Каждому известно, что самые бесправные люди на Земле — наши дети. Они принадлежат к самому угнетаемому классу, лишенному какой бы то ни было собственности и всяких политических свобод. До сего дня дети находятся в абсолютной зависимости от взрослых, таких больших и таких умных. Но если мы принимаем идею детского бесправия как таковую, мысля о детях вообще, то никак не спешим перенести это понимание в собственную семью. На деле же самыми бесправными оказываются наши собственные дети — те, кого мы пригласили из Высших Миров на грешную Землю, те, кто живет с нами рядом изо дня в день, из года в год...
Взрослые привыкли самоутверждаться за счет младших, привыкли питать свою гордость токами детского страха, бессилия и беззащитности. Будучи раздражены и находясь «не в своей тарелке», взрослые и вовсе рассматривают детей как обузу, как досадную помеху осуществлению собственных желаний, а порой (прости, Господи!) как проклятье. Мы оправдываем себя тем, что они не столь послушны, как нам бы того хотелось, и что они пытаются идти в жизни своим путем, а не по той мнимой траектории, которую смог вычертить для них малотренированный разум взрослого.
Пора привыкнуть к тому, что дети — это вовсе не маленькие взрослые. Они относятся к особой группе землян, составляют особенный отряд живых душ, сотрудничать с которым попросту необходимо, иначе нарушится преемственность поколений. По этому поводу Януш Корчак написал: «Дети были и будут, дети не захватили нас врасплох и ненадолго. Существует ли жизнь в шутку? Нет, детский возраст — долгие, важные годы в жизни человека. Ребенок не глуп; дураков среди них не больше, чем среди взрослых. Ребенок — это иностранец, и ему необходим опытный гид».
Как все мы любим рассуждать о своих правах — о праве на жизнь, о праве на распространение информации, о праве на свободу передвижения. Как мы искренно радуемся тому, что Господь от начала века наделил нас неотъемлемыми присносущими правами — правами человека, личности, автономной духовной единицы. Но почему же мы не переносим идею права на собственных детей? Почему? Самоотверженно сражаясь за свои собственные права, мы даже не задумываемся над тем, что все они даны и нашим детям, причем не в меньшей степени, нежели нам. Более того, если нас, взрослых, хоть немножко можно и попритеснять (ничего, потерпим, поднапряжемся да перебьемся), то права ребенка должны соблюдаться с особой тщательностью. Ребенок слаб и мал, неопытен и беззащитен. Всякое насилие, любое ограничение свободы действий и мыслей жестко впечатываются в ткань сознания растущего человека и впоследствии искажают весь его земной путь, деформируя развивающуюся душу.
О каких же правах ребенка, собственно, идет речь? Ответ можно найти у того же Януша Корчака. Перечислим права ребенка кратко, дабы ярче можно было осознать остроту и значимость каждого из этих Императивов Духовной Свободы:
1. Право на сегодняшний день. Мы либо пугаем детей прошлым, обвиняя и пристыживая, либо основываем всю их деятельность на необходимости безоглядно выстраивать собственное будущее, жертвуя живым настоящим ради мнимых послезавтрашних успехов. Так мы отнимаем у ребенка все его годы по одному дню, даже не замечая свершающегося втайне преступления.
2. Право быть тем, кто он есть. Мы все время недовольны собственными детьми и непрестанно попрекаем их за то, что они, мол, то и дело обманывают наши ожидания. При этом сами забываем о поговорке: «Если реальность не соответствует ожиданиям — значит что-то не в порядке с самими ожиданиями». Всякий ребенок — это шедевр, творение Господа, живое чудо Природы. Нам не дано судить о том, правильно создан этот шедевр или нет. Мы можем и должны лишь помогать и поддерживать его существование, но судить, обвинять и попрекать — никто нам права такого не давал. Мы захватили его сами, по привычке, в обход Мировых Законов, гласящих о необходимости ДОБРОВОЛЬНОГО сотрудничества живых существ друг с другом.
3. Право на неудачи и слезы. Ни один человек на планете не может провести жизнь без слез и потерь, без разочарований и недовольства — самим собой и миром. Мы же терпеть не можем плачущих малышей и попавших в непростые переплеты подростков. А ведь слезы эти отмечают этапы роста живой души, являясь вполне естественными вехами на пути развития юного человека. Главное — эти слезы не должны литься по нашей вине, мы сами не должны являться виновниками неудач и ошибок. Ну а каким будет путь ребенка по планете — пусть об этом задумается он сам, пусть этим займутся его Покровители и Водители. Мы же — помощники детей, вдохновители и исповедники, но никак не надсмотрщики, не тюремщики и не экзекуторы.
4. Право на владение собственностью. Как охотно и громко мы кричим всякий раз, когда нас люди или судьба лишают чего-нибудь нашего, личного, собственного! Как все мы стремимся иметь свой кусочек земли, свой дом и собственное, путь даже небольшое, дело. В то же время мы искренно убеждены в том, что пятилетнему ребенку вредно иметь собственные деньги — мол, они сделают его жадным и бездуховным. Мы напрочь забываем о том, что у ребенка в квартире должна быть своя неприкосновенная территория, свои собственные вещи и личные деньги. И всем этим он имеет полное право распоряжаться самолично, лишь по своему собственному усмотрению. Психологам известно, что без частной собственности человек не может чувствовать себя укорененным в мире предметов и социальных отношений. Лишая детей права на собственность, мы плодим иждивенцев и нытиков, люмпенов и разгильдяев, для которых ничто в этом мире не будет ценным и важным, ибо ничто не будет своим собственным.
5. Право на тайну. Ребенок трудится, познавая этот мир. Он еще не вошел в силу, он пока далек от полноты проявления, полон страхов и незнания, иллюзий и опасений. Поверьте, ему есть что хранить в секрете от Вас — что-то интимное, глубинное, что-то свое, родное. На пути его возможны всякие отклонения, ибо жизнь человеческая — не прогулка на пароходе. В глубинах детской души сокрыты интимнейшие тайны об ошибках прошлого, там скрываются секреты о любовных привязанностях, бережно лелеются сокровенные мечты о далеком будущем. Нельзя приставать к ребенку с просьбами об обнажении перед взрослым души, о выдаче всех своих секретов. Для того, чтобы узнать, как это трудно — поделиться самым главным — нужно сначала самим попробовать в покаянном смирении рассказать ребенку обо всем том своем, о чем нам ему вовсе не хочется рассказывать. Возможно, лишь проведя такой, заранее обреченный на неудачу эксперимент, мы перестанем «вгрызаться» в детское сердце с вопросами и домогательствами и начнем уважать сокровенное в ближнем.
Права ребенка — тема очень и очень серьезная. Соблюдение этих прав не только обеспечивает свободу, необходимую для гармоничного развития детской души, но и как бы инспектирует самого взрослого. Готовы ли мы соблюдать права другого человека? Способны ли мы останавливаться в трепете и благоговении на границе личной свободы, дарованной Богом каждому из нас? Можем ли мы относиться к миру и людям чутко и бережно? Для того же, чтобы не забывать в суете повседневности о правах ребенка и хоть как-то стремиться к их соблюдению, почаще вспоминайте золотое правило нравственности: «Не делай другому того, чего не желал бы получить для себя от него самого».
http://www.aquarun.ru/ped/mv/default.htm