-Рубрики

 -Цитатник

Нужное для ведения дневника. - (0)

*** МОИ ЛЮБИМЫЕ САЙТЫ И БЛОГИ *** Делаем кнопку Генератор поздравлений Фото-э...

Разные онлайн конвертеры - (0)

Разные онлайн конвертеры для вас Делаем кнопкиУдалить фонСнять видеофонПроверка html кодаЕditor...

Ангелочки на цветочных облаках. ART by Flash Magic. - (0)

Красивые пасхальные свечи. Клипарт. - (0)

Красивые пасхальные свечи. Вырезки из моих работ в пнг.

Пасхальная тема. Религия. ART by Flash Magic. - (0)

 -Приложения

  • Перейти к приложению Открытки ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Перейти к приложению Скачать музыку с LiveInternet.ru Скачать музыку с LiveInternet.ruПростая скачивалка песен по заданным урлам
  • Перейти к приложению MediaMetrics MediaMetricsСвежие котировки новостей
  • Перейти к приложению Всегда под рукой Всегда под рукойаналогов нет ^_^ Позволяет вставить в профиль панель с произвольным Html-кодом. Можно разместить там банеры, счетчики и прочее
  • Перейти к приложению Я - фотограф Я - фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо

 -Я - фотограф

Мои вышивки


1 фотографий

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в milana07

 -Интересы


Как король Саксонии и беглый алхимик создавали первый европейский фарфор

Вторник, 18 Июня 2019 г. 14:02 + в цитатник
Цитата сообщения TimOlya


Невероятный мейсенский фарфор - великолепие, чудо и роскошь

Невероятный мейсенский фарфор - великолепие, чудо и роскошь
 

Долгое время китайцам удавалось сохранять в тайне найденный ими рецепт получения «белого золота» - фарфора. Европейцы смогли разгадать этот секрет лишь спустя тысячу лет, и случилось это в небольшом немецком городке Мейсене, ныне известном на весь мир, как родина европейского фарфора, история которого весьма интересна. И в первую очередь она связана с королем Августом Сильным и беглым алхимиком Бёттгером.



В 1701 году курфюст Саксонии и король Польши Август Сильный принял под свое покровительство сбежавшего от короля Пруссии молодого, но уже известного своими достижениями, алхимика Иоганна Бёттгера, надеясь, что тому удастся наконец-то получить философский камень. А для пополнения своей оскудевшей казны Августу, известному своей расточительностью и любовью к роскоши, требовалось очень много золота.
 

 
 
Король Август Сильный

Король Август Сильный



Конечно, получить золото Бёттгеру не удалось. Зато им был раскрыт другой, не менее ценный секрет. 
C 1704 года Иоганн Бёттгер трудился вместе с математиком и экспериментатором Эренфридом Вальтером фон Чирнхаузом, которого Август Сильный привлек для того, чтобы помогать Бёттгеру, а заодно и присматривать за ним. И уже через два года совместных изысканий исследователям удалось получить не золото, а тонкостенный и прочный красно-коричневый фарфор, который они назвали яшмовым.

 

 
 
Фрагмент фрески в Альбрехтсбурге. Слева направо: король Август Сильный, Иоганн Фридрих Бёттгер, граф Эренфрид Вальтер фон Чирнгауз

Фрагмент фрески в Альбрехтсбурге. Слева направо: король Август Сильный, Иоганн Фридрих Бёттгер, граф Эренфрид Вальтер фон Чирнгауз



Но пока им не удалось добиться главного - найти рецепт тонкостенного белого фарфора, подобного китайскому. Для этого не хватало одного весьма важного компонента. И найден он был чисто случайно. Однажды знакомый парикмахер признался Бёттгеру, что истратив выделенные ему деньги, использует для припудривания париков вместо дорогостоящих белил белую глину, которую берет в одном из карьеров. Так был найден тот самый недостающий ключевой компонент - каолиновая глина, и в январе 1708 года первый белый фарфор был получен. К сожалению, осенью Чирнхаус заболел и умер, и Бёттгер продолжил работать один. Ему же и достались все лавры. 
 

 
 
Иоганн Бёттгер

Иоганн Бёттгер



Отладив технологию, весной 1709 года он доложил Августу Сильному о своем изобретении и преподнес ему первые образцы изделий из белого фарфора. К тому времени уже была готова и рецептура бесцветной глазури, которая придавала фарфору еще и великолепный блеск. 

Король прекрасно понимал всю важность этого открытия, и уже в 1710 году в хорошо укрепленной крепости Альбрехтсбург была организована и заработала первая в Европе фарфоровая мануфактура.

 

 
 
Замок Альбрехтсбург — место расположения первой фарфоровой мануфактуры (1710—1863)

Замок Альбрехтсбург — место расположения первой фарфоровой мануфактуры (1710—1863)



В истории этой знаменитой мануфактуры прослеживаются три важнейших определяющих периода.

«Бёттгеровский период» (1710-1719)

 

 
 
В мастерской Бёттгера

В мастерской Бёттгера



В этот период происходило становление производства фарфора, «знакомство» с этим новым материалом, отработка технологий. Для фарфора, производимого в этот период, характерными были строгие и четкие формы и минимальное художественное оформление. Для украшения изделий использовали краски, золото, серебро. 
 

 
 
Ваза из белого фарфора, Мейсен (1713—1720)

Ваза из белого фарфора, Мейсен (1713—1720)

 

 
 

 

 

 
 

 



В этот период изготавливали также и предметы из красного фарфора. 
 

 
 
Кофейник из красного «бёттгеровского» фарфора

Кофейник из красного «бёттгеровского» фарфора

 

 
 
Носорог, тоже изготовлен из  «бётгеровского» фарфора

Носорог, тоже изготовлен из «бётгеровского» фарфора



Со смертью Бёттгера в 1719 году этот период становления естественным образом завершился. 

«Живописный» период(1720-1733)


Этот период главным образом связан с именем художника Иоганна Грегориуса Хёрольда, возглавившего производство фарфора в 1720 году, после смерти Бёттгера. Он получил название "живописный", так как доминирующей стала художественная роспись изделий. В отличие от ранее применяемой «холодной» росписи, в работе стали использовать надглазурные краски, которые при обжиге вплавлялись в глазурь. Хёрольд, владеющий тайной создания таких красителей, разработал богатейшую цветовую палитру, в которой появилось много новых ярких красок. Рецепты их изготовления до сих пор засекречены.
 

 
 

 

 

 
 

 

 

 
 

 


 

«Луковичный» декор



В этот период произошло рождение фирменного синего декора мейсенской мануфактуры, так называемого «луковичного». Сама методика подглазурной росписи с использованием кобальтового красителя была разработана еще в 1717 году. Ярко-синий цвет на белом фарфоре этот краситель давал после обжига. А сам мотив уникальной росписи с использованием экзотических фруктов (персики, гранаты), цветов (лотосы, хризантемы, пионы) и листьев придумал в 1729 году Иоганн Давид Кретшмар под влиянием китайских мотивов. Декор получил название «луковичный», хотя к луку на самом деле он никакого отношения не имел. Просто гранат на рисунках Кретшмара, никогда не видевшего этот фрукт, больше был похож на лук. Изделия с «луковичным» орнаментом, который был доведен до совершенства к 1739 году, в то время были безумно популярными.
 

 
 
«Луковичный» декор

«Луковичный» декор

 

 
 
«Луковичный» декор

«Луковичный» декор

 

 
 

 



Методику подглазурной росписи кобальтовым красителем с 1722 года стали применять также для нанесения на все изделия мануфактуры уникального логотипа:
 

 
 
Всемирно известный логотип Мейсенской мануфактуры – два синих перекрещенных меча.

Всемирно известный логотип Мейсенской мануфактуры – два синих перекрещенных меча.

 

«Скульптурный» период (1733-1756)


В этот период для украшения изделий вместо декоративной росписи стали использовать скульптуру и барельефы. Над созданием таких образцов в мастерской трудились Иоганн Готлиб Кирхнер и Иоганн Иоахим Кендлер. Оба они работали, каждый в своей манере, над выполнением заказа Августа Сильного, который решил украсить интерьер одного из своих дворцов фигурами различных животных и птиц. Однако, из-за кончины правителя эта работа так и не была завершена.
 

 
 
Обезьянка работы Кирхнера

Обезьянка работы Кирхнера

 

 
 
Обезьянка с двумя детенышами и орехом работы Кирхнера

Обезьянка с двумя детенышами и орехом работы Кирхнера



А теперь - примеры работ, выполненных на эту же тему Кендлером:
 

 
 
Обезьяна, нюхающая табак. 1732 год. Высота 49 см. Работа Кендлера

Обезьяна, нюхающая табак. 1732 год. Высота 49 см. Работа Кендлера
 
 
 
Пара цапель работы Кендлера

Пара цапель работы Кендлера

 

 
 

 

 

 
 

 

 

 
 

 



Помимо фигур животных и птиц, Кендлер создал огромное количество фигурок людей и композиций на самые разные темы. Именно на годы его работы в мастерской (1735-1765 годы) пришелся «золотой век» мануфактуры. 
 

 
 
Фигурки работы Иоганна Иоахима Кендлера

Фигурки работы Иоганна Иоахима Кендлера

 

 
 
Фигурки придворных в фантастических костюмах иноземных народов, 1725/30-1750 гг. Автор большинства моделей — И. Кендлер

Фигурки придворных в фантастических костюмах иноземных народов, 1725/30-1750 гг. Автор большинства моделей — И. Кендлер

 

 
 

 

 

 
 

 

 

 
 

 

 

 
 

 

 

 
 

 

 

 
 
Мейсенская фарфоровая горка (ваза для закусок и фруктов на обеденном столе) в виде храма, ок. 1750 г. (роспись надглазурными красками и золотом). Модель разработана Иоганном Кендлером

Мейсенская фарфоровая горка (ваза для закусок и фруктов на обеденном столе) в виде храма, ок. 1750 г. (роспись надглазурными красками и золотом). Модель разработана Иоганном Кендлером



Широкой известностью пользовалась его серия фигурок - персонажей из итальянской комедии дель арте, включающая Арлекина, Коломбину, Пьеро и других,
 

 

Серия сообщений "***Фарфор":
Часть 1 - Anna Sattler-Seigerschmidt ... French porcelain
Часть 2 - Royal Copenhagen... Датский фарфор.
...
Часть 44 - Как питерские сервизы стали лучшими в мире: 275 лет Ломоносовскому фарфоровому заводу.
Часть 45 - Хрупкая неувядающая красота: «Живые» фарфоровые букеты мастеров прошлых веков и наших современников
Часть 46 - Как король Саксонии и беглый алхимик создавали первый европейский фарфор
Часть 47 - Трагедия Дмитрия Виноградова: Как друг Ломоносова создал русский фарфор и поплатился за это жизнью
Рубрики:  Путешествия/Германия
Путешествия/Страны и города
В мире интересного
фото
Прикладное искусство
Метки:  
Понравилось: 1 пользователю