180 слушали
7 копий
[+ в свой плеер]
|
В колонках играет - Э. Артемьев. Слушая Баха
СОЛЯРИС (фильм, 1972)
Материал из Википедии — свободной
энциклопедии.
«Солярис» — снятая Андреем Тарковским
в 1972 году экранизация одноимённого романа
польского писателя-фантаста Станислава Лема:
о контактах человечества с внеземным разумом.
По результатам опросов регулярно включается
в число величайших фантастических фильмов в
истории кинематографа.
Обладатель гран-при Каннского кинофестиваля.
Сюжет фильма:
Действие происходит в отдалённом будущем.
после провала миссии Бертона соляристика —
наука, изучающая планету Солярис, — зашла
в тупик. Свидетельство Бертона указывает
на то, что океан планеты обладает разумом,
который способен выборочно материализовывать
образы, возникающие в сознании находящихся
на планете людей.
Крис Кельвин вылетает на Солярис, чтобы
выяснить целесообразность продолжения
научной миссии на Солярисе. Целью его
путешествия является научная станция,
на которой уже много лет живут учёные
Снаут, Сарториус и Гибарян.
Оказавшись на станции, скептически настроенный
Крис сам оказывается объектом исследований со
стороны разумного океана планеты.
Пока он спит, океан материализует на станции
образ его давно умершей жены.
Крис оказывается перед выбором — уничтожить
двойника либо жить с ним как с близким человеком.
Чтобы сделать непростой выбор, ему необходимо
определить природу созданий Соляриса — что это,
человек или его копия, «механическая репродукция»,
«матрица», как считает Сарториус.
Для решения вопроса обитатели станции собираются
в архаично декорированном зале, освещённом свечами,
стены которого украшают репродукции картин Брейгеля.
Объектив камеры упорно вглядывается в эти полотна
как застывшее отражение далёкой земной жизни…
Философия:
Параллель между эфемерными созданиями Соляриса
и произведениями искусства людей (которые в фильме
представлены полотнами Брейгеля, копией Венеры
Милосской, музыкой Баха) выносит на поверхность
вопрос о взаимоотношениях человека с его созданиями,
в частности с кино как искусством репродуцирования
реальности.
Предлагаемые режиссёром ответы радикальны.
В отличие от большинства фантастических фильмов,
которые противопоставляют человеческое и
механическое начала как заведомо непримиримые
противоположности, Тарковский обнаруживает между
ними тайное родство. На него намекают уже самые
первые кадры фильма: загадочно колеблющиеся
водоросли земного водоёма предвещают вечный
водоворот океана планеты Солярис.
Синтез земного и инопланетного достигает апофеоза
в последней сцене фильма:
в безбрежном океане Соляриса плывут острова,
сотканные из памяти людей о Земле, и на одном
из них Крис обнимает своего отца, принимая
позу рембрандтовского блудного сына.
В главных ролях:
Донатас Банионис, Наталья Бондарчук,
Николай Гринько,Владислав Дворжецкий,
Анатолий Солоницын, Юри Ярвет.
Режиссёр: Андрей Тарковский
Оператор: Вадим Юсов
Художник: Михаил Ромадин
Композитор: Эдуард Артемьев
Призы и награды:
Большой специальный приз на Международном
Каннском кинофестивале 1972 года.
Приз на XXVIII Международном кинофестивале
в Карловых Варах в 1972 году.
Премия за лучшее исполнение женской роли
Наталья Бондарчук) на IX международном
кинофестивале в Панаме в 1973 году.
Тарковский о фильме:
"Главный смысл… фильма я вижу в его нравственной
проблематике. Проникновение в сокровенные тайны
природы должно находиться в неразрывной связи
с прогрессом нравственным. Сделав шаг на новую
ступень познания, необходимо другую ногу поставить
на новую нравственную ступень. Я хотел доказать
своей картиной, что проблема нравственной стойкости,
нравственной чистоты пронизывает все наше
существование,проявляясь даже в таких областях,
которые на первый взгляд не связаны с моралью,
например, таких как проникновение в космос,
изучение объективного мира и так далее".
|
FL |
|
|
|
|