В современном мире стрит-арт является если не авангардом современной живописи, то как минимум одним из ведущих направлений.
Курт Веннер (Kurt Wenner) – aмериканский художник, давно известный своей часто монументальной меловой живописью с использованием проекции, называемой анаморфозом. Благодаря работaм художника, тротуары многих городов в разных странах превращаются в монументальныe художественные полотна, причем, его стиль выгодно и очень удачно отличается от работ других живописцев на асфальте. Удивительные трехмерные рисунки в исполнении Веннера на мостовых и тротуарах в свое время произвели настоящий фурор и в какой-то степени положили начало новому направлению в уличном искусстве; они были описаны во многих газетах и показаны в нескольких телевизионных шоу. Веннер пользуется техникой «обманки», заставляющей плоскую двухмерную картину выглядеть объемной. Картины Веннера интересны не только своей объемностью; в каждой из них скрыта некая история, – и своеобразный вызов современным художникам, абсолютно напрасно склонных считать классицизм как направление в искусстве делом давно минувших дней. Собственно, трехмерная уличная живопись в какой-то степени была призвана продемонстрировать, насколько сильны в умелых руках техники классицизма, и как на основе их можно создавать принципиально новые формы воплощения творческой мысли.
Курт Веннер родился в Анн-Арборе (штат Мичиган). Cвою первую заказную работу cоздал в возрасте шестнадцати лет, а уже в семнадцать решил посвятить свою жизнь живописи. Некоторое время Веннер учился в Школе дизайна Род-Айленда (Rhode Island School of Design) и Художественном центре Kолледжа дизайна (Art Center College of Design).
После учебы он писал маслом, создавал произведения монументальной живописи, скульптуры, реализовывал архитектурные проекты по государственным и частным заказам. Позже он устроился на работу в NASA, где создавал концептуальные изображения будущих космических проектов и внеземных ландшафтов. Как ни странно, место художественным талантам Курта нашлось и в космической индустрии – Веннер оказался отличным иллюстратором; более всего его ценили за чрезвычайно живые картины существовавших лишь на бумаге космических проектов и неземные пейзажи. В 1982г. Курт покинул НАСА, продал всё своё имущество и отправился в Италию изучать искусство. Живя в Риме, Веннер изучал современную и классическую скульптуру в музеях города и страны. В 1991 был удостоен чести запечатлеть визит папы Иоанна Павла II в город Мантуя. Иоанн Павел II так растрогался, что поставил свою роспись рядом с работой Веннера. Визит транслировался в прямом эфире по всей Италии.
Однажды, он случайно увидел человека, рисующего мелом на тротуаре. Картина настолько поразила Курта, что он безумно захотел узнать о неизвестном ему виде искусства. Он засыпал художника вопросами, и казалось, хотел знать все в мельчайших деталях. Незнакомец вкратце рассказал назойливому прохожему об истории уличной живописи в Европе, и, сославшись на то, что пришло время перекусить, спешно удалился. Воспользовавшись моментом, Веннер принялся дорисовывать голову божественного ангела. Не известно, как воспринял эту помощь со стороны прохожего автор фрески, так как через несколько минут Веннер с горящими глазами уже несся в ближайший специализированный магазин за мелками.
Художник Курт Веннер за работой
Этот вид искусства полностью поглотил Курта Веннера. Он постарался вложить в свои работы все знания и умения, который он накопил за последние годы учебы. Первую свою трехмерную картину Веннер нарисовал на мостовой у Музея искусств Санта-Барбары (Santa Barbara Museum of Art). Вскоре после этого Курт организовал первый в Штатах фестиваль уличных художников; проходил он во все той же Санта-Барбаре (Santa Barbara, California) и назывался 'Old Mission'. Фестиваль этот проходит и по сей день; им, кстати, список организованных Куртом популярных мероприятий отнюдь не исчерпывается – художник запустил целый ряд весьма тепло принятых проектов, многие из которых существуют до сих пор. Так, на протяжении 10 лет Курт выделял целый месяц на своеобразные 'Курсы тротуарного мастерства' – под его руководством более 100000 учеников самого разного уровня подготовки научились как следует рисовать мелом и пастельными карандашами. В том числе и за эти импровизированные учебные курсы Веннер получил почетный медальон Центра Кеннеди (Kennedy Center Medallion).
Курт Веннер c ученикaми
До недавних пор Веннер активно участвовал в разного рода фестивалях; сейчас он вернулся в "изящное искусство" и продолжает творить шедевры на заказ. Таланту его подвластны многие стили – он может рисовать, ваять скульптуры, создавать фрески. Работы Веннера активно используются в том числе и в рекламных целях. Одним из последних шедевров Курта Веннера стала книга "Asphalt Renaissance", описывающая историю картин на мостовых и тротуарах и роль самого художника в возрождении когда-то забытого ремесла. Помимо создания трехмерной уличной живописи для большой аудитории, Курт Веннер работает над проектами частных вилл и архитектурой жилых домов. Также он занимается дизайном интерьера и классическим «вдохновленным дизайном», пишет масляные картины, фрески, занимается скульптурой и архитектурой по всему миру. Одна из самых больших его работ в США (около 1,7 квадратных метров) расположена на бульваре "Уилшир" в Вествуде (штат Калифорния) и была показана в фильме «Тихушники». Другая его большая картина называется «Волшебная флейта» (The Magic Flute) и висит в здании городского совета города Фресно.
Работы Веннера привлекли внимание во всем мире: в Италии, Германии, Франции, Швейцарии, США, Мексике, странах Востока и Азии. Многие художники продолжили дело Курта; среди наиболее успешных его последователей следует упомянуть Джулиана Бивера (Julian Beever), Манфреда Стэйдера (Manfred Stader) и Эдгара Мюллера (Edgar Muller). Создание трехмерных картин требует не только незаурядных художественных способностей, но и немалых познаний в геометрии: добиться действительно сильного эффекта можно, лишь правильно рассчитав линии перспективы. Впрочем, на данный момент существует целый ряд пакетов программного обеспечения, позволяющих несколько упростить данные расчеты.