-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Mili_Monte

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 10.04.2011
Записей: 2817
Комментариев: 8
Написано: 6855


Елена Анжуйская и монастырь Савина

Пятница, 29 Января 2016 г. 17:51 + в цитатник

DSC04889 (700x525, 247Kb)

Montenegro, Herceg Novi, Savina monastery                

«Вся Бока прекрасна, каждый её уголок удивителен, но одно место красивейшее, один приют святейший, на одном небольшом месте поместил Творец Вселенной все красоты природы. Это место, этот малый Эдем - монастырь Савина». Свт. Николай (Велимирович) «Мои воспоминания из Боки»

DSC04888 (700x525, 287Kb)

Архиепископ Савва (в миру Растко Неманич, серб. Растко Немањић; ок. 1169 — 14 января 1236) — один из самых почитаемых святых Сербской православной церкви. Его «Симеоново житие» сейчас считается образцом сербской средневековой литературы. Являясь игуменом важнейшего в то время в Сербии монастыря Студеница, Савва участвовал и в дипломатических миссиях правителей из своего рода, а именно – брата Стефана Неманича. В 1219 г. Сербская Церковь обретает независимость, а св. Савва становится её первым  архиепископом с титулом «архиепископ сербских и поморских земель». Святой Савва много путешествовал и основывал множество монастырей на территории современных Сербии и Черногории. В частности в Черногории с именем св. Саввы связанно множество топонимов. Например, в Черногории это вершина Саввин кук, Саввина вода, Саввина гора в Грахово, Саввин камень, возле Плава, Саввина дубрава и церковь св. Саввы Иерусалимского, положившая начало монастырю Саввина и, возле Герцег-Нового. Саввина Главица в местности Грбаль, источник св. Саввы в горах над Будванской ривьерой, дорожка святого Саввы, по преданию, чудесно появившаяся в море между берегом Будвы и островом святого Николая по молитве святого Саввы. Многие другие места рассеянные, как у пути которыми ходил святой Савва по Сербии и Черногории. Крепко народное почитание святого Саввы, о нём создано многочисленное количество преданий, песней, поэм. Великое множество храмов ему посвящено не только на земле св. Саввы, в Сербии, Черногории, Боснии и Герцеговине, Хорватии и Македонии, а также по всему миру.

DSC04897 (700x525, 293Kb)

Церковь Святого Саввы                                                                                                                                                                                                       Церковь Св. Саввы по преданию была построена самим Саввой в XIII веке. К фасаду храма пристроена арочная галерея, внутренние стены которой украшены росписью.

 

DSC04895 (700x525, 258Kb)

Церковь Св. Саввы  с двускатной черепичной крышей, увенчанной звонницей с одним колоколом.

DSC04822 (700x525, 250Kb)

Большая и малая церковь Успения Пресвятой Богородицы – Герцег-Нови

История обители начинается с восстановления малой Успенской церкви Пресвятой Богородицы (построенной ещё в 1030 г.) монахами из монастыря Тврдош (Босния и Герцеговина) в XVII веке.

DSC04847 (700x525, 313Kb)

Стены храма расписаны в классическом византийском стиле известным которским мастером Ловро Добричевичем. Это очень маленький храм, его размеры всего 10 м в длину и 6 — в ширину. 

DSC04858 (700x525, 314Kb)

Фрески XVI века в Малой церкви Успения Пресвятой Богородицы.

DSC04850 (700x525, 296Kb)

Монастырь Савина (Savina monastery)

DSC04859 (700x525, 282Kb)

 Черногорские земли, находившиеся в тот период под властью сербской короны, несмотря на ограничение национальной независимости, сделали большой шаг вперед в своем развитии. Тогда же произошло сближение жителей нынешних черногорских земель (за исключением прибрежных городов, где население было многонациональным) с сербами по языку, обычаям и самосознанию. Не лишним будет вспомнить, что веками сербские деятели стремились представить черногорцев как «таких же сербов», сами же черногорцы объясняли свою идентичность в первую очередь историческими и географическими причинами, а не этническими или языковыми различиями с сербами.

DSC04866 (700x525, 283Kb)

Монастырь Савина — действующий мужской монастырь Черногорско-Приморской митрополии Сербской Православной Церкви, в обители служит около 10 послушников. В 2007 году здесь принял Святое Крещение с именем Неманья выходец из среды сербских мусульман, знаменитый кинорежиссер Эмир Кустурица.

DSC04880 (525x700, 264Kb)

Большой Успенский храм монастыря Савина

Большая церковь Успения Пресвятой Богородицы, построенная в 1776-1799 годах, является главным храмом Савинского монастыря. Она была возведена венецианским зодчим - Николой Форетичем, творения которого можно увидеть в разных уголках Далмации.  25 июля 1776 г. дож из Млета Алвизо Мочениго дал разрешение на строительство, сейчас этот документ хранится в ризнице монастыря. В том же году благословил строительство и митрополит Черногорский Савва Петрович-Негош.

DSC04825 (700x525, 279Kb)

 Церковный иконостас был создан во второй половине XVIII в. в стиле барокко. Он представляет собой монументальное произведение, сделанное по каноническим образцам, единым для всех мест «восточно-православного художественного круга». Его размеры велики: ширина 7,20 м, высота 10,50 м. Иконостас состоит из шести зон, но выглядит как единое конструктивное целое. 

DSC04834 (700x525, 311Kb)

Иконоста́с (ср. -греч. εἰκονοστάσιον) — алтарная преграда, более или менее сплошная, от северной до южной стены храма, состоящая из нескольких рядов упорядоченно размещённых икон, отделяющая алтарную часть православного храма от остального помещения.

ИКОНОСТАС - сплошная стена, составленная из икон, отделяющая алтарь от главного помещения (наоса) православного храма. Отделяя алтарь от наоса, завеса, преграда, а позже иконостас служили границей между двумя мирами: горним и дольним, видимым и невидимым и были призваны выразить их нерасторжимую связь. Материальная преграда символизировала существование «невещественного иконостаса» , понимаемого в православной традиции как собрание святых, небесных свидетелей, возвещающих миру о том, что находится «по ту сторону плоти.»  Исторический путь превращения алтарной преграды в высокий иконостас связан именно с последовательным раскрытием этой мысли. Уже в 6 в. император Юстиниан в построенном им храме св. Софии поместил на темплоне алтарной преграды рельефные образы Спасителя, Богоматери, апостолов и пророков. В послеиконоборческий период, начиная с 9 в. , установка икон на темплоне практиковалась уже довольно широко. Для 12 в. украшение византийского темплона рядом икон стало повсеместным. К этому времени иконостас принял вид портика с колоннами и свободным пространством между ними. Иконы ставили на темплон или подвешивали к нему. Иногда большие иконы помещали в интерколумниях портика. Это были, как правило, иконы Спасителя, Богоматери и святого храма. Над царскими вратами помещалась основная икона – «Деисис» (греч. моление, в русском языке слово закрепилось в форме «Деисус») , изображающая на одной доске Христа и обращенных к нему с молитвой Богоматерь и Иоанна Предтечу. Византийская преграда могла иметь от одного до трех рядов икон, среди которых были и изображения пророков, и христианских праздников.

DSC04841 (700x525, 284Kb)

В церкви находится главная ценность монастыря — чудотворная икона Савинской Богородицы. Икона славится своим чудесным преданием, по которому она спасла монастырь от разрушения венецианскими католиками, это случилось в XVIII веке. Когда вражеские корабли подошли к берегу с намерением обстрелять храм, монахи стали усердно молится перед этой иконой, после чего с неба ударила молния в один из венецианских кораблей и полностью сожгла его.

DSC04830 (700x525, 302Kb)

Монастырь Савинасавинская икона Божьей Матери                                                                                                                                                       Прославилась икона в конце XVIII века. Согласно историческим данным, венецианцы, владевшие в то время Которской бухтой, всячески истребляли православие. Когда строительство монастыря подходило к концу, венецианские власти послали корабли с приказом разрушить новый храм до основания огнем корабельных пушек. Узнав об этом, савинский архимандрит Макарий разослал по всей Которской бухте призыв к православным спасти монастырь. Собравшиеся с окрестных мест миряне молились перед иконой Богородицы о спасении народной святыни. Когда венецианские корабли приблизились к монастырю, небо внезапно нахмурилось, загремел гром, заблистали молнии, одна из которых ударила прямо в пороховую камеру передового корабля. Судно взорвалось, и никто из его команды не спасся.

DSC04824 (700x525, 288Kb)

О том, когда началось возведение церкви, свидетельствуют таблички с надписями, которые находятся под розеткой колокольни, на северной и южной стороне. Особенно интересна надпись на южной стене здания. Она гласит: «Архимандрит Савинский Данило Йоанорайович с монастырской братией, иеромонахами Исайей, Висарионом, Иннокентием, Дионисием, Никанором, Герасимом, Симеоном и дьяконом Стефаном приступил в году 1777, в месяце январе, к строительству этого храма». Из-за недостатка денег работы шли с перерывами, церковь была завершена и освящена в 1799 г.

DSC04818 (700x525, 370Kb)

В ризнице монастыря хранятся предметы исключительной ценности, среди которых следует особо упомянуть хрустальный крест Святого Савы XIII в., плащаницу 1642 г., серебряную пятихлебницу для всенощной службы 1648 г., киот из монастыря Тврдош 1615 г., потир 1650 г., Евангелие 1685 г., уникальный портрет русского царя Петра Великого и ручной крест иеромонаха Георгия Савинца, скованный в 1786 г.

DSC04801 (700x525, 368Kb)

 В стенах обители хранятся мощи сербской царицы Елены (Преподобной Евгении), а также перст Святого Апостола Фомы и частица мощей Святого Великомученика Георгия Победоносца, принесенные сюда твердошскими монахами. Здесь находится много реликвий времен династии Неманьичей. 

DSC04823 (700x525, 297Kb)

В монастырской библиотеке, насчитывающей 5 тысяч книг, около 50 рукописных, среди которых Евангелие 1375 г., Октоих-пятигласник 1509 г., знаменитая Савинская кормчая XVI в., Букварь Негоша.

DSC04876 (700x525, 301Kb)

 В Большой церкви утренняя служба начинается в 6 часов утра, а вечерняя с 18 часов. В дни почитания  выносят ковчег для прикладывания к руке преподобной Елены Сербской. Память святой Елены Сербской празднуется Православной Церковью вместе с ее святыми сыновьями - Милутином и Драгутином 30 октября (12 ноября по новому стилю), 8 и 15 февраля. Во второй половине XVIII века, иеромонах Софроние, игумен монастыря Савина, оковал в серебро часть мощей - руку царицы Елены Анжуйскойи положил святыню в монастыре Савина.

JelenaSerb (511x700, 310Kb)ж

Елена Анжуйская, царица Сербская

Преподобная Елена Сербская, жена Стефана I Уроша королева Елена Анжуйская немало сделала для укрепления православия на этих землях. Одна из наиболее благочестивых и милосердных правительниц своей эпохи, получила Зету в удел после смерти своего мужа, в конце XIII в. Черногорские исследователи полагают, что среди приближенных Елены Анжуйской, прибывших с нею в Зету, были представители семейства, с именем которого тесно переплелась история черногорских земель в период феодальной раздробленности в Сербии. Это — знатный род Балшичей, согласно одной из версий происходивший от французской аристократической фамилии Де Ею (De Baux), принявшей православие и породнившейся с местной знатью.

w2-n2n5-10 (700x466, 172Kb)

Святая, благоверная Елена Сербская (Анжуйская)

Елена Анжуйская (2-я четв. XIII в.- 8(15).02.1314, Брняк, Косово), святая сербская королева, жена короля Стефана Уроша I, мать святых королей Стефана Драгутина (см. Феоктист, прп.) и Стефана Уроша II Милутина. Год и место рождения святой Елены неизвестны. Происходила из знатной французской семьи, проживавшей, по всей видимости, в Италии, византийских владениях крестоносцев или в Венгрии и, возможно, находившейся в неустановленной степени родства с анжуйской королевской династией в Неаполе (ее представители короли Карл I и Карл II в переписке именовали Е. А. «сестрой»), более конкретные данные о ее семействе отсутствуют (обзор мнений см.: Иларион (Руварац). 1934; Суботић. 1958; McDaniel. 1982/1983). Прозвище Анжуйская применительно к святой Елене употребляется в научной лититературе с кон. 50-х гг. XX в., начиная со статьи Г. Суботича. 

Житие Елены Анжуйской, написанное вскоре после ее смерти архиепископом Печским Даниилом II, и документальные источники рисуют 2 образа, лишь отчасти соприкасающиеся друг с другом. Елена Анжуйская получила хорошее образование, владела несколькими языками. Между 1250 и 1255 гг. была выдана замуж в Сербию, родила 5 детей: Драгутина и Милутина, Стефана (могила в мон-ре Студеница) и 2 дочерей (одна умерла в младенчестве, судьба другой, Брнчи (Прнчи), неизв.). 

На протяжении большей части жизни Елена Анжуйская сохраняла приверженность католической Церкви, была сторонницей церковной унии, к которой склоняла не только мужа и сыновей, но и своего свата (тестя Милутина) болгарского царя Георгия I Тертера (Jиречек. 1978. Књ. 1. С. 191; Флоря. 2007. С. 168-169). Состояла в переписке с Римскими папами, в 1303 г. передала свои владения под опеку Папского престола (Там же. С. 169). Основала францисканские мон-ри близ Бара и Котора, давала (вместе с сыновьями) пожалования бенедиктинским мон-рям св. Марии на мысу Ратац (к северо-западу от Бара), св. Николая и святых Сергия и Вакха на р. Бояне (там сохр. лат. надписи с именами Е. А., Драгутина и Милутина) и католическим соборам Богоматери в Улцине и св. Стефана в Скадаре (ныне Шкодер, Албания) (Jиречек. 1978. Књ. 1. С. 265). Ок. 1291 г. принимала участие в реорганизации епископий в составе Барского католического диоцеза. Елена Анжуйская вложила православные иконы в собор св. апостола Петра в Риме и храм св. Николая, еп. Мирликийского, в Бари (Италия). Поддерживала тесные связи с католическими патрициатом городов в Далмации. В переписке с одним из глав («кнезом») администрации Дубровника она именовала адресата Марина Будуария «возлюбленным сыном и кумом кралевства ми», а узы «посестринства по св. Иоанну Предтече» с 1285 г. связывали ее с представительницей дубровникской аристократической семьи Бусиньоло (Там же. Књ. 2. С. 280-281). Совместно с мужем Елена Анжуйская дала жалованную грамоту (позднее подтвержденную Милутином) барскому семейству Жаретичей, несколько представителей которого были местными католическими архиепископами. Позднее вместе с сыном Милутином Елена Анжуйская пожаловала г. Котору близлежащую жупу Грбаль. Правителем ее канцелярии и посланником при папском дворе был католический архидиакон Петр Жаретич из Бара (в 1301-1307 Барский архиепископ) (Там же. С. 27, 75-77). В то же время королева покровительствовала православной Церкви и находилась в добрых отношениях с предстоятелями Сербской Церкви архиепископом св. Иоанникием I и особенно с Даниилом II (в бытность последнего монахом и епископом). Согласно Житию, она переписывалась с отшельниками на Афоне, на Синае, в Иерусалиме и в Раифе. Получив власть (1276), старший сын Елены Анжуйской король Драгутин выделил ей обширный удел, включавший Зету, Требине, земли от Дубровника до Скадара (резиденцией Е. А. в это время был г. Скадар). После смерти в 1279 г. архиеп. Иоанникия Елена Анжуйская участвовала в перенесении его мощей в мон-рь Сопочани. Приняла монашеский постриг с именем Елисавета в церкви св. Николая в Скадаре (ок. 1284?) с сохранением мирского имени, вероятно по католическому обряду. В 1309 г. младший сын Елены Анжуйской король Милутин отобрал у матери удел в Приморье и взамен дал земли в материковой части страны. Новый двор Елены Анжуйской располагался в Брняке, на р. Ибар. Согласно Житию, здесь активно велась переписка книг, была создана школа-приют для девочек из бедных семей и сирот, которых королева снабжала богатым приданым. Елена Анжуйская была 1-й женщиной в средневековой Сербии, построившей себе «задужбину» - мон-рь Градац. Приглашенные ею западные мастера (вероятно, из Прованса) воздвигли монастырский собор в переходном от романского к готическому стиле, поэтому с именем Елены Анжуйской связывают распространение влияния французской готики в сербском церковном зодчестве (прежде всего в архитектурном декоре). Возведенные и обновленные ею монастыри были выведены из-под власти епархиальных архиереев, она назначала в них игуменов, а после ее смерти это делали ее потомки. Была погребена в мон-ре Градац, заупокойную службу по Елене Анжуйской совершил архиепископ Савва III при участии еп. Баньского Даниила (впосл. архиепископ Печский и биограф Е. А.) и Рашского Павла, на отпевании присутствовали король Милутин, посланцы Драгутина и многочисленные воспитанницы основанного ею приюта.  Почитание


Согласно Житию, написанному архиепископом Даниилом, через 3 года после кончины Елена Анжуйская явилась во сне некоему иноку мон-ря Градац и приказала извлечь ее тело из земли и открыть для приходящих в храм. Игумен мон-ря письменно известил о явлении еп. Рашского Павла, который прибыл в мон-рь и после соборного всенощного пения и моления открыл гробницу и обнаружил тело святой, «яко в росе лежащее, цело (чистое) нерастленное» (Данило II, архиеп. 1988. С. 107). Мощи с пением молитв и псалмов положили в раку и поместили перед иконой Спасителя (совр. местонахождение раки неизв.). До XVIII в. мощи были в гробнице, куда, вероятно, были положены во время турецкого господства, в правой части наоса собора в Градаце под ктиторской композицией. После разорения саркофага они хранились под сводом часовни в левой части наоса храма, а затем на престоле временного алтаря (Павловић. 1965. С. 86-87). С именем Елены Анжуйской связан чудотворный крест, вложенный ею в мон-рь Сопочани. Предполагается, что крест находился в мон-ре до 30-х гг. XV в., а потом был перенесен деспотом Георгием (Гюргом) Бранковичем (см. ст. Бранковичи) в Венгрию, откуда попал в Вену, где хранился среди дворцовых реликвий Габсбургов. В XVIII в. частицами этого креста одаривали новорожденных принцев и принцесс, которые носили их в шелковых мешочках на шее (Там же. C. 87-88). Центром почитания Елены Анжуйской является мон-рь Градац, празднование совершается в день памяти св. равноапостольных Константина и Елены (21 мая). Окрестные жители часто именуют мон-рь и его собор «Света Ела». Посвящения храмов Елене Анжуйской неизвестны. Свидетельства ее почитания за пределами Сербии отсутствуют. Далее - https://vk.com/pages?oid=-41222460&p=св._Елена%2C_королева                                                                            "Сокрушенной душой и смиренным сердцем непрестанно молитвы свои Богу возносила", говорит составитель жития ее и сыновей ее, Святой архиепископ Данило II

Своими трудами и имением она построила дивную задушбину* свою – монастырь Градац на Ибаре и освятила его в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.
Она также своими трудами создала школу и приют для девочек-сирот в своем замке в Брняцах (на реке Ибар).
Святая Елена со своими сыновьями восстановили также и монастырь святых мучеников Сергия и Вакха на реке Боян в Скадре.
Перед смертью в глубокой старости, боголюбивая королева приняла монашеский постриг с именем Елисавета.
Монашество она приняла в церкви Святителя Николая в Скадре, которую она построила и украсила.
Королева Елена удостоилась самого высокого монашеского звания – великой схимы.
На сегодняшний день от церкви остались только руины в старом городе Скадар, в южной части Скадарского озера.
Последние дни жизни блаженная Елена провела в своем царском дворе в Брняцах.
Народное почитание и любовь, которые имела святая королева, видно из описания ее смерти и погребения.
Чувствуя свое приближение к концу жизни, она призвала в Брняц наиболее известных монахов и вельмож своей страны.
Отовсюду стекались монахи и подданные, а также нищие и странные, хромые и слепые, те, для кого она была хранительницей.
Собрался собор земли сербской на ее славном дворе в Брняцах
Святая Елена, помолившись Господу за всю державу своего отечества, всем, от малых до великих, даровала благословение.
После этого, осенив себя крестным знамением, сказала: "Отче! в руки Твои предаю дух мой".
Так, в глубокой старости, упокоилась святая Елена 8 февраля 1314 года.
Епископы взяли тело блаженной Елены и с надгробными песнопениями перенесли в обитель Градац, в приготовленную ею гробницу.
На погребении присутствовали ее сын, святой король Стефан Милутин, архиепископ Сербский Савва III из Печ, епископ Баньский Данило, епископ Рашский Павел, клир Сербской Церкви, целый собор подданных, и бесчисленное множество нищих и убогих, которых милостивая королева питала и одевала
Спустя три года после погребения, она явилась во сне одному избранному монаху и повелела взять тело ее из земли.
Для открытия гробницы в монастырь прибыл епископ Рашский Павел, которого святая Елена почитала как родного отца.
Был созван весь собор ее отечества.
После молитвы над гробом блаженной, когда отворили гробницу, то нашли тело ее лежащим в росе, целым и невредимым.
Тогда едиными устами вознесли хвалу Богу Вседержителю.
Это было доказательством того, что она удостоилась от Господа большой благодати.
Епископ Павел с молитвами и песнопениями взял мощи святой из гробницы и положил в особый ковчег, установленный перед иконостасом, под иконой Христа.
С того дня, с 30 октября 1317 года (12 ноября по новому стилю), благочестивая королева Елена стала почитаться как святая и была причислена Сербской Православной Церковью к лику святых. Мощи святой Елены Сербской находились в градацкой церкви до начала семнадцатого века, когда, перед турецким вторжением, монахи покинули обитель и монастырь опустел.

 

DSC04844 (700x525, 298Kb)

Молитва СВЕТОГ САВЕ из 1207. године

+++ Тројице Света – Боже наш, славим Те и благосиљам Те, и молим Те и дочаравам те, јер по трећи пут благослов дајем наследству мом!

Господе, Сведржитељу, Боже отаца наших, Авраамов, Исааков, Јаковљев и семена праведног, сачувај их и укрепи у држави бивше владавине моје. И помоћ Пресвете Богородице, и моја молитва, ако и грешна, нека је са њима од сада и довека.

И заповед пређашњу дајем им:

Имајте љубави међу собом!

А ко од њих одступи од онога што сам им наредио, гнев Божији да прогута њега и семе његово! +++

12524294_10207127570701994_8743828960535222824_n (700x455, 46Kb)

Пресвета Богородица Савинска

Икона се налази у Манастиру Савина у Црној Гори. Верује се да је вековима чувала манастир од људског зла и временских непогода. Велика је заштитница верујућих и увек пружа помоћ онима који јој са љубављу и вером прилазе. http://srbin.info/2016/01/20/ovo-su-6-cudotvornih-srpskih-ikona-najpostovanije-ikone-presvete-bogorodice/

BOGORODICA-SAVINSKA-59 (1) (513x700, 99Kb)

Серия сообщений "Церковь, монастырь":
Часть 1 - Монастыри и храмы Сербии и Черногории
Часть 2 - Из сербской истории
...
Часть 17 - Мара и Оливера
Часть 18 - Свято-Пантелеймонов монастырь на Афоне
Часть 19 - Елена Анжуйская и монастырь Савина
Часть 20 - Святое место Manastir Ostrog
Часть 21 - Монастырь на острове Малый Жаниц
...
Часть 24 - Противостояние
Часть 25 - Цркве и манастири у приморју
Часть 26 - Монастырь Чириловац в Черногории

Серия сообщений "Исторические факты":
Часть 1 - Когда умирает надежда...
Часть 2 - Монастырь Острог
...
Часть 25 - РЕЛИКВАРИЙ С МОЩАМИ ВОЛХВОВ ИЗ СОБОРА ГОРОДА КЁЛЬНА
Часть 26 - Герцег-Нови
Часть 27 - Елена Анжуйская и монастырь Савина
Часть 28 - Икона - заступница и Ангел - хранитель
Часть 29 - Святое место Manastir Ostrog
...
Часть 42 - Церковь Богородицы Здравие в Которе Cskva Gospa od Zdravlja
Часть 43 - Madonna della Corona
Часть 44 - Монастырь Савина в Которской бухте

Серия сообщений "Монастырь, храм, церковь":
Часть 1 - Храм Святой Троицы в Белграде (Сербия)
Часть 2 - Our Lady of the Rock
...
Часть 16 - Церковь Св. Дмитрия в Колашине
Часть 17 - ДИОНИСИАТ
Часть 18 - Елена Анжуйская и монастырь Савина
Часть 19 - Чёрная Мадонна в Герцег-Нови
Часть 20 - Церковь в Муо Blaženi Gracija Kotorski
...
Часть 35 - Церковь Богородицы Здравие в Которе Cskva Gospa od Zdravlja
Часть 36 - Церковь Ильи в Которской бухте
Часть 37 - Монастырь Савина в Которской бухте

Рубрики:  Страны
Сербия
Монастырь.храм,церковь


Процитировано 1 раз