-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Milendia_Solomarina

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 18.11.2011
Записей: 4177
Комментариев: 26632
Написано: 34122


Мотивы русского деревянного зодчества

Пятница, 16 Октября 2015 г. 17:01 + в цитатник

Древний термин «хоромы» означал соединенную в одно целое группу жилых богатых помещений. Отсюда же произошло слово «храм», в котором (будь он каменный или деревянный) «скрывается определение богатого жилища».

На большей территории Древней Руси именно из дерева, как из наиболее доступного строительного материала, были выработаны многие архитектурные формы еще до появления каменных построек. Леса покрывали большую часть земель Киевской Руси и все земли Великого Новгорода, Владимиро-Суздальского, Тверского и Московского княжеств. Это и предопределило главенствующую роль дерева как строительного материала,

Расцвет "русского барокко" приходится на XVII-XVIII вв.  Затем каменное зодчество вытеснило дерево как строительный материал при сооружении храмов.

Каждое сооружение, от простой бедной избы, до хором и храмов, украшено, декорировано резьбой. Глухая и более поздняя пропиловочная резьба опоясывает дом. Фасад дома – чело, декорировано резными деревянными «полотенцами», окна обрамлены узорчатыми наличниками. В домах богатых крестьян – затейливое, у бедняка – попроще, но везде взор притягивает резное кружево.

Зодчество

Русское деревянное зодчество


Русское деревянное зодчество

Эволюция деревянных построек великолепно прослеживается в крупных музеях деревянного зодчества под открытым небом, прежде всего в Кижах и Малых Корелах, где представлены десятки разнообразных сооружений. Древняя Русь, хотя и имела немало городов, но основа ее была деревня. Именно в ней сформировались строительно-архитектурные особенности деревянного зодчества, начиная от архитектурно-планировочных решений и до выбора стандартов – модулей при сооружении разных видов построек.

Каждое сооружение, от простой бедной избы, до хором и храмов, украшено, декорировано резьбой. Глухая и более поздняя пропиловочная резьба опоясывает дом. Фасад дома - чело, декорировано резными деревянными «полотенцами», окна обрамлены узорчатыми наличниками. В домах богатых крестьян - затейливое, у бедняка - попроще, но везде взор притягивает резное кружево.

Истоки русской народной резьбы, по мнению специалистов, уходят корнями в скандинавскую мифологию и язычество. Солнечный круг – солярный знак – явный языческий символ. Завершение крыши дома – охлупень в виде резного коня – очевидно, происходит из дохристианских обычаев. Конек защищал дом и хозяев от злых духов, болезней, неурожаев.

Широкое распространение получила неглубокая глухая резьба. Очевидно, что во влажном и холодном климате быстрее уничтожается барельефная, а тем более горельефная резьба. На деревянных столбиках, подпорках и балясинах резались то неглубокие «перехваты» и «пояски», то кругляки, из которых появлялись «дыньки», «грибки», «маковицы» и тому подобная прелесть. Русская резьба делалась «на глаз», «по чувству», отсюда ее свобода. Глазомер мастера, выверенный природой, смягчает геометрический орнамент и оживляет ритмику рисунка.

Истоки русской народной резьбы

Деревни тяготели к речным долинам и на севере европейской России были пространственно, в архитектурном отношении, связаны друг с другом и с окружающим ландшафтом. Чтобы терять как можно меньше тепла в суровых климатических условиях был использован принцип живой природы – минимальное отношение поверхности тела к объему, так как тепло теряется через поверхность. Поколения мастеров-плотников искали и нашли способы их соотношения, приближающие рукотворные сооружения к природному окружению.



Дом ставился на высоком подклете, который отделял жилую часть от поверхности земли воздушной подушкой, своеобразным теплоизолятором, и одновременно воздух изолировал жилье от влаги, идущей от земли. Бревна разделялись берестяными и моховыми прокладками. Влага почти не поступала в сруб, чему способствовали различные приемы обработки бревен. Плотничали только топором (в перерубленное бревно вода не пойдет), ударами топора забиты древесные сосуды и поры. Пила не давала нужного эффекта, распиленное бревно втягивало воду, подобно сухому грибу. Часто сруб ставился на валуны.



В лесной зоне Европейской территории России осталось множество заброшенных храмов, часовен, колоколен, да и за Уралом, в Сибири, сохранились уникальные объекты деревянного зодчества. Долгое время трудности пути закрывали к ним доступ, позволяя им медленно стареть и дряхлеть.
Другая часть памятников перевезена под музейную охрану, в музеи под открытым небом, наиболее известные из которых - Кижи и Малые Корелы. Десятки музеев деревянного зодчества возникли на территории Российской Федерации. Объекты деревянного зодчества были тщательно изучены на местах, разобраны по бревнышку с пометами их исконного местоположения, заменены в случаях надобности схожим материалом и вновь собраны на территориях музеев, занимающих площади в десятки и даже сотни гектаров.
Но не только время разрушало памятники деревянного зодчества, но и удары молний поджигали горделиво возвышающиеся над окружающим ландшафтом колокольни, огромные избы со взвозами. Беззащитны были они и от бродяг, находивших временный приют под их крышами, а позже, и от туристов, забывших погасить костер или недокуренную сигарету.






Козырек крыши в деревянном зодчестве выносился до полутора метров над стенами, он служил защитой от атмосферных осадков. Все хозяйственные постройки собирались под одну крышу. С помощью разнообразных переходов можно было легко пройти из избы в хлев, в амбар, в подсобные помещения. Возник особый весьма ценный тип жилого комплекса – «дом-двор», представленный на русском севере многочисленными разновидностями.

















Дом работал как фильтр по отношению к окружающей среде: обогревал зимой, сохранял прохладу в знойные дни лета, не допускал ни сырости, ни духоты. Конструкция дома создавала главный переход от внутреннего пространства к наружному через ряд переходов-шлюзов, например, сеней. Дом был как бы частью окружающей природы. Размеры деревьев определяли размер дома, его длину и высоту. Основой была клеть, в плане имеющая форму прямоугольника, иногда – квадрата. В зависимости от состояния владельца, его доходов, дома могли быть пяти- и шестистенные, обширные, с мезонинами, балконами, затейливыми крыльцами, что свидетельствовало о богатстве хозяина.



























































































































































Крестьянин, приспосабливая к местным условиям устройство своей деревенской избы, конечно вовсе не думал о том, что создает особый национальный тип постройки. А между тем, и не без основания, многие исследователи считают такие избы за прототип русского национального зодчества.
































































Топор, который бросил Нестер в воды Онеги, был единственным инструментом древних мастеров. Ни пилы не знали они, ни дорогих тогда железных гвоздей. Все эти луковицы, сердцеобразные бочки, восьмерики, богатая резьба, чешуйки лемеха, которым покрыты бочки и главки, ажурные причелины – всё сделано топором да долотом. До сих пор вызывает восхищение строителей и архитекторов искусно продуманная система водослива – желобов, желобочков, скатов, – которая спасала деревянные церкви от сырости и гниения.
РомановДворец (570x373, 61Kb)

Царский дворец 17 века, который иностранные гости того времени называли восьмым чудом света.

Русское зодчество

Источник рисунков http://olgica.gallery.ru/watch?ph=rzo-dZLKS#feature=topscroll   Ежемесячный альбом архитектурных рисунков, как современных на тот момент, так и древнерусских, без текста; издавался в С.-Петербурге с 1874 по 1879 г., под редакцией А. Рейнбота в большом формате см. рисунки тут:

http://ertata.ru/post338883172/?upd

Рубрики:  Резьба по дереву
Архитектура разных стран
Метки:  

Процитировано 87 раз
Понравилось: 60 пользователям

Капочка_Капа   обратиться по имени Пятница, 16 Октября 2015 г. 17:31 (ссылка)
Какая красота! Как жаль, что так уже не строят!
Хорошего настроения, Марина!!
Ответить С цитатой В цитатник
Ирина_Александровна   обратиться по имени Пятница, 16 Октября 2015 г. 17:40 (ссылка)
Красиво. Интересный пост. Спасибо. Вот бы вернуть всё это в сёла, деревни. Утратила страна школы-краснодеревщиков. Возродить бы это искусство.
Ответить С цитатой В цитатник
ЯНЗА   обратиться по имени Пятница, 16 Октября 2015 г. 18:02 (ссылка)
Просто сказочная красота и необыкновенная изысканность! Спасибо за пост!
Ответить С цитатой В цитатник
repman   обратиться по имени Пятница, 16 Октября 2015 г. 21:12 (ссылка)
Ай, да Марина! Молодца! Отличный пост, большая работа! Спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
Ин-яна   обратиться по имени Пятница, 16 Октября 2015 г. 21:33 (ссылка)
Вот это красота!!! Хочется долго рассматривать, каждая деталь - произведение искусства. И какой источник вдохновения! Спасибо, Марина!
Ответить С цитатой В цитатник
Milendia_Solomarina   обратиться по имени Пятница, 16 Октября 2015 г. 22:18 (ссылка)
Ин-яна, repman, Капочка_Капа, ЯНЗА, Ирина_Александровна, спасибо, друзья, что оценили мою работу-реферат. Я сама многие вещи сегодня впервые узнала, пока эту статью собирала, например, что сруб делался топором и боялся пилы... А эту тему я решила развернуть поподробнее, чтоб ссылаться из шпаргалки для чайников, которую тоже только что выпустила. Вот, зацените http://www.liveinternet.ru/users/milendia_solomarina/post374378465/
Ответить С цитатой В цитатник
марина_бабуля   обратиться по имени Суббота, 17 Октября 2015 г. 05:48 (ссылка)
Спасибо. Я в первый раз увидела такую красоту.
Ответить С цитатой В цитатник
TatiRoss   обратиться по имени Суббота, 17 Октября 2015 г. 09:07 (ссылка)
Спасибо .Здорово.
Ответить С цитатой В цитатник
VeraNichka   обратиться по имени Суббота, 17 Октября 2015 г. 09:16 (ссылка)
Спасибо за великолепный пост! Цитирую с благодарностью. Всех Вам благ!
Ответить С цитатой В цитатник
Alemas   обратиться по имени Суббота, 17 Октября 2015 г. 15:11 (ссылка)
Интересно.
Sjamsha 2015 090 (700x663, 208Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
bogsve   обратиться по имени Суббота, 17 Октября 2015 г. 19:21 (ссылка)
Спасибо за великолепную подборку. Как все это мило нашему сердцу...
Ответить С цитатой В цитатник
Аноним   обратиться по имени Суббота, 17 Октября 2015 г. 20:37 (ссылка)
Талантливо, красиво до изумления! Спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
rosavetrov   обратиться по имени Суббота, 17 Октября 2015 г. 20:48 (ссылка)
Какая же красота! Преступно это потерять и не возродить. Такое умение нужно передавать от поколения поколению. Благодарю за пост.
Ответить С цитатой В цитатник
MarinaFrance   обратиться по имени Суббота, 17 Октября 2015 г. 21:46 (ссылка)
просто слов нет как все красиво!!! жаль что сейчас уже так не строят.
Ответить С цитатой В цитатник
DIVINITI   обратиться по имени Суббота, 17 Октября 2015 г. 23:03 (ссылка)
Интересный пост!Спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
Сега_Степанов   обратиться по имени Воскресенье, 18 Октября 2015 г. 00:52 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
Aliziya   обратиться по имени Воскресенье, 18 Октября 2015 г. 14:35 (ссылка)
Не дома, а терема сказочной красоты. Спасибо за пост.
Ответить С цитатой В цитатник
BelanaD   обратиться по имени Воскресенье, 18 Октября 2015 г. 14:43 (ссылка)
Очень интересная публикация - как информация, так и рисунки. Просто глаз не оторвать. Спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
Milendia_Solomarina   обратиться по имени Воскресенье, 18 Октября 2015 г. 18:39 (ссылка)
BelanaD, BelanaD, Aliziya, Сега_Степанов, DIVINITI, MarinaFrance, rosavetrov, bogsve, Бохановская_Лиза, Alemas, VeraNichka, марина_бабуля, TatiRoss, приветствую, друзья, вы абсолютно правы - деревянная резьба, эти кружевные узоры отдаются в сердце каждого русского человека, видимо на генетическом уровне они в нас прописаны. Я ещё хочу привести пример Вознесенского собора, в котором крестила своего младшего сына - это здание было сконструировано и построено БЕЗ ЕДИНОГО гвоздя Зенковым - архитектором царской станицы г.Верный (по-новому Алма-Ата), и пережило без разрушений несколько сильнейших землетрясений.

Очень светлые здания с деревянной резьбой от Зенкова до сих пор служат людям и украшают улицы. Действительно жаль, что сейчас так не строят... Ну хоть полюбуемся с вами изображениями. Особенно на фоне современных серых коробок такие деревянные домики отлично выглядят:-)
Ответить С цитатой В цитатник
Валентина-л   обратиться по имени Понедельник, 26 Октября 2015 г. 10:20 (ссылка)
Спасибо.
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку