-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Mili_Monte

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 10.04.2011
Записей: 2821
Комментариев: 8
Написано: 6859


Пераст и немного истории

Воскресенье, 06 Января 2019 г. 13:59 + в цитатник

972252_341715549294153_538617761_n (700x525, 119Kb)

Туристы со всего мира приезжают в Которскую бухту Адриатического моря чтобы не только полюбоваться красотами природы, но и погрузиться в богатейшую историю этого края. Крошечный городок Пераст запоминается чудо-островами напротив города.   

IMG_2705 (700x525, 259Kb)

Высокие кипарисы, старинная церковь на острове святого Георгия (Sveti Dordje) манят путешественников, но остров этот закрыт для посещения. Его история начинается с IX века, когда на острове основали бенедиктинское аббатство. Под началом Котора аббатство оставалось до 1634 года, после чего, как и вся Которская бухта, перешло под контроль венецианцев. Которская епархия известна с VI века, о чём свидетельствует документ, датированный 530 годом.  В 1571 году турецкий пират Карадоз почти полностью разрушил остров, сжег и аббатство, и город Пераст. В те времена пираты свирепствовали по всему Средиземноморью и Адриатике. 

08a1680ef8a403b31f1a498661343644__980x (700x467, 283Kb)

Jean Antoine Théodore Gudin

Природные катастрофы тоже коснулись этого места — 6 апреля 1667 года крупное землетрясение почти полностью разрушило все постройки аббатства. Не сохранились и многие захоронения знатных жителей и капитанов, погребённых на монастырском кладбище. Едва ли не единственная, сохранившаяся могила, – как утверждают, – Марко Мартиновича (Марко Мартиновић 1663-1716), – на северо-западной оконечности острова, внутри монастырских стен. Простое надгробие из плит серого местного известняка без каких-либо скульптурных украшений.  Надписи почти стерлись и нечитаемы. 

DSC04087 (700x525, 233Kb)

 Вид на Остров мёртвых с острова Богородицы на Рифе.
 
  Таинственный остров Святого Георгия иногда называют Островом мёртвых.  Есть версия, что остров Св. Георгия запечатлен на картине швейцарского художника-символиста Арнольда Бёклина «Остров мертвых». Об этом пишет в своём романе "Парус надежды" Никола Малович. Однако биография художника не подтверждает сей факт. С 1876 по 1884 год Арнольд жил во Флоренции. Картины, созданные в то время, считаются квинтэссенцией его творчества. Самая известная работа мастера этого периода — «Остров мёртвых». Предыстория картины довольно грустная: пейзаж частично напоминает английское кладбище во Флоренции того времени, где Бёклин похоронил свою новорожденную дочь.
 

DSC04005 (700x525, 280Kb)

Но вернёмся к упомянутому Марко Мартиновичу. Его имя значимо для истории российского государства, ведь именно в его морской школе "Наутика"  обучались гардемарины, отправленные Петром Великим из России в конце XVII века. Следует сказать несколько подробнее об этом ученом далматинце, перечислить его учеников и установить, чему он их обучал. Марко Мартинович происходил из черногорской семьи потомственных моряков. Родился в 1663 г. в маленьком городке Перасте, расположенном на берегу Которского залива Адриатического моря. В ранней молодости вместе со своим отцом, морским капитаном, плавал по разным морям. Командовал венецианским военным кораблем "Св. Антоний". В 1686 г. участвовал в сражении венецианских войск против турок под городом Кастель-Нуово (Херцег-Нови) и проявил большое мужество. Как специалист по математике, гидрографии и кораблестроению был назначен преподавателем Морской Академии в Венеции. В своем родном городе Перасто он открыл морскую школу под названием "Nautika" (итал. — мореплавание). Не однократно ему предлагали стать мэром г. Пераста, но он отказывался от этой чести. Умер в 1716 г.Семья Мартиновичей прославилась в Черногории своим участием в борьбе за независимость страны против ее поработителей, турок и австрийцев. Петр II Негош в своем "Горном венце" упоминает пятерых храбрецов братьев Мартиновичей.    Источник

 

IMG_5350 (525x700, 281Kb)

Имена стольников, посланных в Венецию, историки знают по документам петровского времени. Но сведения о том, кто из них оказался в числе учеников Марко Мартиновича, стали известны несколько необычным путем — не из документов, а из надписи на картине, сохранившейся до наших дней в ратуше города Пераста. Она написана масляными красками. В нижней части картины изображены Марко Мартитювич и пять его учеников без указания их имен. Они окружают стол, за которым сидит Мартинович. На столе географическая карта, компас и металлическая сфеpa. Мартинович держит в руке циркуль. Верхнюю часть картины занимает царский титут Петра I. Ниже приведены имена семнадцати учеников Мартиновича, разделенные на две части: княжескую и боярскую . Между ними — русский государственный герб. Текст картины написан на сербохорватском языке латиницей. Над живописной частью картины надпись: "Marko Martinovich ucceci pricipe i gospodu moskovsku tu ime novanu na morski nauk i wladagnie". ("Марко Мартинович учит поименованных здесь московских князей и бояр морским наукам и управлению (кораблем)Перечислим учеников Мартиновича, поименованных на картине. В левой ее части имена учеников — князей даны в следующем порядке: Борис Иванович Куракин, свояк царя , Яков Иванович Лобанов-Ростовский, Петр Алексеевич Голицын, Дмитрий Михайлович Голицын, Федор Алексеевич Голицын, Юрий Яковлевич Хилков, Михаил Яковлевич Хилков, Андрей Яковлевич Хилков, Иван Данилович Гагин, Андрей Иванович Репнин. В правой части картины перечислены имена учеников — бояр: Абрам Федорович Лопухин, брат царицы Московской, Владимир Петрович Шереметев, брат генерала (Бориса Петровича Шереметева, ближайшего сподвижника Петра —Е. К.), Иван Алексеевич Ржевский, сын великого благодержителя, Михаил Федорович Ртищев, Никита Иванович Бутурлин, Юрий Бутурлин (отчество установить не удалось — Е. К.), Михаил Афанасьевич Матюшкин. Кто из учеников Мартиновича изображен на картине, можно только предположить. Относительно времени написания картины и имени художника точных сведений пет. Возможно, писал ее Трипо (Трифон) Кокольи, живший в Перасте одновременно с Мартиновичем. Весьма возможно, что картина написана еще во время пребывания русских учеников в Перасте. Она находилась в доме Мартиновича, а в начале XIX в. его потомки подарили ее городу. Вполне вероятно, что картина была даром учеников или самого царя Марко Мартиновичу. 

Обучение учеников Мартиновича началось в Венецианской Морской Академии. Чтобы русские питомцы могли применить на практике при обретенные знания, венецианский Сенат дал в распоряжение Мартиновича корабль, на котором он вместе с учениками совершил два учебных  плавания по Адриатическому морю. Во время второго плавания корабль прибыл в город Пераст. Здесь он поселил учеников в своем доме, где находилась основанная им морская школа, в которой в продолжение нескольких месяцев происходили теоретические и практические испытания русских учеников. Дальнейшее плавание учебного корабля продолжалось в Средиземном море и закончилось в порту Чивита-Веккиа. Отсюда Мартинович с учениками сушей направился в Рим, где они были на приеме у папы Иннокентия XII. Из Рима, также по суше, они поехали в Венецию, где Мартинович представил своих питомцев Сенату и сообщил об их успехах. Сенат наградил ученого далматинца пожизненной пенсией. Русские ученики, благодарные своему учителю, уговаривали его уехать вместе с ними в Россию, но он не хотел расставаться с родиной.

Сохранился "Аттестат, выданный капитаном Марко Мартыновичем князю Борису Ивановичу Куракину в знании им мореходного дела. 1698, августа 21".

"Сим удостоверяю, что я, Марко Мартынович, морской капитан, обучал знатного господина Бориса Иванова, московского кавалера, морскому искусству т. е.: компасу, направлению ветров и навигационной кар те. Он совершил со мною два путешествия на корабле, чтобы лучше изучить мореплавание, и я указал ему на устройство всех снастей, как на корабле, так и на других судах, употребляемых в этих странах; капитаны и другие компетентные люди могут убедиться, что он, вместе с русским солдатом Иовом Сушковым с успехом обучался у меня искусству мореплавания как в теории, так и на практике. Испытав вышепоименнованного знатного господина Бориса, я нашел его способным применять свои знания и для высших должностей. В чем и выдается ему этот аттестат, который он может предъявлять если встретится надобность. Я, капитан Марко Мартынович, скрепляю это моим подписом и печатью." 

100869943_4000579_Boris_Ivanovich_Kurakin_by_Peter_Gunst (302x405, 91Kb)

В 1696 году Куракин по повелению царя в числе молодых дворян под именем Бориса Иванова был отправлен в Венецию для изучения навигации, европейских языков, "равно как и для примечания чужестранных нравов и поведений". В Риме и Вене ему давали лестную характеристику: "умен, способен к языкам, царю весьма предан. Несомненно займет видное положение в государстве".  В Москву Куракин вернулся в феврале 1699 года. Экзамен царю князь сдал в Воронеже, на верфи, однако его морская служба на южных окраинах России продолжалась недолго, но он был поистине прирожденным дипломатом. Многие современники отмечали его высокую эрудицию и трудолюбие. Быстро усваивая языки тех стран, где ему приходилось бывать (он владел практически всеми европейскими языками), Куракин легко устанавливал контакты с государственными деятелями. Он дорожил репутацией честного партнера, считая моральные принципы самым важным качеством дипломата. Петр I высоко оценил его заслуги на дипломатическом поприще, наградив одного из немногих в 1717 году орденом Андрея Первозванного - высшим орденом Российской империи. 30 августа 1725 года награжден орденом Св. Александра Невского.

IMG_2827 (700x525, 252Kb)

Многие из учеников, отправленных Петром I на обучение за границу известны как видные государственные, военные деятели, дипломаты: Д. М. Голицын, П. А. Голицын, Б. И. Куракин, М. А. Матюшкин, А. Я. Хилков. И все же один из учеников Мартиновича прославил русский флот. Им был его соотечественник, а также уроженец города Пераста знаменитый русский адмирал Матвей Змаевич.

Abevega_126 (474x640, 20Kb)

Старшим в этом семействе был Андрия Змаевич (1624-1694), видный деятель католической церкви, архиепископ Бара и писатель. Его брат Крсто (1640 - 1698) - мореплаватель, торговец и воин; командовал сожжением пиратских кораблей в Албании, за что был награждён золотой цепью от венецианского Сената. У Крсто было два сына: старший Вицко, доктор философии и богословия и младший Матия (1680-1735), закончивший училище Марко Мартиновича и уже в 18 лет ставший капитаном венецианского судна. Змаевичи были выходцами из села Негуши, родины всех правителей Черногории, и их герб украшал крылатый змей. 

Zmajevic_CoA_church_3 (525x700, 82Kb)

Резьба на стене фамильной церкви в Перасте с изображением герба Змаевичей. Два скрещенных пера символизируют перастский клан Пероевичей, к которым относили себя Змаевичи. Согласно родовой легенде, род Змаевичей (серб. Змајевић)  когда-то был православным и происходит из черногорского селения Негуши. И лишь позднее, после переселения в Пераст, после ряда браков род стал католическим: три православных Змаевича женились на девушках из католических семей и крестили сыновей в католической вере.

IMG_2792 (700x525, 302Kb)

А как же Матия Змаевич попал в Россию? О, это приключение заслуживает отдельного рассказа! Захватывающая детективная история известна нам из повести «Второй арап Петра Великого» Дмитрия Чегодаева. От автора повести:"Пытаясь выяснить что-то более подробное о школе, в которой обучались русские бояре, мы познакомились с замечательным историком, академиком и последним „Адмиралом Боки“ — Милошем Милошевичем, который дал нам прочесть записки капитана Марко Мартиновича. Среди них было одно письмо, в котором рассказывалось об убийстве перастского капитана Вицка Буёвича и суде над городским аудитором Матием Змаевичем, в этом убийстве обвинённом. "

946937_10151434858262043_155432568_n (655x700, 321Kb)

В семье Крсто Змаевича воспитывалась  дочь турецкого военачальника.  Вицко Буйович, как повествует сербский источник, ее "уграби, оскрнави и поведе у Дубровник..." Крсто Змаевич публично на площади проклял Буйовичей. 
6 мая 1709г. Буйович, в то время мэр Пераста, в сопровождении охраны вышел на главную площадь. К тому времени он успел испортить отношения уже со всеми влиятельными семействами, и когда мэр начал оскорблять толпу, поднялось волнение. В состоявшейся разборке Вицко Буйович был убит вместе со своей свитой.
Ответ Венеции не заставил долго ждать. Все убийцы были приговорены к смертной казни через повешение. Матия Змаевич, как главный подозреваемый, на следующий день после приговора бежал в Дубровник, а оттуда в 1710г. - в Стамбул, где с 1702г. послом России служил П.А.Толстой. Петр Андреевич принял Змаевича к себе на службу. 

135214143_Petr_Tolstoy_Johann_Gottfried_Tannauer_05 (275x361, 42Kb)

Иоганн Готфрид Таннауэр  Портрет графа П.АТолстого

Уже в ноябре 1710г. началась очередная русско-турецкая война, и П.А.Толстой вместе со Змаевичем оказались в одной тюремной камере Семибашенного замка (Едикул) Стамбула.
Узники освободились в 1712 году, и Змаевич выразил желание поехать на морскую службу в Россию. Петр Андреевич Толстой дал своему бывшему сокамернику прекрасные рекомендации, и тот направился в Карловы Вары, где в то время находился на лечении Петр I. Царь принял Змаевича 3 ноября 1712 г. и устроил ему очень серьезный экзамен по морскому и военному делу. Об этом экзамене Матия написал своему брату Вицко: «Русский царь очень хорошо знает навигацию и ведение войны на море. Экзамен продолжался более двух часов, и в конце царь был удивлен моей подготовленностью, а я был счастлив, что так хорошо все закончилось». Петр I распорядился выделить Змаевичу корабль по его собственному выбору, присвоить звание капитана 1 ранга и отправить в Санкт-Петербург.

IMG_5348 (525x700, 170Kb)

Матија Змајевић

Матија Змајевић је наследио породичну, али и поморску традицију Пераста. Прве поморске вештине стиче у родном месту. Имао је четири брата и пет сестара, од којих је једна, Марија, била прва жена познатог перашког јунака, иначе млетачког конта Вицка Бујовића.
 
СУКОБИ између Бујовића и Змајевића довешће до тога да Вицко Бујовић бива убијен, а Матија је због умешаности у убиство, у 28. години живота протеран и присиљен да напусти Пераст и млетачке државе на 45 година. Одлази у Дубровник а одатле у Цариград, где добија заштиту од руског амбасадора, грофа Петра А. Толстоја, који га шаље са препоруком руском цару Петру Великом (1689-1725) у Карлове Вари, где је цар био на лечењу.
 
Било је то време великих поморских немира на Балтичком мору, где је Шведска била водећа поморска сила. Русији је био циљ да овлада балтичким водама и тако отвори пловидбене путеве према свету. У биткама које ће уследити Матија ће показати сав свој поморски и ратнички таленат и захваљујући његовим тактичким потезима Руси ће успети да поразе Швеђане.
 
Портрет этот можно увидеть в Музее города Пераста, а музей находится во Дворце братьев Буйовичей. Неисповедимы пути Господни!!

IMG_5318 (700x525, 253Kb)

Кроме портретов известных капитанов Боки Которской, оружия и прочих исторических экспонатов в музее хранятся архивы города Пераст с 1441 года.

IMG_5355 (700x525, 192Kb)

IMG_5359 (700x525, 193Kb)

IMG_5323 (700x525, 178Kb)

Музей города Пераст

 

DSC04102 (700x525, 339Kb)

Родовой герб Буйовичей

Герб братства Стойшичей, к которому принадлежали Буйовичи, был одновременно гербом семьи Буйовичей. Исторически сложилось, что большинство коренных жителей Пераста относят себя к двенадцати знатным родам города. В средние века и позже эти благородные дома, или «казады» («casadas»), как их ещё называют, представляли собой что-то вроде патрицианских братств, которые назывались по именам их основателей. Эти кланы были составной частью перастской общины, а их главы обычно избирались членами городского совета.

14670831_10154007806247043_7810763936153199229_n (297x395, 45Kb)

Vicko Bujović (1660-1709)

Вицко участвовал в Морейской войне,  атаковал пиратов в Северной Африке, был на службе Венецианской республике. Во времена Венецианской республики  (середина XVIII в.) в Перасте проживало более1500 жителей. В городе работали 4 судоверфи.  Флот Пераста насчитывал, по разным источникам, от 50 до 150 кораблей.

DSC04045 (700x525, 257Kb)

На Площади Адмиралов  находятся бюсты знаменитых перастчан.

DSC04142 (700x525, 281Kb)

Площадь Адмиралов соседствует с набережной Капитана Марка Мартиновича (Obala Kapetana Marka Martinovića).

DSC04143 (700x525, 321Kb)

Еще один бюст, соседствующий с мореходами Мартиновичем и Змаевичем,  художнику Трипо Коколя.

Увидеть его картины можно в церкви Св. Николая и на острове Госпа од Шкрпела. Остров Госпа од Шкрпела — Координаты: 42°29′12″ с. ш. 18°41′20″ в. д.  Остров Госпа од Шкрпела — один из островов в Которском заливе напротив Пераста.

IMG_2710 (700x525, 244Kb)

В римско-католической церкови Богородицы на Рифе ( итал: Chiesa della Madonna dello Scarpello)  находятся самые известные картины Трипо Коколя   Нижний ряд росписей изображает пророков и сивилл, над ними — Введение во храм Пресвятой Богородицы, Успение Богородицы и Благовещение, над аркой — Коронование Богоматери. Своды церкви разделены на 45 частей и также украшены изображениями сцен из Жития Богородицы, а также образами евангелистов, Отцов Церкви, ангелов.

IMG_2722 (700x525, 300Kb)

IMG_2723 (700x525, 280Kb)

IMG_2724 (700x525, 270Kb)

IMG_2725 (700x525, 321Kb)

DSC04027 (700x525, 296Kb)

Подробнее здесь!

Серия сообщений "Городки":
Часть 1 - Доброта Черногория
Часть 2 - Камелия, капитаны и любовь...
...
Часть 25 - Церковь в Муо Blaženi Gracija Kotorski
Часть 26 - Церкви и дворцы в Боке Которской
Часть 27 - Пераст и немного истории
Часть 28 - МЕЖ ДОБРОТОЙ И ЛЮТОЙ
Часть 29 - Bijela, Boka Kotorska, Crna Gora
Часть 30 - Черногория в фотографиях
Часть 31 - Акварели Фёдора Карачая ч.1

Серия сообщений "Пераст":
Часть 1 - Пераст и остров Св. Георгия
Часть 2 - Дворец Буйовича и музей Пераста
...
Часть 9 - Дмитрий Чегодаев ВТОРОЙ АРАП ПЕТРА ВЕЛИКОГО
Часть 10 - Гардемарины в Перасте
Часть 11 - Пераст и немного истории
Часть 12 - Церкви в Которской бухте

Рубрики:  Черногория