Ernst Graner. Der Stephansdom In Wien
Внутри храм Святого Стефана не менее величественен, чем снаружи.
План собора
Капитул - здание для собрания духовенства.
Кенотаф - символическая могила, не содержащая тела умершего.
Алтарь - на Западе, в отличие от православной церкви, это престол, то есть стол, на котором совершается таинство евхаристии (пресуществления хлеба и вина в Тело и Кровь Христово). Алтарем также часто называют алтарный образ.
Внутреннее оформление собора святого Стефана с течением столетий вплоть до эпохи барокко постоянно менялось.
Устремленные ввысь арки делят здание на три части, где установлены алтари ( 18 алтарей, не считая алтарей в капеллах) и скамьи для прихожан.
Главный алтарь (Hochaltar), располагающийся в хорах, выполнен из черного мрамора в 1640-1660 гг. Т. и И.Я. Покками.
Он считается первым алтарем Вены, выполненным в стиле барокко.
Статуи рядом с алтарем изображают покровителей Вены - святых Леопольда и Флориана, а также святых - защитников от чумы - Роха и Себастьяна. На запрестольном образе изображены страдания святого Стефана.
По обе стороны от алтаря, возле алтарных стенок, расположены барочные скамьи для членов кафедрального капитула, украшенные барельефами папы римского Павла Второго, императора Фридриха Третьего и венских епископов. Скамьи создавались в первой половине 17 века по проекту Якоба Пока. После второй мировой войны к скамьям добавился еще один ряд.
BERMANN (1880) Chorgestühl der Stehanskirche
Винер-Нойштадский алтарь (Wiener Neustadter Altar). Это удивительный по красоте готический алтарь (резьба по дереву, роспись), выполненный в 1447 году. Алтарь носит имя города, в котором он ранее находился, и сейчас находится в "женском" нефе.
Алтарь создан по заказу императора Фридриха III для цистерцианского монастыря.
В Вену алтарь перенесен в 1884 г. после закрытия монастыря. Позолоченные деревянные фигуры изображают сцены из жизни Богоматери.
Створки алтаря открыты только в воскресение, в другие дни - закрыты. На внешней стороне створок размещены фигуры 72 святых, выкрашенных в коричневый цвет.
В убранстве храма сохранились подлинные скульптуры, готические витражи, прекрасные алтари, пластические и рельефные изображения святых, созданные именитыми скульпторами.
Franz Alt. Stephansdom
Kohl Stepan, 1814
Rudolf von Alt. Inneres der Stephanskirche, 1863
Interior of St. Stephen's Vienna, 1868
Stephansdom cathedral interior, Vienna. St Stephen's. Wien. BARTLETT, 1840
Wien st. Stephans Kapelle, 1850
Weihnachtsabend Stephansdom in Wien, 1905
Kaiser Franz I. im Stephansdom Wien, 1908
Интерьер собора дает представление о различных стилевых направлениях – целые поколения художников работали над украшением храма.
Сохранившиеся фигуры алтаря в честь снятия турецкой осады
Это оригинальный бюст страждущего Христа, чаще называемого Христом с зубной болью. По легенде, однажды страдающее выражение на лике Спасителя развеселило подвыпивших молодых гуляк. Недолго думая, молодые люди повязали статуе платок. Вскоре всех их настигла резкая невыносимая зубная боль, которая не проходила несмотря на все предпринимаемые усилия. Пристыженные, молодые люди вернулись к статуе и молили о прощении. Боль ушла, а после этого инцидента за статуей прочно закрепилась слава покровителя страдающих от зубной боли. Копия этого изображения теперь также расположена на внешней стене средних хоров собора; её можно увидеть, обойдя собор вокруг.