-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Milaja_moja

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 02.05.2008
Записей: 4117
Комментариев: 715
Написано: 5124


Мария Пуаре - "Я ехала домой..."

Вторник, 17 Апреля 2012 г. 20:35 + в цитатник
Цитата сообщения shnay

 

«Русского романса городского слышится загадочный мотив…»

История Марии Пуаре

Мария Пуаре
Я ехала домой, душа была полна
Неясным для самой, каким-то новым счастьем.
Казалось мне, что все с таким участьем,
С такою ласкою глядели на меня.

Я ехала домой… Двурогая луна
Смотрела в окна скучного вагона.
Далёкий благовест заутреннего звона
Пел в воздухе, как нежная струна…

Раскинув розовый вуаль,
Красавица заря лениво просыпалась,
И ласточка, стремясь куда-то в даль,
В прозрачном воздухе купалась.

Я ехала домой, я думала о Вас,
Тревожно мысль моя и путалась, и рвалась.
Дремота сладкая моих коснулась глаз.
О, если б никогда я вновь не просыпалась…

(1901)


«Я ехала домой…» в исполнении Вики Цыгановой (скачать)

 

Жила в Москве мечтательная девушка — наполовину француженка, но с мятежной русской душой. Грезила сценой — стала актрисой Императорских театров, благо, ни талантом, ни голосом Бог не обделил. Как играла? А кто знает — не осталось упоминаний об этом. Писала стихи, и где-то в библиотечных хранилищах сохранились подшивки газет, в которых они были напечатаны. Ещё замечательно исполняла русские и цыганские романсы, но те, кто её слышал, не оставили серьёзных воспоминаний — так, вскользь, мимоходом, среди других имён и событий. И стихотворений ей поэты не посвящали. По-настоящему, на всю Россию, прославил её громкий судебный процесс, в котором оказались замешанными очень известные в России люди, вершители судеб империи.

А потом следы её и вовсе потерялись — как жила, чем жила, кто был рядом?..

Её послереволюционная жизнь уложилась в нескольких архивных документах, даже год смерти точно не установлен.

Много чего случилось в российской истории за девять десятков лет, с того сентября 1916 года, когда трагически взорвалась и угасла звезда Марии Пуаре — именно так звали женщину, актрису, о которой я хочу рассказать читателям журнала.

Много чего произошло и в музыкальном мире России — менялись жанры, менялись вкусы. Одно осталось неизменным — любовь к русскому городскому романсу. И в репертуаре многих известных и не очень известных исполнителей занимали своё место романсы «Я ехала домой…» и «Лебединая песнь» — без упоминания авторов. Ведь старые, ещё дореволюционные, сборники с их текстами и нотами в большинстве своём не сохранились, сметённые из книжных шкафов и полок любителей музыки различными трагическими событиями в истории страны.

Но, как оказалось, именно Мария Пуаре была автором слов и музыки этих двух романсов.

Более того, если внимательно прочитать стихотворения и историю жизни актрисы, то выходит, что ими она сама себе предрекла судьбу, предугадала её.

Что ж, самое время приступить к рассказу.

 

Всё, написанное о Марии Пуаре, по объёму можно разделить на две неравные части.

Как ни странно, документальных свидетельств и свидетельств очевидцев, упоминающих её в своих мемуарах, практически нет. Прославилась она написанием нескольких романсов и громким судебным процессом. Отсюда, наверное, и диспропорция в источниках. Документов, подтверждающих достоверность того или иного факта биографии Пуаре, фактически нет.

Несколько дореволюционных сборников романсов упоминаются в небольшой статье«Пуаре М. Я.», написанной для энциклопедии «В мире цирка и эстрады».

Остальное — косвенные «литературные» источники.

Подлинные документы, связанные с именем певицы, находятся в Государственном центральном театральном музее им. А. А. Бахрушина в Москве. Это, согласно описи, рукописи М. Я. Пуаре: автобиография (1928), черновики стихотворений (1905-1906), стихотворение на смерть М. Н. Ермоловой (1928), стихотворение, посвящённое В. Ф. Комиссаржевской (1928).

Там же хранятся материалы к биографии: заявление с просьбой о персональной пенсии и ходатайство артистов государственных театров (1928), письма-ходатайства Ю. М. Юрьева (1929), В. Э. Мейерхольда (1933), Л. В. Собинова (1933); решение о предоставлении пенсии М. Я. Пуаре (1933); справки и др.

В музее находится также письмо Марии Пуаре (1890-е) к Виктору Людвиговичу Форкатти, актёру, режиссёру в театрах М. В. Лентовского и Ф. А. Корша, антрепренёру провинциальных театров.

Мария Пуаре — автор книги «Сицилия. Путевые заметки» // Москва. 1910г. Заметки относятся к 1898 году.

Хорошенько порыскав в дебрях Интернета, я кое-что всё же обнаружила — материальные следы существования в России семейства Пуаре, упоминания современников об отдельных представителях этого рода, а также о людях, так или иначе связанных с Марией.

Этими сведениями я буду сопровождать биографию героини моего эссе.

Итак, Мария Яковлевна Пуаре (по сцене Марусина), артистка театра М. В. Лентовского (1880–1890), Александринского (1890–1898), Малого (1898–1900) театров, родилась в Москве в 1863 году. В журнале «Люди и песни», № 1, указывается точная дата рождения — 4 января — и место — Петровка, 17, а также говорится, что в семье было семеро детей (Мария — младшая). Мама Марии — Юлия Андреевна Тарасенкова, дочь богатых суконных фабрикантов.

Её отец, Яков Викторович Пуаре (1826–1877), содержатель гимнастического заведения в Москве. В 60-х годах XIX столетия дед Марии, В. Я. Пуаре — француз, оставшийся в России после Отечественной войны 1812 года, открыл в Москве гимнастический зал и перевёл на русский язык руководство по гимнастике. «Старика Пуаре» упоминает в книге «Мои скитания» писатель Владимир Гиляровский, а также Булат Окуджава («Похождения Шипова, или Старинный водевиль»).

Мария Пуаре начала писать стихи, увлеклась музыкой и театром после смерти матери.

В 16 лет она вышла замуж за 46-летнего инженера Павла (?) Свешникова (умер в 1913-м году в Троице-Сергиевой лавре). Муж протестовал против увлечений жены, в семье начались ссоры, и в результате нервного срыва Мария попала в психиатрическую лечебницу, откуда она вырвалась благодаря известному режиссёру и антрепренёру Михаилу Лентовскому. По некоторым сведениям, Пуаре была дружна с младшей сестрой Лентовского, Анной, актрисой труппы Малого театра с 1882 по 1883 г., позже выступавшей на сцене под псевдонимом Рюбан. После Малого театра Анна Лентовская принимала участие в спектаклях московского театра «Эрмитаж», организованном её братом Михаилом.

 

После десяти лет работы в антрепризах Михаила Лентовского, Мария Пуаре перебирается в Петербург и становится актрисой Александринского Императорского театра, а в газете «Новое время» появляются её стихи. В Александринке она была занята в водевилях и лёгких комедиях с пением, но большего успеха у публики она добилась исполнением цыганских романсов.

По возвращении в Москву, с 1898 по 1900 г., Пуаре состоит в труппе Малого театра (книга «Малый театр. 1824-1974»). Позже начинает карьеру исполнительницы русских и цыганских романсов. Свой знаменитый романс «Лебединая песнь» она в качестве автора слов и музыки написала к спектаклю по комедии А. Плещеева о жизни актёров «В своей роли». В статье из энциклопедии «В мире цирка и эстрады» автор относит написание романса к 1907 году:

В 1907 П. вновь в Петербурге. Пытается создать свой собственный театр наподобие кабаре; к одному из представлений пишет знаменитую «Лебединую песнь».

По другим источникам, слова и музыка написаны не позднее 1901 года.

Отчасти это подтверждают записи на пластинку замечательной исполнительницы романсов Вари Паниной — фирма «Патэ» (Петербург, 1905 г., 24163); фирмы «Граммофон» и «Зонофон» (Москва, 1905 г., 2-23010, 63570).

 

Мария Пуаре
Я грущу, если можешь понять
Мою душу доверчиво нежную,
Приходи ты со мной попенять
На судьбу мою, странно мятежную.

Мне не спится в тоске по ночам,
Думы мрачные сон отгоняют,
И горючие слёзы к очам,
Как в прибое волна, приливают.

Как-то странно и дико мне жить без тебя,
Сердце лаской любви не согрето.
Но мне правду сказали: моя
Лебединая песня пропета.


«Лебединая песнь». Поёт Екатерина Гусева (скачать)

 

В биографии Марии Пуаре сложно отделить правду от вымысла. Она просто полнится различными легендами, судя по тому, что мне удалось прочитать в Интернете.

Российская певица Любовь Казарновская, с 2006-го года ведущая программы «Романтика романса» на телеканале «Культура», в одном из своих интервью сказала:

Вы знаете, я для себя открыла ведь совершенно такие новые имена, абсолютно новые судьбы, о которых только слышала и, в общем, подробно никогда не вникала. Например, Мария Пуаре — это просто была Мата Хари…

Приходится проверять каждое слово — например, о её сердечной дружбе с Матильдой Кшесинской.

В рассказе Елены Ерофеевой-Литвинской «Я ехала домой» есть такие строки:

Актрисы сблизились в летний сезон 1894 года в Красносельском театре…

Однажды Кшесинская отвела подругу в сторону и попросила держать в тайне всё, что она сейчас скажет.

— У меня роман…

Малечка перевела дыхание. Её чёрные глаза заискрились ещё ярче, лицо словно озарилось изнутри. Маруся невольно залюбовалось ею.

— С наследником престола!

И Кшесинская рассказала Марии все подробности её отношений с будущим императором Николаем II.

 

О жизни Марии Пуаре в послереволюционное время ничего не известно — документальные свидетельства отсутствуют. Предполагают, что она умерла вскоре после назначения ей пенсии — в том же 1933-м году.

 

Слушаем музыку

Варвара ПанинаВарвара Панина

Непревзойденной исполнительницей цыганских и русских романсов, в том числе, и романсов на слова и музыку Марии Пуаре была, несомненно, Варя Панина.

«Лебединую песнь» в её исполнении можно записать на этой странице.

«Божественной» назвал Варю Панину Александр Блок. Граммофонная запись, конечно, не передает всей неповторимости её голоса, но некоторое представление о её манере исполнения получить можно.

Варвара Васильевна Панина (Васильева) родилась в 1872 году в Москве в цыганской семье, 14-летней девочкой была отдана в хор московского ресторана «Стрельна».

Позже она обзавелась собственным цыганским хором, с которым она выступала в ресторане «Яр». Умерла Варя Панина в 1911 году.

«Лебединая песнь», которую, по свидетельству многих, лучше всего пела сама Мария Пуаре, до сих пор входит в репертуар многих певиц.

Мне очень нравится этот романс в исполнении Екатерины Гусевой, актрисы, знакомой зрителям по телесериалу «Бригада», (именно это исполнение вы прослушали; вот ссылка на более качественную запись из альбома 2005 года под названием «Тебя зову…»; гитара — Леонид Серебренников).

В 1965 году появилась пластинка певицы из цыганского театра «Ромэн» Рады Волшаниновой, в которой было всего 4 песни — «старинные цыганские романсы», в том числе, «Я ехала домой». На сайте «Ретропортал» уже указано имя автора — М. Пуаре. Но, возможно, это та самая запись из пластинки, которую можно скачать и послушать.

Многие с восхищением отзываются о голосе и манере исполнения Лили Муромцевой, солистки группы «Редкая птица», выпускницы саратовской консерватории. «Редкая Птица» — уникальное содружество профессиональных музыкантов, выбравших для решения своих творческих задач несколько необычный для российской эстрады жанр: синтез авторской песни, баллады, романса и шансона», — рассказывает арт-директор группы. Романс «Я ехала домой» из альбома «Соло для редкой птицы», 2004 год, можнозаписать и послушать в исполнении Лили Муромцевой.

Ещё одно, на мой взгляд, удачное исполнение вы имели возможность оценить в самом начале статьи — поёт известная российская певица Вика Цыганова. Отсюда вы можете скачать и более качественную запись.

И, наконец, Пелагея — «её голос в три с половиной октавы очаровал лидеров мировых держав на праздновании 300-летия Санкт-Петербурга. Ею восхищался великий Лучано Паваротти, с которым она вместе пела на том же празднике», — писала о ней пресса. Певице всего 21 год — и в её версии романса «Я ехала домой» прежде всего обращаешь внимание на уникальные вокальные данные. Этот романс Пелагея записала для телефильма «Азазель», поставленного по роману Бориса Акунина.

Третий из самых известных романсов Марии Пуаре — «Не хочу умирать» — есть в издании Александра Гутхеля, одного из крупнейших издателей нот в дореволюционной России. Этот романс исполняет Анатолий Титов, артист театра «Ромэн». К сожалению, записи найти не удалось.

 
Русского романса городского
слышится загадочный мотив,
музыку, дыхание и слово
в предсказанье судеб превратив.

За волной волна, и это значит:
минул век, и не забыть о том…
Женщина поёт. Мужчина плачет.
Чаша перевернута вверх дном.

Этим стихотворением Булата Окуджавы, написанным в 1991-м году — ровно через 90 лет после появления романсов, мне и хочется закончить историю жизни Марии Пуаре.

Палома, январь 2008 года

Текст приведен с сокращениями. Полностью его прочитать можно, пройдя по ссылке, приведенной ниже.

 

 

 

http://www.vilavi.ru/sud/120108/120108-1.shtml

Прослушать запись Скачать файл

Прослушать запись Скачать файл

Серия сообщений "Романсы":
Часть 1 - Белая ночь, милая ночь...
Часть 2 - Вечер - с прекрасным романсом...
...
Часть 5 - Романс...Романс...Романс...
Часть 6 - Вечер - с прекрасным романсом...
Часть 7 - Мария Пуаре - "Я ехала домой..."
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку