Русский художник украинского происхождения, мастер портрета и религиозной живописи, Владимир Лукич Боровиковский - последний из славной плеяды русских портретистов восемнадцатого столетия. После себя он оставил огромное художественное наследие, насчитывающее около четырехсот произведений.
Его работы обладают чисто российским ароматом, непроизвольно затягивающим и завораживающим любого зрителя. На картины можно смотреть часами, находя всё новые и новые нюансы.
Атмосфера портретов переносит нас в идеализированный мир России конца XVIII - начала XIX веков. Его женские портреты так же чисты и прозрачны, как и весь окружающий антураж.
Великая княгиня Елизавета Григорьевна
Портрет Лопухиной М.И., 1797.
В портрете Лопухиной поражает необычайная гармоничность образа и средств выражения. Задумчивый, томный, грустно-мечтательный взгляд, нежная улыбка, свободная непринужденность чуть усталой позы, плавные, ритмично падающие вниз линии, мягкие, округлые формы, нежные тона: белое платье, сиреневые шарф и розы, голубой пояс, пепельный цвет волос, зеленый фон древесной листвы и, наконец, мягкая, воздушная дымка, заполняющая пространство, – все это образует такое единство всех средств живописного выражения, при котором полнее и глубже раскрывается содержание образа».
Образ прелестной Лопухиной вдохновил поэта Я.П. Полонского:
Она давно прошла, и нет уже тех глаз,
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье – тень любви, и мысли – тень печали,
Но красоту ее Боровиковский спас.
Так часть души ее не отлетела,
И будет этот взгляд
К ней равнодушное потомство привлекать,
Уча его любить, страдать, прощать, молчать.
Портрет императрицы Марии Федоровны
Великая княжна Александра Павловна
Великая княжна Мария Павловна
— ученица Гете и поклонница Листа — без всяких атрибутов выглядит умнейшей и тонкой женщиной.
Великая княжна Елена Павловна, 1796
Портрет княгини М.И.Долгорукой, 1810.
Боровиковский был приближен ко двору, его опекала Екатерина II. «Красоту» Боровиковский «спасал» женскими портретами княгинь и императриц в духе сентиментализма
Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке, 1794.
Без регалий и царственных облачений, она тут вовсе не "Минерва" и не "Фелиция", а просто пенсионерка с богатым и не всегда позитивным жизненным опытом. Получилось слишком человечно для образа монархини. Может, Екатерина в душе и оценила постановку вопроса, но покупать картину не стала.
Святая Екатерина
Елена Александровна Нарышкина, 1799
Портрет С.А.Раеской, 1813г.
Портрет Е.Н. Арсеньевой, 1796.
Сестры А.Г. и В.Г. Гагарины, 1802г.
Е.А. и А.А. Куракины,1802г., Лувр
Дарья Александровна Державина, 1813
Портрет Е.В.Родзянко, 1821г.
Анна Ивановна Безбородко с дочерьми Любовью и Клеопатрой, 1803.
В этом портрете Боровиковский подчёркивает любовь и взаимную привязанность персонажей. Мать обнимает дочерей, а те льнут к ней. Младшая держит в руке миниатюрный портрет брата, висящий на груди матери. Таким образом, и этот член семьи представлен на портрете. Без сомнения, о нём помнят и его любят так же, как и дочерей.
Портрет княгини Барятинской, 1807.
Анна Луиза Жермен де Сталь, 1812.
Портрет Е.А. Архаровой, 1820.
Героини портретов не только дамы высшего Российского общества того времени, но и простые русские крестьянки, изображённые в традиционных русских нарядах.
Портрет торжокской крестьянки Аксиньи, 1795.
Портрет Лизаньки и Дашеньки
Портрет Мелании Ивановны Голубцовой
|
|
|
|
|