-ТоррНАДО - торрент-трекер для блогов

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Mihail-P-Grachyov

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

dialectical logic dialektische logik dialogical logic informal logic диалектическая логика иллокутивная логика коммунитарность теория речевых актов

 -Постоянные читатели

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 31.10.2008
Записей: 50
Комментариев: 6
Написано: 60


О различении логики и диалектической гносеологии

Среда, 09 Декабря 2009 г. 02:43 + в цитатник

 Традиционная логика базируется на трех основных формах мысли - понятиях, суждениях, умозаключениях. В рассудочной диалектической логике сюда подключаются формы вопросов, оценок и императивов, образующих структуру логической формы "диалог":

понятие
     |
суждение - вопрос - оценка - императив = диалог
     |
умозаключение

 

Далее, к этим формам подгружают категории, гипотезы, идеи, теории, законы, доказательства и другие производные формы, являющиеся ключевыми для гносеологии, онтологии, аксиологии, методологии.

К специфическим формам мышления, связанным с диалектической логикой относят философские категории и общеметодолгические принципы. Отсюда, ставится задача изучения природы и специфики философских категорий, взаимосвязей и взаимопереходов категорий, а также изучение философских принципов познания (как форм мышления) и, на основе их содержания,   типологизация этих принципов.

К сожалению, с постановкой такой задачи собственный предмет диалектической логики - предмет, касающийся изучения структуры, содержания и способов связи мыслей в рассуждении растворяется в предметах гносеологии, методологии и диалектики как онтологии. Что выражается в формуле: "На надо трех слов, - диалектика, логика и теория познания - это одно и тоже".

Законы материалистической диалектики важны, но они служат для выражения теоретических принципов не логики как связи мыслей в рассуждении, а онтологии - всеобщих принципов бытия и принципов познания (гносеологии). Поэтому становится насущной задача различения гносеологии и логики, с одной стороны и различения онтологии и логики - с другой стороны.

Прежде всего, имеют ввиду принципы развития, выраженные в законах единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество и обратно, отрицания отрицания, взаимосвязи необходимости и случайности, формы и  содержания, и пр.


В теории материалистической диалектики обращают внимание на субординацию её законов. В основании три закона
 

- единства и взаимодействия противоположностей,
- переход количества в качество,
- отрицания отрицания.

Это была  подгруппа основных законов. Они действуют в природе обществе и мышлении. Следующая подгруппа: неосновные законы. Такие как


- закон взаимосвязи формы и содержания,
- закон причинности и сосуществования
- необходимое и случайное
- перехода сущности и явления
- закон соотношения целого и части


[Третья группа законов нуждается в уточнении названия этой группы и определении состава элементов. Авторы относят к ним законы о сотношении абсолютной и относительной истины, о процессах восхождения от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному, о процессах «оборачивания» в методе, об отождествлениях нетождественного в ходе практической проверки наших знаний и т. п. Здесь указывается «законы о....», но нет ни одной формулировки какого-либо закона как отражения особого характера повторяющейся, устойчивой, существенной связи между той же абсолютной и относительной истиной, абстрактным и конкретным и т. л. Корректней говорить, что касается «закона о процессах восхождения...», о специфическом диалектико-логическом приеме или способе восхождения от абстрактного к мысленно-конкретному. К четвертой группе законов диалектической логики авторы относят законы, обладающие оперативно-методологическим смыслом и рассматриваемые подробно другими авторами книги (под эти законы подводятся процессы идеализации, правила введения понятий и удаления введенных понятий, принцип допустимой гносеологической обработки и т. п.).]

Через закономерности, выражаемые этими самостоятельными  категориальными парами, осуществляется функционирование и действие основных законов диалектики.  Центральным в подгруппе основных является закон единства и взаимодействия противоположностей. Он составляет «ядро», поскольку характеризует источник развития. Каждый закон как элемент диалектики неразрывно связан с теоретическим принципом, соответствующим методологическим положением и с категориями. Категории служат универсальными элементами материалистической диалектики.

Методология. Рассмотрим, что представляют собой «методологические положения». Во всех науках методологические положения нацелены на осуществление новых циклов познания, на достижение нового знания. Они суть не что иное, как регулятивы познания, правила-нормы, которыми должно руководствоваться мышление. Те или иные их комплексы составляют специальные или общенаучные методы исследования (сравнительный, экспериментальный, метод моделирования и т. п.). В философии они выступают в форме общеметодологических принципов, или, что то же самое, диалектико-логических принципов; в разделе, посвященном диалектической логике, их можно сокращенно называть «принципы».

Методологические предписания, включаемые в метод, выражают не только специфику предмета философии и специфику философского знания, но и характер, уровень научного развития субъекта познания, его способность осуществить перевод предметного содержания знания в познавательные приемы, организующие процесс познания. В формировании правил-предписаний сказываются, помимо прочего, соображения удобства и экономии мышления. Чем опосредованней связь диалектико-логических принципов с их содержательной онтологической основой, тем большее значение в их формировании имеет конструирующая деятельность субъекта.

Расширительное толкование диалектической логики отвлекает от её главной задачи конструирования тела логики как теоретической модели диалектико-лгического рассуждения. Что невозможно осуществить без сопоставления с уже развитым телом формальной логики.

[В диалектической же логике с ее подвижными, текущими категориями, связанными с мировоззренческой активностью субъекта, возможностью гибкого оперирования принципами, их сочетанием понятие «закон» может оказаться менее пригодным для выражения содержания диалектической логики и направляемости мышления на отображение объективной диалектики. И тем не менее эта идея заслуживает внимания и обсуждения.]

Опасения связанные с отнесением диалектической лгики к частным наукам не имеют под собой почвы и сколько-нибудь убедительных оснований [Мы поступаем опрометчиво, когда определяем диалектическую логику как учение о формах и законах, свойственных лишь одному мышлению и не имеющих никаких общих характеристик с законами бытия. Диалектическую логику не следует редуцировать к частнонаучным логическим дисциплинам. В рассматриваемой книге такой редукции (за некоторым исключением) не имеется.] Противоположная же тенденция расширительного толкования диалектической логики чревата отказом от признания её логикой в собственном смысле этого слова. Что на деле и произошло как отмечено в работах Бродского, Свинцова, Джахая, Швырева. Выступления же и тексты по диалектической логике в ильнковских чтениях напоминают страусиное зарывание головы в песок.

Критика Оруджевско-Шептулинского направления в диалектической логике. [Значительно чаще встречается, к сожалению, другого рода редукция: выдвигается задача по анализу тех или иных принципов диалектической логики, а вместо изложения познавательных регулятивов принципа дается описание онтологического содержания категорий диалектики. Такого рода подмена задач имеет место, например, и в ряде разделов книги «Диалектическая логика», изданной Московским университетом в 1986 г.  ... В подавляющем большинстве публикаций, посвященных диалектической логике, утверждается, что она есть логика научного, более того-научно-теоретического познания. ... Конечно, никто не запрещает расширять состав ни внутринаучных, ни универсальных принципов. Здесь могут быть самые разные подходы. В настоящее время, к примеру, А. П. Шептулин предложил 12 принципов, а 3. М. Оруджев и Ф. Кумпф рассмотрели в качестве основных 4 принципа, из которых лишь два, с нашей точки зрения, относятся к числу универсальных.]

Сравнение со сферой действия формальной логики [Ее сфера действия, между прочим, ничуть не меньше сферы действия традиционной формальной логики.]

[а диалектика сходит на нет по причине нарастающей формализации логики, в которую когда-то была включена тематика диалектики].
 


 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку