Вокруг понятия, мысли и мышления |
**
лист 1 | |
---|---|
mp_gratchev |
Если разложить на шаги, то сначала "согласовать словари понятий". Пример завершающей стадии - это единый взгляд на сознание, выработанный согласованными словарями Пятигорского и Мамардашвили. -- |
mp_gratchev |
Я себе уже всё доказал: "как копнешь поглубже, как прояснишь значения всех терминов, то сразу и окажется, что все про разное, каждый про свое (1), и становится очевидно, что никакого объединения нет и не будет (2)". Из посылки (1) совсем не следует заключение (2). Как вариант, возможен случай, когда, установив разное, вменяемый собеседник обратится к установке на интеллектуальный конструктивизм и начнет искать пути к согласованию разных позиций. --
|
mp_gratchev |
Шаг за шагом
"О как!" - Оценка. Если только оценивать или только вопрошать, или только требовать, то, действительно, никакого объединения не будет. Нужен интеллектуальный конструктивизм, при котором мысли, генерируемые собеседниками в процессе интерсубъектного совместного рассуждения (диалоге), субъекты связывают с помощью логических инструментов (вопросов, оценок, императивов, утверждений и отрицаний) в одно органическое целое. Возвращаясь к предложению (2), в фразе без ущерба для смысла можно поменять порядок слов: понятие выступает знанием (3) А это (положение, что понятие есть знание) есть уже трюизм**. Чему здесь удивляться? ________________ *) Полное предложение: "Но если знанием выступает понятие, то по теме - уравнивание понятия (идеи) и объекта (прямо по Спинозе)". **) понятие (знание) - субъективный образ объективной действительности. -- |
mp_gratchev |
Следуя Болдачеву, эту процедуру лучше назвать трюизмизацией. -- |
mp_gratchev |
Не вижу связи ино-морфизмов с трюизмами. -- |
mp_gratchev |
Резюме 2
Резюме2. Обе точки зрения можно объединить (интерсубъектную и интрасубъектную). Интрасубъектная - это точка зрения онто-и-гносео-изоляционного индивидуума. |
mp_gratchev |
О совместном рассуждении, теорией которого является Элементарная диалектическая логика. -- |
mp_gratchev |
Слишком радикальное черно-белое членение и различение. Тут имеет смысл уточнить, что мыслит в определенной знаковой ситуации, всё-таки, не мышление само по себе, а разумный (или неразумный) индивид в сознании и твёрдой памяти. Поэтому в каких-то жизненных ситуациях один и тот же человек выставляет себя лохом на улице, которым манипулируют мошенники (или следователь в дознавательной комнате). А в других случаях, в студенческой аудитории и за письменным столом в рабочем кабинете выставляет себя блестящим лектором или гениальным теоретиком (философом в удобном кресле наедине со своими мыслями и "покусывая карандаш" как пишет А. Болдачев в своей "Темпоральности...", С.12). Итак, обыденность мышления (предмет психолога), научность (предмет методолога) и философность (предмет философа) — это уровни актуализации мышления, которые в реальной жизни переплетены между собой. Поппер Карл Р.: Все люди — философы ..., (с). А некий крестьянин Эпименид однажды спросонья ляпнул: "Все критяне лжецы". И тем самым прославил свое имя в тысячелетиях, как имя величайшего философа. Хотя, разумеется, не имел ввиду самого себя - тоже критянина. Ну, и конечно нельзя не учесть фактор социализации — воспитание и обучение. В философской дискуссии на неоднозначную тему подчас участник мыслит мнениями и предрассудками, а не понятиями и истинами. Так, на то и дискуссия, чтобы в столкновении мнений выработать истинное суждение. Мнение — момент перехода от шаткой гипотезы к твердой теории в пределах научного дискурса. -- |
mp_gratchev |
Нет. Научное понятие сначала де-форматируют до университетского и вузовского предмета. Потом оно усваивается в процессе школьного и вузовского обучения. Затем либо используется в инженерном конструировании, либо развивается в научном творчестве с последующим замыканием цикла передачи теории и опыта новым поколениям людей.
Чужие ли "формалия", "трансцензус", "миформа", "мирум"? - Из пояснительного текста Пермского могу вывести, что перечисленные Вами термины не являются общезначимыми понятиями в философском сообществе. Им название: "чужая шифровка": "При этом, кто случайно забрел на ФШ и не имеет в собственном Понимании соответствующих понятий, для того Ваши тексты и останутся не понятийной системой, а сугубо знаковой системой-шифровкой, которую им не под силу расшифровать в соответствующие понятия в их взаимной связи", (с) Пермский. На философских факультетах университетов страны в порядке "де-форматирования" (раскодировки) систематически изучают понятия, скажем, представителей немецкой классической философии. Во всяком случае, понятия классиков (философские категории) многократно толкованы-перетолкованы в диссертациях и специальных философских исследованиях, представлены в монографиях, философских словарях и энциклопедиях (бумажных и электронных). Круг изучения Ваших неологизмов 'уже. Поэтому их статус общезначимых понятий проблематичен. -- |
mp_gratchev |
По поводу «Интерсубъективности, как способа преодоления солипсизма». Субъект Я естественным образом выстраивает в себе, во всё той же своей действительности и восприятии - Чужих. Поэтому никакого теоретического преодоления солипсизма посредством апелляции к интерсубъективности не получается.
Во-первых, я использую другой термин: "интерсубъектность". И парный ему термин "интрасубъектность". Во-вторых, вижу корни солипсизма в традиционной формальной логике с её законом запрещенного противоречия. Из которого вытекает, что мои высказывания всегда истинные, а противоречащие им чужие - заведомо ложные. В-третьих, не считаю, что солипсизм - это плохо. Просто фиксирую его как факт. В-четвертых, ЭДЛ (элементарная диалектическая логика) исходит у меня из материалистической позиции: каким бы восприятие субъекта не было - не исключено, что данное воспринимаемое существует вне и независимо от феноменов нашего мышления (совместного с другими наблюдателями). Соответственно, Другой (Чужой или Ты) если высказывает суждение, противоречащее моему, то оно равным образом истинное, как и мое. -- |
mp_gratchev |
Ну, да. Банальная констатация. Только, что это дает для построения структурированной модели рассуждения (индивидуального, либо совместного)? Вот кто бы подбежал по воде, аки по́суху, и поделился своими соображениями на этот счет. -- |
mp_gratchev |
Бо́льшая посылка: Солипсизм — философская позиция, характеризующаяся признанием собственного индивидуального сознания в качестве единственной и несомненной реальности, творящей все прочие реальности. Меньшая посылка: Внимание (восприятие) в буквальном смысле творит узнаваемый мир, и именно акт такого творчества я [Аркадий Зорин. — M.G.] называю интенциональностью. Заключение: Интенциональность - предикат солипсизма. -- |
mp_gratchev |
И на второй, и на третий. Интенциональность (на деле) - предикат солипсизма. -- |
mp_gratchev |
Вот Вы и ответили на свой вопрос. --
|
mp_gratchev |
Мир - это то, что я воспринимаю (на тренажере истребителя или в реальности). А то, что я воспринимаю, не выходит из сферы моего сознания. |
mp_gratchev |
["Интециональность - это и есть то чудо, когда из хаоса сенсорных сигналов(пустоты, Бытия, абстрактного) направленным волевым усилием совершается акт сотворения мира и акт обретения себя, в этом сотворенном собой же мире"]. Правильно. Это как раз то, что хорошо вписывается в солипсизм Витгенштейна, озвученный в его Трактате. -- |
mp_gratchev |
Да. Действительно, у Вас отрицание! Поэтому переформулирую вопрос. Допустим, что Мышление - это усилие (что Вы прямо отрицаете). Тогда интенция будучи волей ("интенциональный (волевой) акт", (с) Розин), разве не является тем самым и усилием?
|
сл. лист2
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |