Тестирование Рассудочной диалектической логики в режиме тотального её отрицания
Раздел А. Фактическая канва собеседования.
— Антон: "И чего Вы мне вопрос об РДЛ задаете?"
— Грачев: Здесь же, черным по белому написано: "Нет вашего (Антона) ответа на общий вопрос: "диалектическая логика - это логика/не-логика?", соответственно, нет и продвижения вперед в нашем дискурсе по главному вопросу". И где здесь - "...об РДЛ задаете? ". Если уж взялись за критику, Антон, то хотя бы предмет критики не теряйте. Придерживайтесь фактическому вопросу который вам задан, а не своих фантазий. Потом сами же и обижаетесь.
— Антон: "...Ну не можете доказать п. 1 РДЛ, так просто признайтесь в этом. По всей видимости, и п. 2 РДЛ Вы доказать не можете. И др. пункты. Даже ссылку на противоречие так и не привели! Так просто признайте, что Ваша РДЛ несостоятельна".
— Грачев: Обратите внимание, Антон, написано по-русски (пункт1): "Диалектическая логика - это логика". Объясняю по слогам, диалектическая логика - это "ДЛ", а не "РДЛ" (рассудочная диалектическая логика). При таком положении, рассудочная диалектическая логика - это вид диалектической логики. И если вы признаете, что диалектическая логика (ДЛ) есть логика, то, соответственно, и РДЛ тоже логика, хотя бы по названию.
— Антон: "Вы уже давно (для красного словца) в Ваших текстах пишете об РДЛ как о ДЛ, и наоборот".
Раздел Б. Комментарий к последней реплике собеседника (покрытого*). Так это вы, Антон, (гипотеза) давно следите за развитием РДЛ и высказываете соображения про то, что и как, по вашему мнению пишет Грачев. Вот и в заголовке я пишу: "Тестирование Рассудочной диалектической логики в режиме тотального её отрицания". Только вы-то не Грачев, а Антон, или как вас там "по батюшке". И ваша задача сделать первоначальный выбор, как прописал логик Буридан, - выбор между двумя охапками сена, то бишь, между двумя позициями:
а) Диалектическая логика - это логика.
б) Диалектическая логика - не логика.
Очевидно, РДЛ вы отрицаете. Но из отрицания вами рассудочной диалектической логики, совсем не следует обязательность отрицания самой ДЛ (диалектической логики). Возможно, у вас есть свой образ диалектической логики - образ, который пока скрыт от взора участников Философского штурма.
Раздел В. Дополнительные соображения о предмете диалектической логики и примеры (контрпримеры). Конечно, было бы неверным обобщение и огульное утверждение, что мол никто не знает, что она такое эта диалектическая логика. Само слово "никто" предполагает индивидуальное знание. Контрпример индивидуального знания: Владимир Семёнов считает, что "Диалектическая логика в принципе одна - это логика диалектического субстанциализма Платона-Гегеля". Хотя ни Платон, ни Гегель термин диалектическая логика не употребляли и Владимир Семёнов просто модернизирует взгляды Платона и Гегеля под свои собственные идеи, выдвигая версию диалектической логики, как логики объектной (логики вещей, субстанции), а не собственно логики как знания о рассуждениях. Есть ещё диаматовская версия диалектической логики. В диамате, "диалектическая логика - это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления" (БСЭ).
Поэтому я и спрашиваю вас, Антон, о Диалектической логике (ДЛ), а не о Рассудочной диалектической логике (РДЛ). Не тороплю с вашим выбором.
Что касается контента, которым вы наполняете свои ответные реплики в процессе раздумывания над выбором п.п. (а) и (б), то в связи в этим контентом ваших реплик возникает гипотеза о содержании мыслей в голове "буриданова мыслителя", делающего выбор между двумя охапками сена. По всей видимости и у него мысли проносятся о чем угодно, только не о предмете поставленной перед ним задачи. Скорее всего, потому что "буриданов мыслитель" ещё как следует не проголодался.
Раздел Г. Дальнейшее развитие представлений о рассудочной диалектической логике. Как Грачев соотносит диалектическую логику вообще, и рассудочную, в частности? Привожу очередную блок-схему:
Макет диалектической логики
© Грачёв М.П. MindMaps-9. Макет диалектической логики (14.05.2008) http://community.livejournal.com/dia_logic/51199.html
Отсюда видно, что диалектическая логика подразделяется у меня на логику рассудка (логика в узком смысле; имеет общий с формальной логикой предмет - рассуждения) и логику разума (охватывает, Платона, Гегеля, В. Семёнова, диамат).
________________
*) Кто не знает античного софизма "Покрытый". В конечном счете оказывается, что тот, кто под "покрывалом" близкий знакомец.
--
М.Грачёв
Обсуждение правил рассудочной диалектической логики
Александр Владимирович Гогузев пишет:
— "Рассмотрим Ваши определения того, что Вы называете «правила РДЛ». Правило 1 рассудочной диалектической логики (Закон противоречия) "Противоречить разрешено". Кому разрешено? И что значит «противоречить»? Вы полагаете «бисубъекту», поскольку для «моносубъектов» диалога в научно-теоретической дискуссии обязательно соблюдение при рассуждениях законов «традиционной логики» (т. е. формальной логики?)".
1. Разрешено противоречить бисубъекту. Если конкретизировать абстрактное понятие "бисубъект" применительно к моему с вами совместному рассуждению, то это будут два эмпирических субъекта: Александр Владимирович Гогузев и Михаил Петрович Грачёв. Второй может противоречить первому, но не может противоречить себе самому. Первый всегда укажет второму на противоречие в высказываниях последнего. Но никогда не скажет: "Вы, Михаил Петрович, не вправе мне противоречить!".
2. Противоречить, означает, к примеру, следующее - Александр Владимирович может занимать по какому-либо вопросу прямо противоположную позицию и высказывать суждения, отрицающие суждения Михаила Петровича.
3. Каждый самостоятельный 'себе тождественный' эмпирический субъект, вместе с тем, будет ещё и 'моносубъектом диалога' в совместном рассуждении. То есть бисубъект состоит из двух моносубъектов. Моносубъект в рамках интерсубъектного рассуждения не может сам себе противоречить. Эмпирический субъект может устроить локальную, внутреннюю интрасубъектную конференцию с самим собой. Разумеется, в этом случае он может сам себе протворечить.
— Гогузев А.В.: "«Бисубъект» - абстрактное понятие Вашей теории".
Верно.
— "Оно может означать только осуществление взаимодействия индивидов в диалоге с ЗАДАЧЕЙ выработки ВЕРНОГО теоретического понимания какого-то явления с его свойствами".
Согласен.
— "Заметьте, что такое взаимодействие возможно только при УСЛОВИИ, что каждый рассуждает в полном соответствии с ЛОГИКОЙ".
Разумеется, только так.
— "Отсюда, если в силу объективных причин различного свойства один станет «противоречить» другому, осознанно или неосознанно используя софистические приемы рассуждений и выводов, следовательно, действуя вопреки «правилу 2» и «правилу З» (и поскольку «разрешено», а ему выгодно как индивиду), то указанное взаимодействие с указанной задачей прекращается, следовательно, «бисубъект» прекращает деятельное существование".
'Правило 2' и 'правило 3' относятся к продуктивному рассуждению. Особенно 'правило 3', оно управляет саморегуляцией бисубъектного рассуждения. Кроме того, всегда есть место, куда может выйти непродуктивное рассуждение - это пункт 5 'схемы разрешения противоречия средствами аргументации'.
— "Тогда дискуссия превращается в схоластический бесплодный спор индивидов по поводу того, как надо выражать в понятиях те или иные свойства данного явления (фактически – в спор по вопросу кто логически правильно выразился тут или там, а кто нет (с задачей для каждого добиться от другого признания своего поражения в споре, что в рассматриваемом случае недостижимо)".
При осознании схоластичности и бесплодности спора можно, не тратя время даром, воспользоваться п.5 'схемы разрешения противоречия средствами аргументации'.
[...]
— "Итак, «2 правило РДЛ» «моносубектами» в ходе диалога в составе дискуссии вполне может не соблюдаться; также ничто не может заставить «моносубектов» основываться «на трёх-четырех известных законах традиционной логики, обязательных для моносубъекта, и основных законах диалектики» ".
Конечно может не соблюдаться. На то есть санкция п.5 'схемы разрешения противоречия средствами аргументации'.
— "Следовательно, «3 правило РДЛ» «(ПРИНУДИТЕЛЬНОСТЬ ЛДР)» недействующее (т. е. несуществующее)".
Ну, здесь 'принудительность' понятие соотносительное. Сопоставляется с 'принудительностью' формально-логического вывода. Если вы не принимаете навязываемые вам посылки, то и 'формально-логическая принудительность' не срабатывает. Тогда как в рамках рассудочной диалектической логики, за вами ещё сохраняется право на оценку, на вопрос и императив. Так же как, за другим членом "бисубъекта" сохраняется право на встречный вопрос, оценку, императив. Обсудили, обменялись мнениями - тем и ограничились.
— "«Дополнительные уточняющие оценки, вопросы, императивы» довести диалоги в дискуссии, превратившейся в споры и ссоры «моносубъектов» между собой «до их (?) разрешения» (???), разумеется, не доведут, т. е. не доведут ни до чего хорошего (кроме прекращения процесса из-за бессмысленности его продолжения, а также в результате возобладания над волей «моносубъектов» скуки и усталости) ".
В рассудочной диалектической логике предусмотрен цивилизованный выход: п.5 'схемы разрешения противоречия средствами аргументации' (см. схема вверху).
--
М.Грачёв
*