Как мы уже отмечали выше, в относительно недавней истории человечества (IX – XI вв.) был зафиксирован чрезвычайно теплый 300-летний период. В это время викинги совершили свои легендарные плавания к Северной Америке, заселили остров Гренландия, южную часть которого покрывали леса и луга – вместо теперешних ледников и узкой прибрежной полосы тундры, и даже обнаружили дикий виноград в районе современного Бостона (США). Более того, мы знаем, что до XII века на земле Англии выращивали виноград.
Все это закончилось уже в XIII веке – наступило похолодание. Некоторые историки называют исторический отрезок с XIII по XIX века – малым ледниковым периодом. Это можно хорошо проследить по истории колонизации той же Гренландии.
Уже в XIV веке климатические условия в Гренландии настолько ухудшились, что туда с «большой земли» перестали посылать епископов, которые там появились на постоянной основе, начиная с XIII века. А в XV веке от холода погибло последние поселение колонистов – потомков неустрашимых викингов-мореплавателей.
Вместе с тем, в XIV веке на территории современной Мексики появился пришлый народ – ацтеки. Они пришли с севера, как они сами утверждали из легендарной страны Астлан, и их культура напоминала культуру древнего народа майя, жившего в районе полуострова Юкатан 500 лет назад и неизвестно куда ушедшего из этих мест, бросив в целости и сохранности свои белокаменные города.
1. 1200-летний малый климатический цикл
В своей предыдущей книге «2013 год. Воспоминания о будущем» автор этих строк обосновал существование так называемых Большого и Малого кругов истории, или, 300-летнего и 84-летнего исторических циклов, управляющих ходом исторических событий.
Но историей человечества управляют не только 300-летние и 84-летние исторические циклы. Не менее важную роль в этом процессе играют климатические изменения. Однако до сих пор было принято, что климатические циклы имеют очень продолжительные временные отрезки. Например, ледниковые периоды, длившиеся десятки, а то и сотни тысяч лет, и являющиеся даже не историческими эпохами, а целыми этапами в геологической истории Земли.
Между тем, вышеприведенные примеры с теплым 300-летним периодом в истории Северного полушария с IX по XI века н. э., а затем последующим 900-летним холодным периодом, наводит нас на мысль, что вполне может существовать некий 1200-летний малый климатический цикл (300 лет теплого периода + 900 лет холодного периода). То есть, подобный малый климатический цикл врядли мог оставить следы в геологической истории Земли из-за своего кратковременности по геологическим меркам, но вот отразится на обозримой истории человечества (примерно с 4000 года до н. э. по современный момент) вполне мог.
Итак, предыдущий теплый 300-летний период длился примерно с 800 года н. э. по 1100 год н. э., а последний холодный 900-летний период имел место с 1100 года н. э. по 2000 год н. э. При этом последнее столетие (ХХ век) последнего холодного 900-летнего периода можно считать пограничным в переходе в новый теплый 300-летний период, поскольку именно в ХХ веке был зафиксирован рост среднегодовой температуры в Северном полушарии. Вобщем наша концепция 1200-летнего малого климатического цикла подтверждается вышеизложенными примерами, но как быть с остальной обозримой историей человечества (примерно с 4000 года до н. э. по современный момент)?
Прежде всего, разделим выше обозначенную «обозримую историю человечества» на эти самые 1200-летние малый климатические циклы:
1) 4000 год до н. э – 2800 год до н. э. (4000 год до н. э. – 3700 год до н. э. – теплый 300-летний период, а 3700 год до н. э. – 2800 год до н. э. – холодный 900-летний период)
2) 2800 год до н. э. – 1600 год до н. э. (2800 год до н. э. – 2500 год до н. э. – теплый 300-летний период, а 2500 год до н. э. – 1600 до н. э. – холодный 900-летний период)
3) 1600 год до н. э. – 400 год до н. э. (1600 год до н. э. – 1300 год до н. э. – теплый 300-летний период, а 1300 год до н. э. – 400 год до н. э. – холодный 900-летний период)
4) 400 год до н. э. – 800 год н. э. (400 год до н. э – 100 год до н. э. – теплый 300-летний период, а 100 год до н. э. – 800 год н. э. – холодный 900-летний период)
5) 800 год н. э. – 2000 год н. э. (800 год н. э. – 1100 год н. э. – теплый 300-летний период, а 1100 год н. э. – 2000 год н. э. – холодный 900-летний период)
Сейчас мы вступаем в новый 1200-летний малый климатический цикл, который продлится с 2000 года н. э. по 3200 год н. э., при этом теплый 300-летний период продлится с 2000 года н. э. по 2300 год н. э., а холодный 900-летний период продлится с 2300 года н. э. по 3200 год н. э.
Теперь рассмотрим «обозримую историю человечества» на предмет подтверждения нашей концепции 1200-летнего малого климатического цикла.
2. История Египта и 1200-летний малый климатический цикл
История Египта примечательно тем обстоятельством, что она насчитает почти 6000 лет, на ее примере можно проследить влияние нескольких 1200-летних малых климатических циклов.
Древний Египет был государством в северо-восточной Африке, в нижнем течении реки Нил, и представлял собой один из древнейших известных нам очагов цивилизации.
Итак, примерно в 4000 году до н. э. (началу первого из упомянутых нами 1200-летних малых климатических циклов, и одновременно первого теплого 300-летнего периода) на территории Древнего Египта происходит переход от родового строя к государственному устройству общества, и возникают отдельные рабовладельческие государства. Примечательно, что археологи и историки относят период 4000 года до н. э. и позднее (вполне возможно, что это был именно теплый 300-летний цикл) к так называемому сравнительно мирному и обильному «золотому веку», который достаточно часто упоминается в легендах и сказаниях древних египтян.
К 2800 году до н. э. (началу очередного 1200-летнего малого климатического цикла, и одновременно очередного теплого 300-летнего периода) Древний Египет был объединен единое государство. Одновременно появляются первые египетские написанные иероглифами тексты, и осуществляется постройка египетских пирамид.
К 2400 году до н. э. (после начала очередного холодного 900-летнего периода) происходит ослабление центральной власти, который заканчивается в районе 2250 года переворотом, осуществленным внутренними и внешними врагами, и возникает период первого распада Древнего Египта, длящегося примерно до 2100 года до н. э. И хотя с 2100 года до н. э. в Древнем Египте восстанавливается центральная власть египетских фараонов, но ее сильно ограничивает «вольница» правителей древнеегипетских городов и областей (номов). Примечательно, что дошедшие до нас надписи этого времени постоянно говорят о голоде, часто царившем в Древнем Египте.
В 1750 году д. н. э. в Древнем Египте возникают сильные социальные беспорядки, которые заканчиваются распадом единого древнеегипетского государства примерно в 1700 году до н. э., а так же завоеванием части Древнего Египта древнесемитскими племенами гиксосов.
В 1600 году до н. э. начинается теплый 300-летний период нового 1200-летнего малого климатического цикла. Египтяне изгоняют из северной части своей страны захватчиков-гиксосов и вновь объединяют свою страну. Египетские фараоны осуществляют успешные завоевательные походы, подчиняя себе многие земли своих соседей. Египет становится крупным колониальным государством с жестким централизованным правлением.
Однако, где-то в 14 веке до н. э. (т. е. еще до наступления очередного холодного 900-летнего периода) возникает так называемый «коллапс XVIII династии», связанный с неурожаями и голодом, царившем в это время в Древнем Египте. Кроме того, в примерно это же время египетский фараон Аменхотеп IV (1372 – 1354 гг. до н. э.), меняет свое имя на Эхнатон, отменяет прежнее многобожие Древнего Египта и вводит новый культ единого бога солнца Атона.
После смерти Эхнатона, его преемник Тутанхамон (тот самый, гробница которого сохранилась до нашего времени не разграбленной, и была открыта в ХХ веке археологом Картером) восстанавливает прежний культ многобожия.
К 1200 году до н. э. (после начала очередного холодного 900-летнего периода) Египет опять охвачен распрями и междоусобицами. Возрастает власть жрецов, утрачиваются колонии, происходит упадок культуры.
К 1090 году до н. э. Египет переживает полномасштабную гражданскую войну, разделен на отдельные княжества, в которых углубляется хозяйственная разруха.
К 715 году до н. э. эфиопы завоевывают весь Египет, основывая XXV династию египетских фараонов, в роли которых выступают эфиопские цари. А в 671 году до н. э. Египет завоевывает Ассирия. После долгих лет могущества и славы, древняя держава на берегах Нила слаба, раздроблена, и сама является жертвой завоевателей. И хотя во второй половине VII века до н. э. Египту удается восстановить свою независимость, а в VI веке до н. э., египетским фараонам, опираясь на греческих наемников и широкие культурно-хозяйственные связи с греческими государствами, удается вновь поднять из пепла свою древнюю державу, в 525 году до н. э. Египет завоевывает Персия.
В 400 году до н. э. начинается теплый 300-летний период очередного 1200-летнего малого климатического цикла. В 380 году до н. э. египтянам на короткий срок после нескольких восстаний удается на время освободится от персидского владычества (3 год до н. э.), но в 341 году до н. э. они вновь подают под власть Персии. Примечательно, что в последний период египетской независимости, фараоны в борьбе против персов опять широко пользуются услугами греческих воинов-наемников.
В 332 году до н. э. Александр Македонский без боя занимает Египет, основывает в дельте Нила город Александрию, а жрецы верховного египетского бога Амона, объявляют Александра Македонского сыном бога Амона. Т. е. легитимным новым фараоном Египта.
В 323 году до н. э. Александр Македонский, завоевавший к тому времени персидскую империю, назначает своего военачальника Птолемея наместником Египта. А после смерти Александра, в результате борьбы между его полководцами (диадохами), Египет отходит Птолемею, который становится родоначальником эллинистической династии египетских царей под именем Птолемей I Соттер. Это означает, что Египет восстанавливает свою государственную независимость.
Египет, под управлением эллинистической династии Птолемеев, вновь процветает. Его столицей является основанная Александром Македонским Александрия, которая становится главным научным и культурным центром тогдашнего античного мира. И только при деспотическом правлении царя Египта Птолемея VII Фиска (145 – 116 гг. до н. э.), многие ученые в знак протеста покидают Александрию.
В 100 году до н. э. начинается холодный 900-летний период очередного 1200-летнего малого климатического цикла. Для Египта вновь наступают тяжелые времена, связанные с вмешательством в его внутреннюю жизнь Рима, к тому времени достигшего мирового господства. Последняя царица эллинистического Египта Клеопатра VII (51 – 30 гг. до н. э.) пробует использовать для сохранения независимости своей страны свои легендарные женские чары, становясь поочередно женой знаменитого римского полководца и государственного деятеля Цезаря, а потом его полководца Марка Антония, получившего после смерти Цезаря в управление восточную часть Римской империи. Но все тщетно – с 30 года н. э. Египет теряет государственную независимость и становится римской провинцией. На этом заканчивается история Древнего Египта.
После 395 года н. э., в результате раздела Римской империи на Западную и Восточную части, Египет становится провинцией Восточной римской империи или Византии.
В 641 году н. э. арабы захватывают Александрию и сжигают знаменитую Александрийскую библиотеку, основанную еще эллинистической династией Птолемеев. После 642 года н. э. Египет окончательно переходит под власть арабов.
В 800 году н. э. теплым 300-летним периодом начинается новый 1200-летний малый климатический цикл. Египет вновь становится процветающей страной, настоящим центром культуры исламского мира. Особого расцвета древняя страна на берегах Нила достигает под управлением династии Фатимидов, начиная с 909 года н. э.
Конец XI столетия и начало холодного 900-летнего периода 1200-летнего малого климатического цикла ознаменуется захватом крестоносцами Палестины с ее главным городом Иерусалимом, что является итогом Первого крестового похода. Это совсем рядом с Египтом, который вынуждено втягивается в длительную жестокую вооруженную борьбу за изгнание «неверных» со Святой земли. Сначала египетский султан, основатель династии Айюбидов, Салах Ад-Дин отвоевывает в 1187 году у крестоносцев Иерусалим. Потом египетские мамлюки (воины-рабы), свергнувшие Айюбидов с египетского трона (1250), в 1291 году окончательно добивают последние крепости крестоносцев в Палестине. В конце концов, египтяне оказываются под жестоким правлением мамлюков, которые ведут себя как иностранные завоеватели в чужой стране.
В 1517 году ослабевший и разоренный Египет фактически без боя захватывают турки-османы.
Начиная с 1711 по 1798 гг. в Египет опять возвращаются мамлюкские эмиры (беи), власть которых свергает Наполеон Бонапарт в 1798 году во время его знаменитого похода в Египет. Окончательно власть мамлюков была упразднена в 1811 году египетским эмиром Мохаммедом Али, который был основателем династии, управлявшей Египтом вплоть до военного переворота 1952 года.
Весь XIX век и до середины ХХ века Египет существовал как зависимое полуколониальное государство.
После июльского переворота 1952 года Египет пробует проводить независимую политику, играя на разногласиях великих держав, пытается модернизировать свои вооруженные силы и экономику. И опять Египет втягивается в ожесточенную вооруженную борьбу за освобождение Палестины против Израиля, провозглашенного на палестинской территории на основании резолюции ООН в 1948 году.
В настоящий момент Египет отягощен множеством проблем, но это по-прежнему самое мощное арабское государство современности.
Итак, какие выводы можно сделать из представленной выше шести тысячелетней истории Египта? Совершенно явно, что во время теплых 300-летних периодов 1200-летних малых климатических циклов Египет явно процветает экономически и культурно, он существует как единая держава, под четким централизованным правлением, а многие пограничные страны и земли попадают в зависимость от египетских фараонов, или, попросту, становятся египетскими колониями.
Во время холодных 900-летних периодами жизнь Египта диаметрально противоположно меняется по сравнению с теплыми 300-летними периодами. Наступает время раздробленности, голода, экономической и политической разрухи, культура хиреет, Египет теряет свои колонии и свой вес в межгосударственных отношениях, и, даже более того, становится добычей иностранных завоевателей или зависимой страной.
Закономерно возникает еще один вопрос – каковы причины прямо-таки мистической зависимости Египта от теплых 300-летних и холодных 900-летних периодов на протяжении столь многих тысяч лет? У автора этих строк есть достаточно материалистическое объяснение этой стойкой закономерности египетской истории.
Как известно, река Нил, по образному выражению, возникшему еще во времена Древнего Мира, является душой Египта. Собственно практически все пригодные для жизни земли в Египте находятся вдоль течения Нила или в его дельте. От Нила, точнее, от его разливов, зависит плодородие сельскохозяйственных угодий – поскольку во время ежегодных разливов Нил приносит на прибрежные поля множество черного ила, обильно удобряющего эти самые поля. Поэтому можно предположить, что во время теплых 300-летних периодов 1200-летних малых климатических циклов явно меняются в лучшую сторону условия сельскохозяйственного производства в Египте. Возможно, в Египте начинают идти регулярные дожди, или еще каким-либо образом ослабляется жесткая зависимость от Нила и его капризов. А это имеет очень большое значение для египтян.
Во-первых, если резко вырастает сельхозпроизводство, то это значит - нет голода. Фараон может содержать большую армию и штат чиновников, которые обеспечивают строгое выполнение законов и государственную целостность страны. Мощная государственная машина обеспечит защиту национальных интересов за границей и территориальные приобретения за счет соседей. К тому же, по известному выражению – «если есть хлеб, будут и песни». Поэтому в теплые 300-летние периоды культурная жизнь в Египте бурно развивалась.
Во-вторых, во время теплых 300-летних периодов меняется все мироощущение египтян, которые в материальном и духовном смысле были привязанными к Нилу во время засушливых холодных 900-летних периодов. То есть, в теплые 300-летние периоды резко возрастает внешняя экспансия египетских фараонов, а сами египтяне совершают различные географические открытия. Например, во время очередного теплого 300-летнего периода египетская царица Хашепсут (около 1500 года до н. э.) посылает корабли в «страну благовоний» Пунт. Некоторые исследователи полагают, что египетские корабли, посланные Хашепсут, побывали не только на побережье Аденского залива в Южной Аравии, как это традиционно принято считать, но и совершили путешествие вокруг всей Африки.
Примечательно, что в холодные 900-летние периоды, наряду с политической и территориальной раздробленностью, в Египте резко возрастала власть жречества. Это может объясняться тем обстоятельством, что именно жрецы определяли сроки наступления разливов Нила, которые обеспечивали будущий урожай. И от готовности к точному времени начала разлива Нила многое зависело в египетской державе. Особенно в засушливые холодные 900-летние периоды.
Справедливости ради стоит отметить, что существует, по крайней мере, одно исключение в шести тысячелетней египетской истории, когда беды холодного 900-летнего периода постигли Египет во время теплого 300-летнего периода. Я имею в виду так называемый «коллапс XVIII династии», датируемый примерно в 1400 – 1350 гг. до н. э. На этот же временной промежуток приходятся очень необычные религиозные реформы египетского фараона Аменхотепа IV (Амон доволен), который сменил свое имя на Эхнатон (Угодный Атону) и ввел единобожие в своей державе, традиционно поклонявшейся нескольким тысячам богов. Культ единого бога Эхнатона представлял собой поклонение богу солнечного диска Атону. Фараон Эхнатон даже перенес свою столицу из Фив, где были сильны позиции жрецов верховного божества египетского пантеона богов Амона, на совершено новое место в долине Нила – в город Амарна. Время царствования Эхнатона древнеегипетские источники называют по имени новой резиденции этого фараона-реформатора – «Амарнское время». Примечательно, что в настоящее время место, где стояла Амарна, является чуть ли не самым жарким во всей долине Нила. Вот уж впрямь, чего-чего, а солнечного света в районе бывшей столицы Эхнатона, которому он так усердно поклонялся, хватает даже с избытком!
Впрочем, во всей этой странной истории с религиозными реформами фараона Эхнатона, которые закончились с его смертью, все же есть одно рациональное объяснение.
Во временном промежутке от 1500 по 1400 гг. до н. э. (во всяком случае, именно так предполагают современные историки) произошло одна чудовищная катастрофа чуть ли не планетарного масштаба. От извержения вулкана буквально взлетел на воздух целый остров в Эгейском море – Санторин. Нечто подобно произошло в 1883 году с индонезийским островом Кракатау – тогда во время извержения выпало свыше 18 квадратных километров вулканического пепла, повышенное содержание которого в воздухе вызывало несколько лет яркие зори. Извержение и цунами (высота до 20 метров) привели к гибели десятков тысяч человек на соседних островах. А самое главное, вулканический пепел, долгое время висевший в воздухе, привел к локальному понижению температуры в районе индонезийских островов, поскольку препятствовал нормальной солнечной радиации. И, как следствие, к резкому уменьшению фотосинтеза в этом районе, что привело к неурожаям и недороду во всем регионе. Учеными было зарегистрировано временное понижение средней температуры даже по всему земному шару.
Вполне возможно, что «коллапс XVIII династии» имел причиной катастрофическое извержение вулкана на острове Санторин. Что привело к гибели могущественную Критско-Минойскую цивилизацию, а сам Египет к недородам, голоду и почти полному исчезновению на многие годы солнечного диска с египетского небосклона. И тогда становится понятно – почему Аменхотеп IV изменил свое имя на Эхнатон и попытался провести свою религиозную реформу, и даже почему в качестве новой столицы он избрал самое жаркое место в нильской долине. Этой причиной стало резкое уменьшение солнечной радиации, которое проницательный фараон-реформатор связал с голодом и недородам в своей стране. Иначе говоря, Эхнатон понял – кто на самом деле является верховным владыкой в этом мире! Но прошли годы, вулканический пепел осел на земную поверхность, солнечная радиация вернулась к прежней норме, и после смерти Эхнатона египтяне вернулись к своим старым богам. А имя фараона-реформатора Эхнатона было вычеркнуто древнеегипетскими историками из пантеона богоравных правителей Древнего Египта.
И еще. Мы уже упоминали выше, что существует версия некоторых ученых-лингвистов о времени и сюжетных источниках написания так называемого Ветхого Завета (Танаха), являющегося составной частью священной книги христиан – Библии. Так вот, вышеприведенные особенности оптических явлений в атмосфере после катастрофы на Санторине (яркие зори после извержения вулкана и «тьма египетская») вкупе с экологическими и продовольственными проблемами в долине Нила, действительно имевших место в Египте во времена XVIII династии, вполне могли быть заимствованы коллективом авторов Ветхого Завета для главы Исход. Ну, а сама колоритная фигура фараона Эхнатона, пытавшегося ввести единобожие в Древнем Египте, вполне могла стать основой для собирательного образа пророка Моисея, выведшего евреев из рабства египетского на землю обетованную. Тем более, сам Моисей, исходя из канонического текста главы Исход, был наследным египетским принцем, и достаточно долго пытался наставить злонамеренных египтян на путь истины и праведности.
Впрочем, вернемся к истории самого Египта. В 2000 году наступил новый теплый 300-летний период очередного 1200-летнего малого климатического цикла. Как мы уже указывали, теплый 300-летний период очень благотворно сказывается на жизни Египта. Так что Египет, являющийся, пожалуй, самой важной арабской державой современности сейчас находится на пороге нового исторического взлета.
Для продолжения чтения прошу пройти по следующей ссылке -
http://www.ap7.ru/sms/?p=getp&dir=iskusstvo_znat_budushchee&keyw=wew
http://www.ap7.ru/iskusstvo_znat_budushchee/era_vodoleja_nastupaet_/index.html
Полюх Л.В.