-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Mili_Monte

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 10.04.2011
Записей: 2821
Комментариев: 8
Написано: 6859


В Россию из Которской бухты

Четверг, 23 Июня 2016 г. 16:13 + в цитатник

2JiNJShNxAU (604x601, 99Kb)

Vitaliy Ermolaev -  Old Budva                                                                                                                                                                                             Соратник Петра Великого и русский флотоводец Матвей Христофорович Змаевич (его имя по-сербски произносится, как Матия Крстов, по-хорватски – на кириллице – Матија Змајевић, а на латинице – Matija Zmajeviс) родился 6 января 1680 г., в городе Пераст, Далмация (Черногория). Скончался – 23 августа (3 сентября) 1735 г. в Таврове, Воронежской губернии. Происходил из знатной семьи Змаевичей из города Пераст в Бока-Которском заливе Адриатического моря (ныне в Черногории), племянник архиепископа Андрии Змаевича. (Даты, названия географических пунктов и организаций приводятся так, как это было принято во время описываемых событий).

Окончил францисканскую школу и, предположительно, морскую школу Марко Мартиновича. Уже в возрасте восемнадцати лет стал лицензированным (или дипломированным) капитаном корабля в венецианском флоте, но из-за причастности к убийству Вицко Буйовича (главы города Пераст, известнейшего общественного деятеля и морехода) был вынужден бежать сначала в Дубровник, а затем в Константинополь, где некоторое время провел в заключении. В турецкой тюрьме он оказался рядом с русским послом в Османской империи графом П.А. Толстым и был им приглашен на русскую службу в 1710 г. – Шаутбенахту Петру Алексееву очень требовались специалисты по скампавеям (галерам). В 1712 г. приехал в Россию, в Санкт-Петербург, где, был допрошен с пристрастием царем Петром на предмет знания морского дела. Собеседование, по словам Матии Змаевича из письма родному брату Васко, длилось более двух часов. И Петр Первый, и черногорец остались под большим впечатлением от разговора – оба очень высоко отозвались о квалификации друг друга. Как опытный мореход, далматинец был зачислен в галерный флот капитаном 1 ранга. Петр Великий и в дальнейшем высоко ценил М. Змаевича, например, настолько, что в конце апреля 1716 г. отправил венецианскому правительству послание с просьбой отменить его изгнание и вернуть ему конфискованное имущество.

e222_110 (582x700, 189Kb)

Vitaly Ermolaev - Baltic                                                                                                                                                                                                                    М.Х. Змаевич служил на Балтийском флоте и не раз отличался в морских сражениях со шведским флотом во время Северной войны, особенно – в Гангутском сражении (1714 г.), где командовал правым крылом Российского флота. Был произведен сначала в контр-адмиралы, а затем в вице-адмиралы Российского флота. Также оказал важные услуги Российской империи по инженерной и судостроительной части: в 1721 г. заведовал строительством галерной гавани в Санкт-Петербурге и состоял членом адмиралтейств-коллегий. По свидетельству современников, именно М. Змаевич чаще всего принимал выпускные экзамены в морской академии.

В 1723 г. по распоряжению Петра I вице-адмирал Змаевич был отправлен в Воронеж. Ему было велено подготовить корабли для возможной войны с Турцией.
Он также должен был проследить за расчисткой русла реки Воронеж. С его именем связаны огромные масштабы работ в Воронеже не только по судостроению, но и по созданию инфраструктуры воронежской и тавровской верфей.
Его самоотверженная служба была высоко оценена. В 1725 г. М.Х. Змаевич был награжден недавно учреждённым орденом святого Александра Невского, назначен командующим галерным флотом и главным командиром петербургского порта. В 1727 г. произведён в полные адмиралы.
В 1728 г., уже после смерти Петра I, во время борьбы за власть, по доносу подчинённых (сторонников А.Д. Меньшикова) был обвинён в растрате казённых денег и злоупотреблении властью, предан суду и понижен в звании до вице-адмирала.
Весной 1733 г. был отправлен губернатором в Астрахань. Затем – в Воронеж, в Тавров, где получил имение, с задачей строительства на Дону галер и других приготовлений к новой русско-турецкой войне. Змаевич должен был возглавить флот в этой кампании, но умер в Таврове в 1735 г.незадолго до начала военных действий. (Антошина Н.В.)

5edac9e99fe71ef63fd0e9b85d22b7e3-download (700x586, 71Kb)

Виталий Ермолаев  Утро Санкт-Петербурга                                                                                                                                                                             Начиная с 1700 г. Россия находилась в состоянии войны со Швецией. В июне 1714 г. российский галерный флот под командованием Ф.М. Апраксина доставил провиант в Гельсингфорс, а затем должен был следовать в Або. Но путь ему преградила шведская эскадра, в составе которой было 16 крупных кораблей, 8 галер и 5 других судов, стоявших у мыса Гангут (Ханко). По другим данным, эта эскадра насчитывала 13 линейных кораблей, 4 фрегата, 6 больших и малых галер и других судов.

 
Главные силы русского галерного флота (64 галеры) находились в бухте, в районе Тверминне. Шведский флот стоял на якоре, у Гангута, преграждая путь русским судам. Положение было тяжелое, и Апраксин немедленно отправил в Ревель донесение царю с просьбой для отвлечения шведов от Гангута сделать диверсию корабельным флотом. Петр I прибыл к месту расположения галерного флота в Тверминне 18 июля 1714 г. Ознакомившись с положением, он решил перетащить галеры через перешеек (около 1170 сажень) полуострова. Немедленно приступили к постройке помоста и приготовлению катков. Когда же было обнаружено движение шведского флота, Петр отказался от этого плана и приказал флоту немедленно готовиться к выходу из бухты, а часть галер отправить в обход отряда шведского флота.
 
Утром 26 июля первые 20 скампавей под командой капитанкомандора Змаевича отправились но назначению. Погода вполне благоприятствовала переходу - на море стоял штиль. Заметив движение русских судов, шведский адмирал Ватранг приказал своим кораблям сниматься с якоря. Сразу же был открыт сильный огонь по русским судам. Но галерам Змаевича удалось проскочить без всяких потерь, а вскоре за ними прошел и другой отряд из 15 скампавей под командой бригадира Лефорта.
 
Скампавеи Змаевича блокировали отряд Эреншельда в шхерах. Петр I предлагал шведам сдаться, но получил отказ. Тогда начался бой, продолжавшийся три часа, и, как об этом позднее писал царь, "после отчаянного сопротивления сначала шведские галеры и шхерботы а затем и фрегат "Элефант" спустили флаги". Адмирал Эреншельд сдался в плен. В результате этого боя русским достались 10 шведских кораблей. Когда Змаевич доложил об этом Петру I, то царь снял свою шпагу и подарил ее Змаевичу.
 
После победы в Гангутском сражении Петр&nbs;I с пятью скампавеями, пленным Эреншельдом и его офицерами ушли в Петербург. После этого царь, давно имевший чин генерала в армии, был произведен в вице-адмиралы. В Санкт-Петербурге было отмечено, что решающее значение для достижения победы имели прорыв отряда русского галерного флота под командованием капитанкомандора М. Змаевича и блокирование им шведского отряда адмирала Эреншельда.
 
В 1715-1716 годах Змаевич выполнял различные задания в Финском заливе. В 1718 году на корабле, которым он командовал, царь Петр путешествовал на Аландские острова. В кампании 1717-1719 гг. галерный флот под его командованием участвовал в различных операциях против Швеции, в том числе действовал в Стокгольмских шхерах совместно с отрядами войск князя Барятинского и Стрелкова. В 1719г. Змаевич получил звание вице-адмирала и стал членом Адмиралтейств-коллегии, руководил строительством Галерной гавани в Петербурге.

3500809_sbig2 (500x442, 85Kb)

Ермолаев Виталий  Верфь.                                                                                                                                                                                                         По свидетельству современников, именно Змаевич чаще всего принимал выпускные экзамены в Навигацкой школе. В 1723 г. он был направлен на строительство новых кораблей: 15 десантных и 15 галер для речной флотилии на Дону. В 1725 г. его вызвали в Петербург, где он участвовал в похоронах императора Петра Великого. Ему была предоставлена честь нести корону Романовых, которой был коронован царь. С 1725 г. он - командующий галерным флотом и главный командир Петербургского порта. Екатерина I наградила его 21 мая 1725 г. орденом Александра Невскою, а 7 мая 1727 г. ему присваивают звание адмирала.

 
После смерти Екатерины I и вступления на престол 12 летнего Петра II, управление государством было поручено Тайному совету, где главным лицом был князь Меньшиков. Флот к тому времени был окончательно заброшен. В 1728 г. Змаевич был необоснованно обвинен в растрате казенных денег и злоупотреблении властью. Суд приговорил его к смертной казни. Но приговор не успели привести в исполнение, а потом эту судимость с него сняли. Весной 1733 г. Змаевича отправили в Астрахань и назначили губернатором, где он занимался постройкой порта и кораблей для Каспийской флотилии. Там он находился до окончания своей службы.  (В.М. Божич"Матия Змаевич - российский флотоводец")  http://romanov-yuri.livejournal.com/69472.html

 

Серия сообщений "На службе России":
Часть 1 - Памятник российскому консулу Григорию Щербине
Часть 2 - Гибель двух российских дипломатов
...
Часть 13 - Героям морских сражений на Адриатике
Часть 14 - Героям морских сражений на Адриатике - 2
Часть 15 - В Россию из Которской бухты
Часть 16 - ВЕЧНЫЙ ПОКОЙ ДЛЯ РУССКИХ ЭМИГРАНТОВ НА БЕРЕГУ АДРИАТИЧЕСКОГО МОРЯ
Часть 17 - Марко Войнович
Часть 18 - Морские истории о бокелях

Серия сообщений "Сербия, Черногория":
Часть 1 - Черногория в живописи Миленко Янятовича
Часть 2 - BORIS DRAGOJEVIC
...
Часть 12 - Дубровник в живописи
Часть 13 - Черногория в живописи
Часть 14 - В Россию из Которской бухты
Часть 15 - Черногорские акварели Антона Батова
Часть 16 - Montenegrin People at Cattaro Dalmatia Carl Haag
...
Часть 37 - Крепость Ораховац
Часть 38 - Grof Teodor (Fedor) Karačaj
Часть 39 - Gallery Josip Bepo Benkovic

Рубрики:  Живопись
Черногория
Парусники


Процитировано 1 раз
Понравилось: 2 пользователям