Старая Черногора |
«Монастырь Савина в Герцег-Нови» на Яндекс.Фотках Черногория - страна удивительная, и удивительна она всеми своими проявлениями: природой, людьми, историей, одним словом, всем, что вкладывается в понятие одной страны. Особое впечатление, конечно же, производит черногорская природа, явление из ряда вон выходящее. Даже человеку, который себя именует атеистом, очень сложно оставаться таковым, находясь в Черногории. Здесь всё от величественных гор до песчинок на берегу морском вопиет о величии Творца. Здесь особенно понятна и близка, становится идея о вселенской молитвенной гармонии, том всеобщем деле, которое совершается всею тварью Божией в органическом единстве и согласии.
«черногория, которская бухта.» на Яндекс.Фотках После окончания богослужения в маленьких, каменных с мизерными окошечками черногорских церквях чувство единения с Господом не только не покидает, но и необычайно усиливается.
Кажется, что там во мраке под церковными сводами происходит только прелюдия к грандиозному действию прославления Бога, за облачными вершинами, звенящим чистым воздухом, неровными террасами каньонов и кристально чистыми зелёно-голубыми реками, текучими в их головокружительной глубине. Господь действительно одарил этот край щедрее щедрого. Да и само название его, также связано с человеческим восторгом от наблюдения прекрасных черногорских красот. По официальной версии, история эта произошла в XV веке. Проплывавшие близ черногорских берегов венецианские купцы были поражены видом с моря на огромную гору - Ловчин, главенствующую над всеми близлежащими окрестностями. При этом надо отметить, что Ловчин находится не на самом берегу моря, а в глубине материка и ближе к вершине покрыта редким хвойным лесом. Именно этот редкий лес создаёт иллюзию чёрного цвета для человеческих глаз, наблюдающих гору с моря после грозы и дождя, когда воздух разрежен и чист. Именно под воздействием этих оптических и цветовых видений и возникло название "MONTENEGRO", означающее по-латински Черногория.
Однако вся эта история не может не вызвать сомнений, так как вспоминается, что страна эта как минимум на 2 тысячи лет старше своего названия. На берегах Бока-Которского залива, который прорезает побережье страны на десятки километров вглубь, и на юго-восточном побережье Адриатического моря (Ядранского по славяно-сербски) находится множество остатков от посёлков греческих колонистов, которые стали заселять эти земли примерно с VI-V веков до Р.Х. На дне залива часто находят остатки греческих судов, вывозивших из этих мест вино и пшеницу. Греческие колонисты мирно уживались с племенами морских иллиров, которые, как свидетельствует история, были довольно воинственны и свободолюбивы. В первом веке от Р.Х. в этих местах шла долгая война иллиров с римскими завоевателями. Война эта велась на всей территории Иллирии от предгорья Альп до современной Македонии. Приморские иллиры дрались особенно отчаянно и даже вошли в историю вместе со своей предводительницей королевой Теутой, имевшей ставку на территории современного города Тиват, куда сегодня совершают чартерные авиарейсы наши туристы.
После римской победы и включения этих земель в провинцию Далмацию край этот до прихода славян переживал относительное спокойствие. Римскую империю сменила Восточно-Римская, а её, в свою очередь, Византия. Кстати, граница между Западной и Восточной Римской империей проходила изначально по Бока-Которскому заливу, в дальнейшем именно этот факт сделал из Черногории страну, лежащую на меже между православием и католичеством.
Остров Госпа от Шкрпела — справа. Остров Святого Георгия — слева. На одном- православная церковь, на другом католический- монастырь.
«Слева - церковь Св.Николы, справа - церковь Рождества Богородицы в г. Прчань» Храм Богородицы в центре Прчаня – самая большая и красивая церковь Боки. Интересна и подчеркнута толерантность религий Боки-Которкой: католический храм имеет название и посвящение в соответствии с православной традицией.
«Церковь Святого Луки в Которе. Черногория» на Яндекс.Фотках Необычная церковь по содружеству православия и католичества находится в Которе. Это церковь Святого Луки. Она стоит в центре старой части города на площади Греца. Как указано на табличке в западной части фасада, церковь Святого Луки была построена в 1195 году на средства богатого горожанина Мауро Кацафранги. Довольно скромный с виду однонефный храм объединил в себе черты как романской, так и византийской архитектуры. Ранее церковь имела богатую внутреннюю роспись, но к нашему времени от этих фресок сохранились одни лишь фрагменты на южной стене. В XVII веке в церкви появился алтарь, расписанный основателем Рафаиловической школы живописи известным мастером Дмитрием Даскалом. Пол в храме выполнен из могильных надгробий простых которских горожан, поскольку вплоть до 1930 года внутри церкви велись захоронения.
Изначально храм принадлежал к католической ветви христианства. Но когда в 1657 году в Которе появились православные беженцы из долины Грбаль, спасавшиеся от турецкого гнета после Кандийской войны, им было дозволено вести свои службы в этой церкви — специально для этого внутри нее построили второй алтарь. Еще 150 лет в храме одновременно велись различные службы, но со временем церковь полностью отошла православным прихожанам. И сегодня она одна из немногих в мире среди действующих храмов обладает сразу и католическим, и православным алтарями.
«Часовня монастыря в Цетинье» на Яндекс.Фотках Отношения между Православием и Католичеством имели для Черногории первостепенное значение с самых древних времён. Так, например, известно, что первооснователь сербского государства Стефан Неманя, который родился в начале XII века в городе Рыбнице, был первоначально крещён католическим священником, затем по настоянию своего отца властителя Десимира был обращён в Православие. Да и королевскую корону сербские властители приняли на основании папской буллы. Все эти факты показывают величину опасности, которую несло соседство Черногории с западным миром, и потому вызывают удивление и восхищение те сила и твердость, с которыми черногорцы устояли в Православии до сегодняшнего дня.
Расцвет Сербского средневекового государства достаточно хорошо отражён в культуре Черногории, в ряде приморских монастырей и особенно в архитектуре и фресках монастыря Морача. На протяжении XIII-XIV веков Черногория или Зета, как её тогда называли, была неотъемлемой частью Сербской державы без каких либо попыток к отделению от неё. Постепенно здесь оформились два знатных рода Балшичей и Црноевичей. Первый известен тем, что активно принимал участие в междоусобных войнах накануне турецкого нашествия и борьбой с турками в начале агрессии. Род Церноевичей был более известным, так как с ним связан переход от Зеты к Черногории, или от периода независимости к тяжелому пятивековому гнету под турецким игом. Последний из рода Иван Црноевич перенёс монастырь и митрополию на Цетинье и тем самым положил начало совершенно новому и удивительному периоду Сербской истории. (http://www.montenegrina.net/pages/pages_ru/istorija/istorija_cg_a_kravcenko.htm)
В главном монастырском Богородице-Рождественском храме XV века находятся: частицы животворящего Креста Господня, десница святого Иоанна Крестителя и нетленные мощи святителя Петра Цетинского (1749-1830) – одного из наиболее почитаемых черногорских святых. Также в монастыре хранятся: епитрахиль святого Саввы, корона короля Стефана Дечанского и другие знамена церкви.
«Книга из ризницы Цетиньского монастыря.» на Яндекс.Фотках Старая Черногора — исконная заповедная область боговластия — занимает очень маленькое пространство даже по меркам современной Черногории. В самом узком смысле слова Старая Черногора — это фактически котловина Цетинье с окрестностями, непосредственно тяготеющими к Цетинскому монастырю Рождества Пресвятой Богородицы.
Здесь, среди неприступных скал, на поле Цетинском, укрылась сербская державность и церковность. В 1482 году Иван Црноевич перенес сюда столицу последней независимой православной державы на Балканах Зеты-Дукли, а в 1484 году здесь им была воздвигнута церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы и в ней монастырь — резиденция митрополита.
«Иван Црноевич (1465 – 1490 гг.) - местный правитель» Иван оставил после себя сына Георгия, который правил Зетой с 1490 по 1496 гг. Георгий известен тем, что в 1494 г. основал первую на славянском юге типографию на Ободе, и вскоре перенес ее в Цетинский монастырь. Первым печатником стал схииеромонах Макарий. Цетиньский монастырь знаменит также тем, что в его стенах были напечатаны такие шедевры, как: Октоих первогласник (1494), Октоих пятогласник с иллюстрациями-видами Иван-бегова монастыря, Псалтирь с последованием, Молитвослов, Четвероевангелие.
«Влашская церковь» "Влашская церковь была построена около 1450 г пастухами на
месте большого некрополя -- христианского кладбища со старыми
надгробиями. Церковь расширялась и восстанавливалась несколько
раз. Нынешние архитектурные формы -- красиво построенная одно-
нефная церковь с колокольней типа "прялка" происходит со времени
последнего существенного обновления, выполненного в 1864 г. Два
больших надгробия перед церковью, под которыми погребенены,
согласно традиции знаменитый черногорский герой Байо Пивлянин и
его супруга, датируется 14-м столетием. Большое почтение, с кото-
рым черногорцы относятся к этой святой церкви, посвящённой рожде-
нию Девы Марии, подтверждается оградой её двора, сделанной из
1554 стволов ружий, захваченных у турок в войнах 1855 и 1876-1878
годов. Внутри церкви находится иконостас, расписанный в 1878
году Василием Диновским, македонским иконописцем. Также похороне-
ны во дворе вокруг Влашской церкви некоторые другие знаменитые
личности черногорской истории: Йован Павлович -- первый министр
образования, митрополиты Илларион Роганович и Виссарион Любиша,
народный мудрец Сула Радов и др." 28 сентября 1692 г. в период Морейской войны (1684-1699) Цетинский монастырь был полностью разрушен. Мореская война - это борьба Христианского союза, в который входили Австрия, Польша, Венеция, Ватикан, а также на их стороне воевали сербы и черногорцы, против Турции. Из-за героического сопротивления постоянным посягательствам Османской империи Цетинье прозвали «Сербской Спартой».
«Цетинский монастырь» Самая известная реликвия города Цетине (Cetinje) – белокаменный монастырь св. Петра (Sveti Petar Cetinjski Monastery) – построен в 1701 году митрополитом Даниилом (Danil) на месте ранее разрушенного турками монастыря.
«Цетинский монастырь (детали)» на Яндекс.Фотках Владыка Даниила знаменит также тем, что первый изменил ход внешней политики Черногории: отошел от католической Венеции и стал ориентироваться на православную Россию. В 1711 г. в Цетинье прибывают послы из России полковник Михаил Милорадович (родом из Герцеговины) и капитан Иван Лукашевич (уроженец Подгорицы) с посланием от русского царя Петра I с предложением о совместной борьбе против Турции. В 1712 г. 60 тысяч турок под началом боснийского визиря Ахмета-паши Шапчайлии вторглись в Черногорию. 17 июля (по старому стилю) 1712 г. черногорцы одержали победу при Царевом Лазе. В этой битве был ранен сам владыка Даниил. Но другая часть турецкого войска пробилась в Цетине и разрушила монастырь. В 1714 г. новый визирь Нуман-паша Чуприлич со ста двадцати тысячным турецким войском прошел всю Черногорию, сжигая все на своем пути. Владыка Даниил был вынужден отправиться за помощью в Россию. В 1715 г. в Петербурге митрополит Даниил получил от русского царя Петра I деньги на восстановление страны, в том числе и на строительство новых монастырей и церквей. Цетинский монастырь был полностью восстановлен в 1724 г.
Вернувшись из России в апреле 1716г. Даниил остановился в монастыре Подмаина, вблизи города Будвы. Он нашел Черногорию в тяжелейшем состоянии. В своем письме к русскому канцлеру Головкину Даниил писал: «Все разорено, разогнано и мечу предано, в рабство отведено; лишь малый остаток бежал в горы и спасся».
Уже в 1716г. (по другим данным - в 1717г.), в день Благовещения, произошла новая битва черногорцев с турками у села Тернине. В этом сражении черногорцы одержали победу. В 1718г. черногорцы приняли участие в войне венецианцев с турками, напав на города Бар и Ульцинь. 21 июня 1718г. был заключен Пожаревацкий мир между Турцией с одной стороны и Венецией и Австрией с другой. По нему венецианцы получили приморские земли Грбаль, Маини, Браичи и др., ранее принадлежавшие Черногории. Владыке удалось лишь отстоять свою церковную юрисдикцию над этими землями, где находились древние православные монастыри Подмаина, Станевичи, Ластва Грбальска. В 1718г. митрополит Даниил добился от венецианского сената подтверждения прав православных в Боке Которской.
Цетинский монастырь расположен в самом центре древней столицы Черногории г. Цетине, у подножья горы Орлиный Крест. Монастырь является резиденцией черногорских митрополитов вот уже более 500 лет. Цетинский монастырь - это сердце и душа православной Черногории, он всегда являлся символом свободы и сильного духа черногорского народа.
«Цетинье» на Яндекс.Фотках В 1784-1830 гг. черногорским митрополитом был Петр I (Петрович-Негош) - св. Пётр Цетинский. В 1785 г. он был с визитом в России. Во время его отсутствия скадарский паша Махмуд Бушатли напал на Цетине и монастырь вновь был разрушен. Во время следующего нападения на Черногорию паша был убит и его череп, в качестве напоминания, хранится в Цетинском монастыре. Св. Петр построил себе в этой прекрасной обители новую келью, которая сохраняется до сих пор. Спустя 4 года после его смерти 18 октября 1834 г. состоялось торжество прославления этого Святителя, на которое в Цетине прибыли православные христиане со всех сербских земель.
Его преемником стал знаменитый впоследствии черногорский поэт и митрополит Петра II Петрович-Негош (1830-1851). Во время его правления монастырь значительно расширяется. Благодаря полученной из России помощи надстраивается дворовый корпус и строится кухня с трапезной. Петр II был всесторонне развитым правителем. И для его разнообразной деятельности монастырских владений не хватало. В его времена в монастыре работали школа (основанная в 1834 г.), типография (привезённая Петром II в 1833 г. из России, здесь останавливались иностранные гости и даже титулованные особы. В 1838 г. Петр II распорядился построить рядом с монастырем новую резиденцию.
В 1890-х гг. к монастырской стене снаружи пристраивается открытая усыпальница правящей династии. В 1896 г. на верхнем ярусе башни-колокольни устраиваются часы, а над ними - небольшая звонница.
«Черногория.Цетиньский монастырь» на Яндекс.Фотках
Серия сообщений "Исторические факты":
Часть 1 - Когда умирает надежда...
Часть 2 - Монастырь Острог
...
Часть 10 - Острова Монтенегро
Часть 11 - Лоза святого Симеона
Часть 12 - Старая Черногора
Часть 13 - Чудо-монастыри Черногории
Часть 14 - Монастыри и церкви в Черногории
...
Часть 42 - Церковь Богородицы Здравие в Которе Cskva Gospa od Zdravlja
Часть 43 - Madonna della Corona
Часть 44 - Монастырь Савина в Которской бухте
Рубрики: | Монастырь.храм,церковь |
« Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |