Фотограф-любитель отличается от фотографа своей радостью по поводу структурной сложности своей игрушки.
В противоположность фотографу и шахматисту он взыскивает новых ходов, информации, невeроятного, он хочет благодаря все более совершенной автоматизации все более упрощать свою функцию. Нераспозноваемая и непроницаемая для него автоматичность фотоаппарата приводит его в упоение.
Клубы фотолюбителей – это места опьянения от структурной сложности фотоаппарата, места для галлюционирования, постиндустриальные опиумные логова.
Камера требует от своих обладателей (от того, кто ею одержим) постоянного щелканья, постоянного производства избыточных образов. Эта фотомания вечного повторения того же самого (или подобного) ведет в конце концов к состоянию, когда человек, привыкший щелкать фотоаппаратом, чувствует себя без камеры как слепой: началось наркотичиское привыкание. Такой человек может видеть мир только через аппарат и в категориях фотографии. Он не стоит «над» фотографированием, совершенно поглощен алчностью своего аппарата. Его образ действия – атоматическое функционирование фотокамеры.
Следствием становится постоянный поток бессознательно созданных картинок.
Тот, кто полистает альбом фотографа-любителя, обнаружит там не запечатленные переживания, познания или ценности человека, а автоматически осуществленные возможности аппарата.
Теперь аппараты функционируют как самоцель, как раз «автоматически», с одной единственной целью: содержать себя и улучшать себя
(с) Вилем Флюссер
при каждом прикосновении к цифре исчезает всякое волшебство и магия фотографического процесса