за здравие, и в дом к себе приглашать и кормить, утешить и милостыню подавать.

Воду же нужно святить шестого января и первого августа - всегда одним животворящим крестом. Трижды его погружают в чаши епископ или священник, проговаривая тропарь "Спаси, Господи, люди своя" трижды, а на Богоявление - тропарь: "Когда во Ердани крестился Ты, Господи" - тоже трижды, а на блюде лежат святые кресты и иконы и чудотворные чтимые мощи. И вынимая из чаши крест, держит его священник над блюдом, а с креста стекает вода на эту святыню. По погружении же креста и по освящении воды умащает он губкой, омакивая в освященную воду почитаемые кресты и святые иконы и чудотворные мощи, сколько их ни есть в святом храме или в дому, произнося тропари каждому святому, святую икону его помазуя. А после того следует отжимать губку в уже освященную воду и снова ею другие святыни умащать также. И той же святой водой крестообразно окропить алтарь и весь святой храм, и в доме также по комнатам всем кропить, и всех людей. А заслужившие верою умащаются этой водой и пьют ее на исцеление и очищение душам и телам, и в оставление грехов и в жизнь вечную.
15. КАК С ДОМОЧАДЦАМИ УГОЩАТЬ БЛАГОДАРНО ПРИХОДЯЩИХ В ТВОЙ ДОМ

Перед началом трапезы прежде всего священники славят Отца и Сына и святого Духа, потом деву Богородицу и вынимают освященный хлеб, а по окончании трапезы освященный хлеб выставляют, и, помолясь, как должно вкушают и освященную чашу пречистой Богородицы пьют. Потом же пусть скажут о здравии и заупокой. И если едят в благоговейном молчании или за духовной беседой, тогда им невидимо ангелы предстоят и записывают дела добрые, а еда и питье тогда в сладость. Если же станут еду и питье хулить, точно в отбросы сразу превращается то, что едят. А если при этом грубые и бесстыдные речи звучат, непристойное срамословие, смех, забавы разные или игра на гуслях и всякая музыка, пляски и хлопание в ладоши, и прыжки, всякие игры и песни бесовские, тогда, словно дым отгоняет пчел, отойдут и ангелы божьи от этой трапезы и непристойной беседы. А бесы возрадуются и налетят, свой час улучив, тогда и творится всё, что им хочется: бесчинствуют за игрой в кости и в шахматы, всякими бесовскими играми тешатся, дар божий - еду и питье, и плоды земные - на посмешище бросят, прольют, друг друга колотят, обливают, надругаясь всячески над божьим даром, а бесы записывают эти дела их, несут к сатане, и вместе радуются они погибели христиан. Но все такие деяния предстанут в день Страшного суда: о, горе - творящим такое! Когда иудеи сели в пустыне есть и пить и, объевшись и упившись, начали веселиться и блуд творить, тогда земля поглотила их - двадцать тысяч и три тысячи. О, устрашитесь тем, люди, и творите волю божью так, как в законе писано; от такового злого бесчинства сохрани, Господь, всякого христианина, Есть и пить вам во славу божию, не объедаться, не упиваться, пустых речей не вести.

Когда перед кем-то ставишь ты еду и питье и всякие яства, или же перед тобою поставят их, хулить не следует, говоря: "это гнилое" или "кислое" или "пресное", или "соленое", или "горькое", или "протухло", или "сырое", или "переварено", или еще какое-нибудь порицание высказывать, но подобает дар божий - любую еду и питье - похвалить и с благодарностью есть, тогда и Бог придает пище благоухание и превратит ее в сладость. А уж если какая еда и питье никуда не годятся, накажи домочадцев, того, кто готовил, чтоб наперед подобного не было.

Из Евангелия. Когда позовут тебя на пир, не садись на почетном месте, вдруг из числа приглашенных будет кто-то тебя почтеннее, и подойдет к тебе хозяин и скажет: "Уступи ему место!" - и тогда придется тебе со стыдом перейти на последнее место. Но, если тебя пригласят, сядь войдя на последнее место, и когда придет пригласивший тебя и скажет тебе: "Друже, садись выше!" - тогда почтут тебя остальные гости. Так и всякий, кто возносится - смирится, а смиренный вознесется.

А к этому добавь еще: когда пригласят тебя на пир, не упивайся до страшного опьянения и не сиди допоздна, потому что во многом питии и в долгом сидении рождается брань и свара и драка, а то и кровопролитие. И ты, если здесь находишься, хоть не бранишься и не задираешься, в той брани и драке не будешь последний, но первый: ведь долго сидишь, дожидаешься этой брани. И хозяин с этим - к тебе упрек: спать к себе не идешь, а его домочадцам нет и покоя и времени для других гостей. Если упьешься допьяна, а спать к себе не идешь - не едешь, тут и уснешь, где пил, останешься без присмотра, ведь гостей-то много, не ты один. И в этом твоем перепое и небрежении изгрязнишь на себе одежду, а колпак или шапку потеряешь. Если же были деньги в мошне или в кошельке, их вытащат, а ножи заберут - и вот уж хозяину, у которого пил, и в том по тебе кручина, а тебе тем более: и сам истратился, и от людей позор, скажут: там, где пил, тут и уснул, кому за ним присмотреть, коли все пьяны? Видишь сам, какой и позор и укор и ущерб тебе от чрезмерного пьянства.

Если уйдешь или уедешь, а выпил все же порядочно, то по пути уснешь, не доберешься до дому, и тогда пуще прежнего пострадаешь: снимут с тебя и одежду всю, все отберут, что при себе имеешь, не оставят даже сорочки. Итак, если не протрезвишься и до конца упьешься, я скажу так: тело лишишь души. Спьяну многие от вина умирают и замерзают в пути. Не говорю: не следует пить, такого не надо; но говорю: не упивайтесь допьяна пьяными. Я дара божьего не порицаю, но порицаю тех, кто пьет без удержу. Как пишет апостол Павел к Тимофею: "Пей мало вина - лишь желудка ради и частых недугов", а нам писал: "Пейте мало вина веселия ради, а не для пьянства: пьяницы царства божия не наследуют". Многие люди лишаются пьянством и земного богатства. Если кто безмерно придерживается питья, восхвалят его безрассудные, но потом они же его и осудят за то, что глупо растратил добро свое. Как сказал апостол: "Не упивайтесь вином, нет в нем спасения, но упивайтесь восхвалением Бога", а я скажу так: упивайтесь молитвой, и постом, и милостыней, и посещением церкви с чистою совестью. Их одобряет Бог, такие примут от него награду в царстве Его. Вином же упиваться-то погибель души и телу, а богатству своему разор. Вместе с земным имением пьяницы лишаются и небесного, ибо пьют не Бога ради, но пьянства для. И единственно только бесы радуются, к которым пьянице путь предстоит, если не успеет покаяться. Так видишь ли, о человек, какой позор и какой упрек за это от Бога, и от святых его? Апостол причисляет пьяницу, как всякого грешника, к неугодным Богу, по судьбе равным бесам, если искренним покаянием не очистит он душу свою. Так пусть же будут все христиане, с Богом живущие в православной вере, вместе с Господом нашим Иисусом Христом и со святыми его, славящие святую Троицу - Отца и Сына и святого Духа, аминь.

Но вернемся к предыдущему, о чем у нас речь. А хозяин дома (или слуги его) должен подавать всем есть и пить или за стол, или послать в другой дом, разделив по достоинству и по чину, и по обычаю. От большого стола посылают блюда, от остальных не бывает; за любовь да верную службу - пусть как положено всех оделят, и о том прощения просят.

А от стола или от трапезы еду и питье тайно выносить или высылать, без разрешения и без благословения - святотатство и самовольство, таких людей всегда осуждают.

Когда поставят перед тобой различные яства и пития, но если кто-то знатнее тебя из приглашенных будет, не начинай есть раньше его; если же почетный гость ты, то поднесенную пищу начинай есть первым. У иных боголюбцев обильно бывает еды и питья, и все, что останется нетронутым, убирают, потом еще пригодится - послать или дать. Если же кто, бесчувствен и неискусен, не учен и невежда, без рассуждений все блюда подряд починает, же насытясь и не желая есть, не заботясь о сохранении блюд, такого обругают и высмеют, он обесчещен перед Богом и людьми.

Если случится приветить приезжих людей, торговых ли, или иноземцев, иных гостей, званых ли. Богом ли данных: богатых или бедных, священников или монахов,- то хозяину и хозяйке следует быть приветливыми и должную честь воздавать по чину и по достоинству каждого человека. С любовью и благодарностью, ласковым словом каждого из них почтить, со всяким поговорить и добрым словом приветить, да есть и пить или на стол выставить, или подать из рук своих с добрым приветом, а иным и послать чего-нибудь, но каждого чем-то выделить и всякого порадовать. Если какие из них ждут в сенях или сидят на дворе - и тех накормить-напоить и, за столом сидя, не забыть высылать им еду и питье. Если есть у хозяина сын или верный слуга, пусть бы и он присматривал всюду и всех бы почтил и добрым словом приветил, и никого б не ругал, не обесчестил, не опозорил, не высмеял, не осудил, чтобы ни хозяину, ни хозяйке, ни детям их, ни слугам не нанес осуждения.

А если гости или гостьи между собой разругаются - их унимать осторожненько, а кто уже не в себе - бережно препроводить его ко двору его и от всякой драки по пути уберечь; признательно и благодарно, накормив-напоив, с честью и отправить - это и Богу в дар, и добрым людям - в честь. Отнесись и к нищим милостиво и душевно - с того тебе будет от Бога награда, от людей же - добрая слава.

Когда угощаешь или поминаешь родителей в монастыре, поступай точно так же: кормить и поить и милостыню раздавать по силе возможности, за здравие и за упокой. Если же кто сначала накормит, напоит и одарит, но потом обесчестит и изругает, осудит и высмеет, или заочно ославит, или местом обойдет, или, не накормив да облаяв, еще и ударит, а потом и выгонит со двора, или слуги его обесчестят кого-то, - тогда такой стол или пир на утеху бесам, а Богу во гнев, и средь людей и позор и ярость, и вражда, а обиженным - срам и оскорбление. Безрассудным таким хозяину и хозяйке и слугам их - грех от Бога, от людей неприязнь и укор, а от бедных людей еще и проклятье, и порицание. Если кого не накормишь, спокойно объясни, не облаяв и не побив, и не обесчестив, вежливо отпусти, отказав. А пойдет со двора кто, жалуясь на хозяйское невнимание, так учтивый слуга вежливо гостюшке проговорит: "Не прогневайся, батюшка, много гостей у хозяев наших, не поспели тебя употчивать", - тогда они первыми бьют тебе челом, чтобы ты на них не сердился. А по завершении пира должен слуга рассказать хозяину о госте, который ушел, а если гость нужный, так сразу и сказать господину, а уж тот, как захочет.

У государыни же у жены и добрые и всякие гостьи, каковы у нее ни случаются, с ними ей так же поступать, как в этой главе написано. И детям ее и слугам также.

А о сидящих за трапезой видение святого Нифонта в Прологе изложено, а в Пандектах Антиоха о еде глава третья.

Продолжение следует:

16. Как мужу с женой советоваться. О столовом обиходе, о поварне и о пекарне

17. Приказ ключнику на случай пира

18. Наказ господина ключнику, как постную и мясную еду готовить и кормить семью в мясоед и в пост

19. Как детей своих воспитать в поучениях разных и в страхе Божьем

20. Как дочерей воспитать и с приданым замуж выдать

21. Как детей учить и страхом спасать

22. Как детям отца и мать любить и беречь, и повиноваться им, и покоить их во всем

23. Похвала мужьям

24. Как всякому человеку рукодельничать и всякое дело делать, благословясь

25. Наказ мужу, и жене, и детям, и слугам о том, как следует им жить

26. Каких держать слуг и как о них заботиться во всяком обучении

27. Если муж сам не учит добру, то накажет его Бог, если же и сам творит добро, и жену, и домочадцев тому учит, милость от Бога примет

28. О неправедном житии

29. О праведном житии

30. Как жить человеку, все считая и учитывая

31. О тех, кто живет, не рассчитав свой доход

32. О тех, кто о слугах не заботится

33. Как поучать мужу свою жену Богу угодить, и к мужу своему приноровиться, и как дом свой лучше устроить, и всякий домашний обиход, и рукоделье всякое знать, и слуг учить, и самой трудиться

34. О бережливости жен рукодельниц, о запасливости их и о том, что и как кроить, как сохранять остатки и обрезки

35. Как всякое платье кроить и хранить остатки и обрезки

36. Как утварь домашнюю содержать и что делать, если придется у людей чего попросить или свое людям дать

37. Как хозяйке следует повседневно приглядывать за слугами в домашнем обиходе и рукоделии, а самой ей все хранить и приумножать

38. Как слуг наставлять, посылая их в люди, и чтобы не сплетничали

39. Как жене у мужа каждый день обо всем спрашивать и во всем советоваться, как жене в гости ходить, и к себе приглашать, и с гостьями о чем беседовать

40. Наказ женам о пьянстве и о хмельном питье, и слугам также, чтобы тайком не держать ничего нигде. Как обману и клевете слуг без дознания не доверять, и как строго их наказывать, и как жене в гостях и дома себя вести правильно

41. Как платье всякое жене носить и как за ним ухаживать

42. Как посуду всякую хранить в полном порядке, и все, что в избе, и все хоромы содержать хорошо в чистоте; как хозяйке в том слуг наставлять, а мужу за женой в этом приглядывать, поучать ее и страхом спасать

43. Как самому хозяину, или кому прикажет, годовой запас и всякий товар закупать

44. Как покупать себе на обиход всякий товар заморский из дальних земель

45. О том же. Когда и что покупать тому, у кого сел нет, всякие домашние припасы, летом и зимой, и как на год запас делать, и как дома скотину всякую разводить, и еду и питье держать всегда

46. Когда муж припасет на год всякого запасу

47. О прибыли от запасов

48. Как огород и сад разводить

49. Какие запасы пития держать хозяину для себя и гостей и как их приготовить быстро, если гости придут

50. Поваренный наказ, как пиво варить и мед сытить и вино курить

51. Как ключнику у поваров и у хлебопеков присматривать за всеми снастями

52. Как ключнику беречь всякое зерно и всякий запас в житницах и в закромах

53. Также и в сушильне, где рыба, и мясо

54. Как все хранить в погребе, на леднике и в напогребнице

55. Как ключнику по приказу господина в клетях, в подклетях и в амбарах всю утварь домашнюю содержать

56. Как держать на сеновалах сено, и в конюшнях лошадей, и всякую скотину, и на дворе запас дров и леса

57. Как в поварнях, в пекарнях и в рабочих избах все устроить и с отходами управиться

58. Погреба, ледники, житницы и сушильни, амбары и конюшни господину самому часто проверять

59. Как хозяину со слугами разбираться, по заслугам жаловать, а худых наказывать

60. О том, что с торговыми людьми и лавочниками расчеты часто нужно вести и проверять

61. Как содержать двор, или лавку, или амбар, или деревню

62. Как подворное тягло платить, с лавки позем или с деревни подать, и как должникам всякий долг платить

63. Указание ключнику, как хранить в погребе всякий запас

64. Советы на весь год, что к столу подавать

65. Указание о всяких медах хмельных, как сытить меды всякие, и ягодный морс готовить, и квас медовый простой ставить, и пиво простое подкармливать медом, и хмель варить, чтобы сытить мед обарной

66. Указание о всех овощах различных, как их обрабатывать, готовить и хранить

67. Свадебный чин

Серия сообщений "Домострой":
Часть 1 - Анонимный памятник русской литературы XVI века - "Домострой"- главы 1-7
Часть 2 - "Домострой" - главы 8-10
Часть 3 - "Домострой" - Словарь устаревших слов
Часть 4 - "Домострой" - главы 11-15
Часть 5 - "Домострой" - главы 16 - 18
Часть 6 - "Домострой" - главы 19-22
...
Часть 15 - "Домострой" - Послание и наставление отца сыну
Часть 16 - "Домострой" - памятник русской цивилизации - читать онлайн
Часть 17 - Юности честное зерцало

Метки:  

Процитировано 3 раз
Понравилось: 2 пользователям

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку