-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в milena488

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 26.12.2011
Записей: 2233
Комментариев: 440
Написано: 3186


Шедевры мирового кинематографа. «Андрей Рублёв»

Воскресенье, 16 Июня 2024 г. 00:47 + в цитатник
Цитата сообщения Dmitry_Shvarts ✨ Шедевры мирового кинематографа. «Андрей Рублёв»

Хитрость сценаристов и страдания актёров: как снимали историческую драму

«Андрей Рублёв»

 

Русь начала XV столетия. Страна рвётся на части княжескими междоусобицами. Татарские нашествия вместе с голодом и мором не оставляют народ в покое. В это трагическое время на Руси и появляется великий иконописец Андрей Рублёв. Достоверных данных о его личности крайне мало, и лишь небольшая часть его гениальных творений смогла сохраниться до нашего времени.

Хитрость сценаристов и страдания актёров: как снимали историческую драму «Андрей Рублёв»

Хитрость сценаристов и страдания актёров: как снимали историческую драму «Андрей Рублёв»

В одноименной картине показана жизнь и творческая деятельность иконописца. Она состоит из восьми новелл, каждая из которых описывает отдельный эпизод, произошедший с ним во время его странствий. Всё что Рублёв увидел за эти годы, сильно его впечатлило и заставило задуматься о смысле жизни. Создатели ленты приложили огромные усилия, чтобы познакомить зрителя с духовным миром Андрея Рублёва. 

Хитрость сценаристов

Сценарий к картине смогли запустить в производство лишь благодаря смекалке его авторов – Андрея Кончаловского и Андрея Тарковского. Они схитрили, сделав публикацию сценария в одной газете. Такой шаг развязывал руки руководителям киностудии, ведь речь шла уже о съёмках фильма по опубликованному в советском издании сценарию.

Тарковский и Кончаловский

Тарковский и Кончаловский

 

Тарковский получил добро на съёмки ленты, теперь он мог дать волю своим идеям и фантазиям аж на целый миллион рублей. Но даже скудный бюджет не охладил пыл режиссёра, главное, что картину вообще разрешили снимать. Повезло Тарковскому и с коллективом, многие актёры согласились играть роли за скромные гонорары.

Четыре месяца молчания ради роли

Подбор актёрского состава стал настоящим испытанием для режиссёра. Многие хотели получить заветную роль великого иконописца, на неё даже претендовал Владимир Высоцкий. Тарковский же отдал предпочтение малоизвестному провинциальному актёру Анатолию Солоницыну. Артист очень понравился на кинопробах не только самому режиссёру, но и специалистам по древнерусскому искусству. Чтобы реалистично показать осипший голос Андрея Рублёва после обета молчания, Солоницын не разговаривал на протяжении 4 месяцев.

Афиша к фильму «Андрей Рублёв»

Афиша к фильму «Андрей Рублёв»

 

В картине Тарковского была целая россыпь звёздных актёров. В роли Кирилла снялся Иван Лапиков, а Великого князя сыграл Юрий Назаров. Нетипичный персонаж достался Юрию Никулину, который в фильме предстал перед зрителем в образе ключаря Патрикея. Ролану Быкову достался интересный персонаж скоморох. Актёр сам сочинил частушки для своей роли, поскольку в подлинных частушках того периода было много ругательских слов.

Обвинение в жестоком обращении с животными

Картину Тарковского критиковали не только за антипатриотичность, но и за жестокое обращение с животными. В одном эпизоде показаны кадры горящей живой коровы, в другом – падение со ступенек лошади. Данные фрагменты съёмочного процесса были показаны в новостном издании, а на адрес киностудии начали писать письма, в которых требовали прекратить издевательства над животными и убрать шокирующие кадры.

 

В своём открытом письме Тарковский объяснил, что лошадь взяли ту, которую должны были забить на живодёрне, а на корове подожгли асбестовую попону. Делая намёк, что обращение с животными было довольно-таки гуманным. Чтобы не испытывать судьбу, режиссёр убрал скандальные сцены из версии для проката, но чёрно-белая копия фильма осталась без изменений.

Съёмки под искусственным ливнем

Николай Бурляев и Андрей Тарковский

Николай Бурляев и Андрей Тарковский

 

Отдельно стоит отметить высокую самоотдачу на съёмочной площадке Николая Бурляева. Сразу вспоминается сцена, где его герой Бориска ищет глину. Эпизод снимали в октябре, когда осень полностью вступила в свои права. Актёру необходимо было пройти по краю обрыва под ливнем, который создавали пожарными брандспойтами и спуститься вниз на спине.

«Первый дубль оказался очень жёстким, мне было больно и холодно. В итоге таких болезненных и холодных дублей было шесть. После последней попытки мне натопили избу и сделали горячий чай. Моё тело изнывало от многочисленных синяков и ушибов, которых Анатолий Солоницын насчитал почти три десятка. Но что такое какие-то синяки, когда на кону стоит искусство?», – вспоминает непростые съёмки картины Николай Бурляев.

Памятники архитектуры в кадре

Чтобы снять качественный исторический фильм, на съёмочной площадке могут возвести фрагмент города, вернее его имитацию. Часто в кадр попадают настоящие здания, вокруг которых достраиваются декорации. Например, съёмка некоторых эпизодов отливки колокола и финал осуществлялась между Александровским, Покровским и Спасо-Евфимиевым соборами.

Съёмка некоторых эпизодов отливки колокола и финал осуществлялась между Александровским, Покровским и Спасо-Евфимиевым соборами

 

Съёмка некоторых эпизодов отливки колокола и финал осуществлялась между Александровским, Покровским и Спасо-Евфимиевым соборами

Подлинные памятники архитектуры в кадре позволяют не только сэкономить на строительстве огромных декораций, но и придают картине историческую правдивость. Архитектура превращается в своеобразный ключ, который открывает сюжетный замок и впускает зрителя в эпоху, отображённую в фильме. Для исторического кино наличие в кадре подлинных зданий и строений очень важно.



В СССР забраковали, а в мире назвали

одной из лучших:многострадальная картина

«Андрей Рублёв»

 

«Андрей Рублёв» – исторический философский фильм, снятый режиссёром Андреем Тарковским в 1966 году, изначально назывался «Страсти по Андрею». Культовая картина создавалась несколько лет, работа режиссёра долго не могла выйти на большой экран из-за требований цензуры. Тарковский после каждого отказа вносил рекомендуемые изменения в сценарий.

В СССР забраковали, а в мире назвали одной из лучших: многострадальная картина «Андрей Рублёв»

В СССР забраковали, а в мире назвали одной из лучших: многострадальная картина «Андрей Рублёв»

 

Советское руководство жёстко раскритиковало работу Тарковского, обвинив её в «антипатриотичности», излишнем натурализме и «антиисторичности». Также в картине Андрея Арсеньевича увидели жестокое обращение с животными. Несмотря на все вышеперечисленные страсти «Андрей Рублёв» смог стать одним из самых значимых творений режиссёра. Его можно увидеть в рейтингах лучших фильмов за всю историю мирового кинематографа.

Как родилась идея снять фильм?

Идея экранизировать жизнь великого русского иконописца родилась в голове Василия Ливанова. Он сам хотел сыграть этого исторического персонажа и поделился своим замыслом с Андреем Кончаловским. Однако Ливанову предложили участвовать в съёмках другого фильма, а Тарковский и Кончаловский отправились на юг, где и приступили к реализации проекта.

Тарковский и Кончаловский

Тарковский и Кончаловский

 

Согласно их идеям события картины должны были охватывать XV столетие, когда русское войско противостояло татарским захватчикам. Как вспоминает сам Кончаловский, один лишь материал они изучали 6 месяцев. Режиссёры перелопатили кучу книг, в которых выискивали информацию о быте и ремесле Древней Руси.

Кадр из фильма «Андрей Рублёв»

Кадр из фильма «Андрей Рублёв»

 

О личности иконописца Андрея Рублёва почти не было достоверных данных, именно этот факт и привлекал режиссёров. Перед создателями фильма открывалась неограниченная свобода действий относительно создания образа и характера героя. В 1964 году состоялась публикация сценария картины в журнале «Искусство кино», после чего началась подготовка к её созданию.

Сложности съёмочного процесса

Кадр из фильма «Андрей Рублёв»

Кадр из фильма «Андрей Рублёв»

 

Съёмки картины проходили посреди памятников архитектуры Пскова, Суздали, Владимира, Изборска. Парочку сцен Тарковский снял в Москве в Андрониковом монастыре, где прошли последние месяцы жизни Андрея Рублёва. Сейчас на территории монастыря находится Музей древнерусского искусства, названый в честь великого иконописца.

Сценарий был очень длинный и не умещался в метраж, однако вариант его сокращения режиссёр даже не рассматривал. Тарковский планировал отснять все сцены, и уже затем выбирать из имеющихся кадров. В Советском Союзе такой подход расценивался как расточительность, поэтому Кончаловский и Тарковский вынуждены были отказаться от некоторых сцен.

 

Организация была не на самом высоком уровне, что выливалось в определённые трудности на съёмочной площадке. Например, летние фрагменты снимались в ноябрьские дни, когда вода уже покрывалась ледяной коркой. В результате актёр, игравший татарина падающего в воду, согревался горячительными напитками.

 

Съёмки колдовской ночи Ивана Купалы проходили в селе под Владимиром, а татарского вторжения в Пскове, где соорудили громоздкую бутафорную стену. Героизм ключаря Патрикея – настоящий исторический факт. Татары его подвергали мучительным пыткам, а он всё равно не рассказал, где хранятся церковные ценности.

Юрий Никулин не только комик

Ключаря Патрикея сыграл Юрий Никулин, доказавший, что является разноплановым актёром. Роль была для артиста необычной и трудной, но он сыграл её бесподобно. Последний эпизод с участием его персонажа был очень жестоким. Тело Патрикея усеяно страшными ранами и ожогами, Никулин проводил во власти гримёров по несколько часов, чтобы добиться такой реалистичности увечий.

Кадр из фильма «Андрей Рублёв»

Кадр из фильма «Андрей Рублёв»

 

Во время съёмок эпизода, артист игравший татарина, подносил к лицу Никулина горящий факел. Съёмочная группа была сосредоточена на лице актёра, в то время как его босые ноги обжигала капающая с факела солярка. В какой-то момент Юрий Владимирович не выдержал боли и начал кричать на татарина словами не из сценария. Тарковский выразил актёру благодарность за реалистичные кадры, на что тот в ответ показал обожжённые ноги.

Забракованная на Родине картина получила признание во всём мире

В конце лета 1966 года Тарковский закончил съёмки картины «Страсти по Андрею», продолжительностью 195 минут. Её предварительный показ состоялся в Доме кино, где присутствовали представители газеты «Правда», а после и в ЦККПСС. Вердикт для режиссёра был неутешительным – запрет на показ в кинотеатрах.

Афиша к фильму «Андрей Рублёв»

Афиша к фильму «Андрей Рублёв»

 

Запрещённый в стране Советов фильм с удовольствием посмотрели в Европе. Он был выкуплен иностранным бизнесменом и привезён на кинофестиваль в Канны. Показ картины на фестивале прошёл вне конкурса, и она впечатлила всех присутствующих. На Родине ленту, сокращённую на 30 минут, увидели лишь в 1971 году и под другим названием – «Андрей Рублёв». Чуть позже фильм Тарковского был признан одним из лучших в мировом кинематографе.

смотреть онлайн 

 «Андрей Рублёв»

___________________________________________________________

 
Метки:  
Понравилось: 1 пользователю

Чтобы_помнили   обратиться по имени Понедельник, 17 Июня 2024 г. 12:58 (ссылка)
Хороший фильм Милена
понед + неделя (476x700, 110Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку