-ТоррНАДО - торрент-трекер для блогов

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Mihail-P-Grachyov

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

dialectical logic dialektische logik dialogical logic informal logic диалектическая логика иллокутивная логика коммунитарность теория речевых актов

 -Постоянные читатели

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 31.10.2008
Записей: 50
Комментариев: 6
Написано: 60


От традиционной формальной логики к логике диалектической

Понедельник, 05 Октября 2009 г. 09:18 + в цитатник

 

Три правила рассудочной диалектической логики

 

Не надо наваливать новые темы, если Вы не разобрались со старыми, которые обозначены в ВАШЕМ ЖЕ ДНЕВНИКЕ здесь:
http://www.philosophystorm.org/mp_gratchev/1209
Из указанных диалогов ясно, что Ваша рассудочная диалектическая логика не диалектическая и не логика, так как Вы не можете обосновать ни то, ни другое.
1) Насчет того, что рассудочная диалектическая логика - диалектическая, Вы так и не ответили на этот вопрос: http://www.philosophystorm.org/mp_gratchev/1209#comment-6365
2) Вы бы и на мой вопрос ответили, а не уходили в сторону: "Какая именно логика имелась в виду в Вашем вопросе о том, что "рассудочная диалектическая логика - логика", или вопрос был вообще о логике? ". Повторяю, если Вы не имели в виду формальную логику, то укажите какую, если "вообще" - то раскройте вопрос по существу (лучше дайте ссылку, а то опять напишите, не разберешь чего). Дайте определение, - в каком значении Вы используете термин "логика".
3) И откуда это Вам известно, что "формальная и диалектическая логика отличаются разным отношением к противоречию. При том, что для обеих логик 'логическое противоречие' есть противоречие суждений, вместе с тем, для формальной логики противоречие досадная помеха, а для диалектической логики противоречие суждений - источник развития мысли". Кто эту глупость придумал? Приведите ссылку, пожалуйста.

 

Экспериментальная проверка рассудочной диалектической логики

Антон: "Не надо наваливать новые темы, если Вы не разобрались со старыми, которые обозначены в ВАШЕМ ЖЕ ДНЕВНИКЕ здесь: http://www.philosophystorm.org/mp_gratchev/1209 "

По теме, которую вы, Антон, сейчас упомянули заминка-то за вами. В соответствии с  правилом  2  РДЛ (последовательность постановки вопросов по обсуждаемой теме) необходимо выделить наиболее общий вопрос, разрешив который можно затем перейти к частным вопросам. В нашем случае таким общим вопросом является признание/не-признание диалектической логики в статусе логики. В самом деле, если диалектическая логика всего лишь метафора, то и обсуждать априори нечего.

Вот я и жду вашего, Антон, прямого ответа на вопрос: "1. Вы (Антон) признаете, что диалектическая логика - это логика?"

                                        * * *

Последовательность постановки вопросов в рассудочной диалектической логике

Грачев: Антон, давайте, пожалуйста, по порядку. 1. Вы признаете, что диалектическая логика - это логика?

Антон: "диалектическая логика формальной логикой, которая обычно по умолчанию подразумевается, конечно же, не является".

— (гипотеза): Из содержания вашего (Антон) ответа, по косвенным признакам, можно заключить, что словосочетание "диалектическая логика" для вас является приемлемым.

"Не надо додумывать за меня".

Итак, возвращаемся к исходному вопросу Грачева ("1. Вы (Антон) признаете, что диалектическая логика - это логика?"). То есть не гносеология, не онтология, не методология, не стиль рассуждения, не метафора - а именно логика.

Теперь, Антон, и сами можете (во избежание додумывания за вас) ответить. Варианты ответа:
1.1. Да, признаю, диалектическая логика - это логика.
1.2. Нет, не признаю.
1.3. Иной вариант ответа.

                                        * * *

Если для вас, Антон, затруднителен пункт 1.3, то уж выбрать что-то определенное из двух первых пунктов ('Да' или 'Нет') особого труда не должно составить.

Обоснование рассудочной диалектической логики производится здесь и сейчас, 'не отходя от кассы'. Рассудочная диалектическая логика (РДЛ) не является какой-то отвлеченной дисциплиной. Она органично сочетает абстрактное и конкретное. Если в ней вводится понятие 'бисубъекта', то вот же он, 'бисубъект', в лице двух конечных эмпирических субъектов одного совместного рассуждения: Антон и Грачев. Если в РДЛ говорится об основных формах мысли, в которых развивается совместная мысль, то вот же они: суждения, вопросы, оценки, императивы, - все здесь на месте. Ни вы, ни я не можем обойтись без этих форм выражения своей мысли.

Предмет формальной и диалектической логики общий: связь высказываний в рассуждении, а также, правила и законы связывания высказываний в рассуждении. Только, это я уже забегаю вперед.

А пока вам предстоит связать два высказывания: мой вопрос ("1. Вы (Антон) признаете, что диалектическая логика - это логика?") и ваш ответ ('Да' или 'Нет'). Уже произошло несколько ротаций реплик, а вами до сих пор не сделан элементарный выбор, как сказал бы логик Буридан, выбор между двумя 'охапками сена'. Что же, для философа время 'ничто', - и я вас не тороплю. Сколько потребуется времени - столько и думайте над сформулированной альтернативой.

--
М.Грачёв

Правило 2 РДЛ Вы не доказали, а вкинули в текст, поэтому в связи с ним вести разговор необоснованно: кто-то может вкинуть еще что-то, Вам же привели 7 пунктов другой диалектической логики, которая противоположна Вашей и связана с диалектикой, в отличие от Вашей РДЛ. Почему Вы на ней не основываетесь, ведь Вы с ней согласились, так как не критиковали.
В конечном счете, Вы все так и не обосновали, что Ваша РДЛ а) диалектическая, б) логика.
Вы даже дать понятие логики не можете, в соответствии с которым задали свой вопрос в начале. А это принципиально: если Вы не можете определить логику, то как Вы можете строить развивающие конструкции?
Вопрос в том, что такое по Вашему логика, если Вы говорите, что РДЛ - это логика. С этого все началось и ни на йоту не сдвинулось с места. Вы много чего написали, но не по существу.
А НА ДАННЫЙ МОМЕНТ ВЫ ТАК И НЕ ДОКАЗАЛИ, ЧТО ВАША РДЛ - А) ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ И Б) ЛОГИКА.
Отвечать на Ваш вопрос без уточнения термина, как я уже понял, нельзя, Вы передернете тему, если что не по Вашему. А вот если Вы дадите определение логики, если сможете, то уже не сможете уйти в сторону. Может быть, поэтому Вы не хотите дать определение логики?
Ну а если Вы не можете дать понятие логики, то говорить-то вообще не о чем, так как тогда Вы сами подписываетесь под то, что пропагандируете очевидную фикцию. Докажите, что это не так. Неужели это не понятно? Так что остальные вопросы пока затрагивать нет смысла.

 

       К вопросу формулирования взаимоприемлемых принципов Диалектической логики

 

Антон: Вам же (Грачеву) привели 7 пунктов другой диалектической логики, которая противоположна Вашей и связана с диалектикой, в отличие от Вашей РДЛ. Почему Вы на ней не основываетесь, ведь Вы с ней согласились, так как не критиковали.

 

Имеете ввиду 7 пунктов автора: in_bukin? Это хорошо, что вы, Антон, упомянули эти семь пунктов:

in_bukin: Чтобы ускорить процесс формулирования взаимоприемлемых принципов ДЛ приведу свои семь пунктов:
1. Диалектическая логика – логика.
2. Диалектическая логика включает в себя обязательно как минимум три правила, которые перечислил Энгельс, назвав их «Всеобщими законами Диалектики».
3. Диалектическая логика, как и формальная, формализует (делает общедоступными) по своим правилам рассуждения и к процессу мышления имеет лишь косвенное отношение. Непосредственно мышлением занимаются Психология и Психиатрия.
4. Диалектическая логика формализует рассуждения в Диалектической парадигме мировоззрения и без Диалектики как философии не существует.
5. Диалектическая логика не отрицает, а поглощает логику Формальную, делая ее частным случаем. Как Евклидова геометрия, является частным случаем геометрии Лобачевского, Классическая механика – частный случай современной физики.
6. Диалектическая логика, как и формальная не имеет никакого отношения к понятию «Истина». Логичное рассуждение – понятное рассуждение не более того. Другими словами: «Пользуясь правилами логики невозможно вывести истину, можно лишь сделать свою идею (мысль) понятной другим».
7. Мышление – субъективно. Логика – объективна. Логика (ДЛ, ФЛ) существует независимо от сознания – это правила общения между субъектами.

Хотя, в общем-то, вовсе и не обязательно, чтобы из факта отсутствия критики выводилось согласие, но в данном конкретном случае вы, Антон, угадали. Правда, остается неясным, с чего вы заключили, что 'противоположна', тогда как сам автор говорит о процессе формулирования взаимоприемлемых принципов. Для сравнения, семь пунктов Грачева:

                  Что такое диалектическая логика?

      1. Диалектическая логика - это логика.
      2. Диалектическая логика - логика диалектическая.
      3. Центральная идея диалектической логики: развитие мысли в рассуждении.
      4. Под мыслью понимают те же самые формы, что и в формальной логике.
      5. Источник развития мысли - противоречие суждений.
      6. Истина суть процесс и суждения не имеют заведомо предрешенных истинностных значений.
      7. Диалектическая логика полисубъектная, а формальная - монологична, моносубъектная (неявно).

Вот мой комментарий ко всем семи пунктам автора in_bukin:
Первый пункт выражает общий подход двух авторов к диалектической логике как логической дисциплине, прежде всего, а не её представлениям в качестве гносеологии, онтологии, методологии, стиля рассуждения или метафоры.

Второй пункт, относительно всеобщих законов диалектики in_bukin развивает, дополняет, но никак не противоречит положениям, сформулированным Грачевым. В свою очередь, приведу выдержку из 'Диалектики природы' Энгельса:

"Таким образом законы диалектики были отвлечены из истории природы и человеческого общества. Но они не что иное, как наиболее общие законы обеих этих фаз исторического развития, а также самого мышления. По существу они сводятся к следующим трем законам:

      Закон перехода количества в качество, и обратно.
      Закон взаимного проникновения противоположностей.
      Закон отрицания отрицания.

Все эти три закона были развиты Гегелем на его идеалистический манер как простые законы мышления: первый —в первой части «Логики» – в учении о бытии, второй занимает всю вторую и наиболее значительную часть его «Логики», учение о сущности, наконец, третий фигурирует в качестве основного закона при построении всей системы" (Ф.Энгельс. Диалектика природы).

С третьим пунктом относительно того, что собственно мышлением занимается психология, тоже согласен. Логика занимается построением отвлеченных моделей связи высказываний в рассуждении.

По четвертому пункту, диалектическая логика будучи логикой и в самом деле проводит некоторую формализацию, вводит новые, по сравнению с традиционной логикой, формы мысли: вопросы, оценки, императивы. Они обеспечивают процессуальность логики, в то время как, манипулирование одними лишь 'суждениями' не выходит за рамки статики.

По пятому пункту, совершенно не против версии о 'поглощении', поскольку монологизм формальной логики действительно является предельным случаем полилогизма логики диалектической.

По шестому пункту, тоже принципиальных возражений нет ("Логичное рассуждение – понятное рассуждение не более того"). Для рассудочной диалектической логики центр тяжести перемещается к понятию 'релевантность'. Чтобы 'бисубъект' в процессе совместного рассуждения понимал сам себя (чтобы Антон и Грачев поняли друг друга) , связь высказываний должна быть релевантной. Например, если предлагаются уже готовые формы ответа на вопрос ("да" и "нет"), то релевантным будет использование одной из этих форм. В противном случае, понимание друг друга разрушается.

По седьмому пункту можно согласиться, с добавлением сюда положения о диалектике субъективного и объективного.

Антон: "Так что остальные вопросы пока затрагивать нет смысла".

То есть в принципе (не зависимо от того, чьи это вопросы), вы согласны с правилом 2 РДЛ относительно последовательности вопросов. Нельзя переходить к следующему, не разрешив предыдущий.

--
М.Грачёв

Замечательно!

М.Грачев прокомментировал семь пунктов Диалектической логики.

Хорошо бы, желательно, чтобы еще кто-нибудь согласился прокомментировать эти 7 пунктов или другие 7 пунктов (Грачева).

Мне кажется, что это бы сильно ускорило продвижение к консенсусу.

 

      Комментарий  автора  a_gorb  (Алексей) на  7  пунктов  (Грачева)

a_gorb 2009-04-25 11:56 pm (ссылка) Тема: Как я вас понял

Ну а теперь я попытаюсь сформулировать вашу точку зрения так, как я ее на данный момент понимаю. А вы меня поправите.

Итак, ваша концепция посвящена Рассудочной диалектической логике (РДЛ). Эта логика рассудочная и диалектическая. Диалектическая она потому, что в жизни мы часто сталкиваемся с противоречиями вида A & не-А. Формальная логика с ними работать не желает и не может. РДЛ может и хочет иметь дело с противоречиями, поэтому данная логика - диалектическая. Рассудочная она потому, что наши мысли очень часто облекаются в языковую форму и приобретают характер суждений (рассуждений). В этой области рассуждений работает формальная логика, диалектика же этой областью занималась мало, хотя к этой области относятся книги, дискуссии, судебные заседания, ЖЖ, в конце концов. Поэтому надо исследовать, как собственно можно работать с противоречиями, находясь исключительно в области суждений, что делает данную логику рассудочной.

Бывает так, что различные субъекты придерживаются противоположных точек зрения. Эти разные точки зрения у субъектов вызываются различным статусом (профессиональным, мировоззренческим, психологическим и т.п.). Опираясь на разные подходы, субъекты высказывают два противоположных (А и не-А) суждения. С этого момента вступает в работу РДЛ. Возникает диалектическое противоречие суждений. Этим суждениям на данном этапе нельзя приписать определенное значение истинности (т.е. нельзя указать, какое (или оба?) из суждений “ложь”, а какое “истина”). Если бы это было возможно, то, собственно, зачем двигаться дальше, ответ уже известен.

Методы формальной логики здесь не работают. Требуется разработать новые методы. Назовем этот метод диалог. Он включает в себя помимо используемых в формальной логике понятий, суждений, умозаключений еще и вопросы, оценки, императивы. В результате правильного диалога, оставаясь по прежнему в языковой области мы можем придти к 5 различным выводам, приведенным в MindMaps-15. Таким образом рассудочно диалектическое противоречие суждений в процессе диалога снимается и в ряде случаев мы получаем истинное суждение. В остальных случаях констатируем недостаточность чисто рассудочных процедур и вынуждены покинуть сферу РДЛ, что бы затем в нее снова вернуться.

Истинное суждение, полученное методами РДЛ, все же остается в области суждений, поэтому постижение Истины это не отдельный диалог, а целый процесс. В этом процессе постоянно происходит формулировка противоречий суждений, разрешение их методами РДЛ, проверка результатов в общественно-исторической практике, формулировка новых противоречий… И так далее, круг за кругом вверх по спирали человеческого познания.

РДЛ - это логика в узком смысле, но как раз это является белым пятном в системе диалектической логики. Ликвидировать это пятно нужно по следующим причинам: его наличие дает повод для критики со стороны антидиалектиков, разработка методов РДЛ дает нам орудие рассуждений в той области, где формальная логика пасует.

Вот как-то так.

Что я упустил? Где я ошибся?

a_gorb 2009-04-26 10:01 am Тема: Дополнение
Вот что еще приходит на ум. Если удастся в рамках РДЛ разработать формализованную схему работы с суждениями, которая не откидывает противоречие на входе, то это, возможно, позволит создать новые способы программирования. Эти новые способы позволят решать ранее недоступные задачи.

--
М.Грачёв

Грачеву.

Прискорбно, что Вы уже несколько дней не можете объяснить п. 1 Вашей РДЛ - то, что она логика, что не можете ответить на вопрос о логике и дать ссылку про противоречие. Это говорит само за себя. Да и Ваши увертывания стали заметно хуже. Давайте посмотрим, что получается из Ваших последних ответов при Вашей очередной провалившейся "попытке" ответить на мой вопрос.

Правило 2 РДЛ, как я уже писал, Вы не доказали, а вкинули в текст. Почему? Всем понятно, что Вы повелись на то, что Софокл написал: "если Вам удастся выделить из диалога и конкретные приемы и представить их философской общественности, Вы будете победителем не только этой дискуссии" - http://www.philosophystorm.org/mp_gratchev/1209#comment-6408 . Захотели стать победителем? Быстренько сварганили правила, КОТОРЫХ РАНЬШЕ НЕ БЫЛО в РДЛ (!!!) ? Но что же получается? Они явно вкинуты, да и Вы сами на них плюете, так как не соблюдаете последовательность вопросов в диалоге: так и не ответили на мой вопрос по п. 1 РДЛ о логике, но задаете новые и еще развиваете другие тезисы. При этом Вы уже много раз не отвечали на вопросы оппонентов, уводили разговоры в сторону. Но если Вы плюете на РДЛ, то почему остальные должны ее воспринимать всерьез? Похоже, Вы этого не понимаете. Но со стороны это хорошо видно.

Ваш отклик на 7 пунктов другой диалектической логики не дал ответа по существу, а лишь высветил то, что в той хоть говорится о связи с диалектикой, а Ваша РДЛ от нее оторвана. Про это Вам уже говорили, например, используя тезис Болдачева - "Это вы назвали свою логику "диалектической", так объясните что в ней такого диалектического? " - http://www.philosophystorm.org/mp_gratchev/1209#comment-6365 Еще Вам говорили про риторику и т.д. И Вы ДО СИХ ПОР не можете объяснить, почему РДЛ диалектическая, значит, этот термин Вы использует для красного словца.

Также и термин "логика" Вы используете для красного словца. Вот уже несколько дней Вы не отвечаете на главный вопрос по п. 1 ВАШЕГО ЖЕ определения РДЛ о том, что она - логика. И не можете дать определение логики. Не знаете? Так признайтесь в том, что не знаете, что такое логика, и что прикнопили этот термин к РДЛ ради красного словца. Это для Вас уже будет лучше, так как понятно, что как только Вы приведете общепринятое определение логики, так по ее пунктам РДЛ будет разгромлена даже поверхностной критикой, пункт за пунктом. И Вам уже никогда не удастся обосновать, что РДЛ относится к логике. Особенно теперь, после "правил РДЛ". (Да и так многие уже пишут, что РДЛ - про спор, даже не про дискуссию. И это в лучшем случае. Только вопрос теперь уже о степени необоснованности и пустоты РДЛ.) ПОЭТОМУ ВЫ И УХОДИТЕ ОТ ОТВЕТА О ЛОГИКЕ.
Еще интереснее будет, если Ваше представление о логике разойдется с общепринятым. Это - пожалуйста, теперь плюрализм, но ведь Вам придется доказывать эту "новую логику".
И еще раз: если Вы не можете дать никакое определение логики, то говорить-то вообще не о чем, так как тогда Вы сами подписываетесь под то, что пропагандируете очевидную фикцию. Неужели это Вам не понятно? А вот со стороны видно хорошо.

И где ссылка на Ваше "формальная и диалектическая логика отличаются разным отношением к противоречию. При том, что для обеих логик 'логическое противоречие' есть противоречие суждений, вместе с тем, для формальной логики противоречие досадная помеха, а для диалектической логики противоречие суждений - источник развития мысли". Вы не понимаете, что если Вы не приведете ссылку на эту глупость, то ее авторство будет признано Вашим?

Мнения пользователя a_gorb, как и у Вас, основаны на игнорировании критики в адрес РДЛ, но и он не доказал, а лишь утверждает, что РДЛ диалектическая и логика. А вот обосновать это ни Вы ни он не можете, просто у Вас и у него разговоры об этом. Но это только ухудшает положение РДЛ.

А в целом время против Вас. Но Вы продолжаете увертываться от вопросов, думая, что количеством текста отписок сможете всех сбить с толку. Думаете, что вкинув новую информацию, уведете разговор от вопросов, на которые Вы не можете дать ответ.
Ну, думайте так.
А пока, со стороны видно, что РДЛ - не логика, не диалектическая, не имеет определения, основ, методологии, целей, правил, языка и т.д., является вообще не известно чем. Тогда РДЛ - это ничего, только разговоры о том, что Вы что-то разрабатываете, что не можете даже определить.

 

  Экспериментальное подтверждение 'Правила 3'  

                (Принудительность РДЛ)

Уважаемый Антон, благодарю вас за столь пристальное внимание к рассудочной диалектической логике. Если резюмировать ваше последнее подробное сообщение, то суть его сводится к иллюстрации и доказательству "Правила 3" рассудочной диалектической логики (Принудительность РДЛ).

Развитие мысли в РДЛ регулируется контекстной постановкой вопросов, оценок, императивов. Всякое нерелевантное уклонение от надлежащей связи высказываний в совместном интер- и интрасубъектном рассуждении, вызывает дополнительные уточняющие оценки, вопросы, императивы, вплоть до их разрешения.

--
М.Грачёв

Грачеву.
Какое еще третье правило РДЛ? Ведь со всем предыдущим Вы еще не разорались! Опять надеетесь уйти в строну путем вкидывания нового факта?!
Что, 2-е правило РДЛ не работает, как оказывается!
И "пристальное внимание" не к РДЛ, - и не надейтесь, просто искажения Вами моих слов надо пресекать.
А подтверждения мною 3-го правила РДЛ быть не может, не искажайте фактов, - Вы уже пытались додумывать за меня.
Подтверждения 3-го правила РДЛ быть не может, потому что нет самой РДЛ:
1. Вы не можете ответить на вопрос о логике,
2. Вы не можете объяснить п. 1 Вашей РДЛ - то, что она логика,
3. Вы не можете ответить на вопрос о диалектике.
4. Вы не можете объяснить п. 2 Вашей РДЛ - то, что она диалектическая.
Еще раз повторю вот что.
Вы не соблюдаете последовательность вопросов в диалоге: так и не ответили на вопросы по п.п. 1 и 2 в 7 пунктах РДЛ о логике и диалектике, но задаете новые и еще развиваете другие тезисы. При этом Вы уже много раз не отвечали и на вопросы оппонентов, уводили разговоры в сторону. Иными словами, Вы первый, кто плюет на РДЛ. И почему остальные должны ее воспринимать всерьез?
Вы не можете дать ссылку на Ваше "формальная и диалектическая логика отличаются разным отношением к противоречию. При том, что для обеих логик 'логическое противоречие' есть противоречие суждений, вместе с тем, для формальной логики противоречие досадная помеха, а для диалектической логики противоречие суждений - источник развития мысли". Вы не понимаете, что если Вы не приведете ссылку на эту глупость, то ее авторство будет признано Вашим?
А в целом Вы продолжаете увертываться от вопросов, думая, что количеством текста отписок сможете всех сбить с толку. Думаете, что вкинув новую информацию, уведете разговор от вопросов, на которые Вы не можете дать ответ. Так и в последнем ответе: какое там 3 правило РДЛ, если Вы ее саму определить и обосновать не можете?
Вы вообще собираетесь отвечать на вопросы?

 

      О работе правила 2 и 3 Рассудочной диалектической логики

Антон: "А 2-е правило РДЛ не работает, как оказывается!"

Как же не работает? Очень даже работает. Смотрю историю вопроса:

Последнее, на чём мы с вами остановились, было обращение моё к вам, Антон:

Антон: "Не надо додумывать за меня".
Грачёв: Теперь, Антон, и сами можете (во избежание додумывания за вас) ответить. Варианты ответа:
1.1. Да, признаю, диалектическая логика - это логика.
1.2. Нет, не признаю.
1.3. Иной вариант ответа.

Итак, Общий вопрос найден. Диалектическая логика, - это логика или не-логика, как утверждает Леонид Джахая. В Философском штурме я и Игорь Николаевич (in_bukin) пришли к согласию, что "да", действительно и прежде всего, Диалектическая логика есть логика, а не гносеология, онтология, методология, стиль рассуждения или метафора. У вас же, Антон, в запасе неограниченное время, на обдумывание своего решения, согласиться или не согласиться (принять или не принять) положение "диалектическая логика - это логика". Как надумаете отвечать, скажите. Я вас не тороплю. В случае, если вы поддерживаете статус диалектической логики как логики, то имеет смысл дальнейшее обсуждение её проблем, в противном случае продуктивный диалог будет весьма затруднительным.

Что касается "правила 2 РДЛ", то оно вполне работает. Поскольку, нет вашего ответа на общий вопрос: "диалектическая логика - это логика/не-логика?", соответственно, нет и продвижения вперед в нашем дискурсе по главному вопросу.

А так, вы вольны, помимо мною поставленного перед вами вопроса, предъявить множество любых встречных своих претензий. И здесь уже мне решать, как и в каком порядке на них отвечать. Вот хотя бы, по альтернативной логике Игоря Николаевича. Выше дано полное разъяснение, к удовлетворению автора встречных семи пунктов. Насчет последних вы, Антон, тоже поначалу вроде бы загорелись желанием их педалировать. А сейчас больше не наблюдаю к ним интереса с вашей стороны.

Согласно "правилу 3 РДЛ", ваше предыдущее сообщение получило надлежащую оценку. Разумеется, вы вольны с этой оценкой не согласиться. Только, пока вы топчетесь на месте, я продвинулся вперед - сформулировал "Три правила Рассудочной диалектической логики" и получил объективное экспериментальное подтверждение в виде вашего же текста. Хотя вы, Антон, субъективно можете и не признавать этот факт. Если предоставится возможнось - этот ваш текст можно будет проанализировать построчно на предмет подтверждения "Правила 3" рассудочной диалектической логики (Принудительность РДЛ).

Развитие мысли в РДЛ регулируется контекстной постановкой вопросов, оценок, императивов. Всякое нерелевантное уклонение от надлежащей связи высказываний в совместном интер- и интрасубъектном рассуждении, вызывает дополнительные уточняющие оценки, вопросы, императивы, вплоть до их разрешения.

--
М.Грачёв

Грачеву.
Тут мало места, ответ помещен ниже, в http://www.philosophystorm.org/mp_gratchev/1213#comment-6429

Грачеву.
Вы решили в очередной раз попытаться переложить свои проблемы с больной головы на здоровую?
Опять у Вас ничего не получилось. Более того, опять Вы не можете ответить на вопрос об обосновании п.1 РДЛ: что она - логика. Посмотрим, что Вы написали.
1) Ну и чего Вы про Джахая понаписали? Раньше Вы просто не отвечали, а сейчас искажаете факты! Во-первых, это не вопрос, и я его не обсуждал. А как Вам - мне все равно. Во-вторых, это не общий вопрос, а частный: это Вам интересно, а мне нет. В-третьих, Вы это положение выдернули откуда-то из середины диалога, - это совсем не начало. Таким образом, Вы ОПЯТЬ опровергли сразу два из трех Ваших скоропалительно придуманных правил РДЛ - не по порядку ведете рассмотрение. Да еще переврали факты!
2) И чего Вы мне вопрос об РДЛ задаете? Что за глупость? Это именно Вы утверждаете в п.1 РДЛ, что она - логика, например, здесь: http://www.philosophystorm.org/mp_gratchev/1209 . Если Вы сделали утверждение по п. 1 РДЛ, но не можете его обосновать, то, что же мне решать - что соврали Вы в п. 1 РДЛ или нет? Если обоснуете, значит, нет, если не обоснуете, значит, соврали, а что кто-то там с чем-то согласился, или нет - это не разговор. Так что вот и обосновывайте, - логика ли Ваша РДЛ, или нет. Вот и опять к основному вопросу вернулись. При этом еще укажите, что Вы под логикой понимаете, а то у Вас семь пятниц на неделе.

 

Лапидарное определение для отрицателей диалектической логики

Антон: "И чего Вы мне вопрос об РДЛ задаете?"

Здесь же, черным по белому написано:

"Нет вашего (Антона) ответа на общий вопрос: "диалектическая логика - это логика/не-логика?", соответственно, нет и продвижения вперед в нашем дискурсе по главному вопросу".

И где здесь - "...об РДЛ задаете? ". Если уж взялись за критику, Антон, то хотя бы предмет критики не теряйте. Придерживайтесь фактическому вопросу который вам задан, а не своих фантазий. Потом сами же и обижаетесь.

Что касается мотивировки появления семи тезисов о диалектической логике, то вот же они - по каждому пункту уже был дан комментарий. Привожу полностью:

http://www.philosophystorm.org/page/1201#comment-6336

                  Что такое диалектическая логика?

    1. Диалектическая логика - это логика.
    2. Диалектическая логика - логика диалектическая.
    3. Центральная идея диалектической логики: развитие мысли в рассуждении.
    4. Под мыслью понимают те же самые формы, что и в формальной логике.
    5. Источник развития мысли - противоречие суждений.
    6. Истина суть процесс и суждения не имеют заведомо предрешенных истинностных значений.
    7. Диалектическая логика полисубъектная, а формальная - монологична, моносубъектная (неявно).

                  Авторский комментарий.

В порядке описания диалектической логики, задается минимальной число характеристик для одновременного ассоциирования согласно стандартной психологической установке. Каждая характеристика диалектической логики из предъявленного списка из семи пунктов достаточно ясная. Скажем, что может быть ещё яснее, чем тавтология п.1 и п.2.

Теперь собственно комментарии к самим пунктам.

По пункту 1. Здесь вид 'диалектическая логика' подведен под родовое понятие "логика". Это лапидарное определение для тех критиков, которые не признают логический статус диалектической логики и считают, что она есть всё что угодно, только не логика. А скорее всего - дескать, она философская метафора. Среди критиков: Л.Г. Джахая, Н.Н. Непейвода, А.И. Бродский, В.И. Свинцов, В.А. , Н.И. Кондаков, К.С. Бакрадзе, В.С. Швырев.

По пункту 2. Здесь акцентируется внимание на диалектическом входе в логику. Диалектическая - значит не формальная. Другими словами, её нельзя подвести под родовое понятие формальной логики. Соответственно, для двух логик придется устанавливать понятие некоей общей логики как универсума, куда входят формальная и диалектическая логика.

По пункту 3. Отсюда можно извлечь обстоятельство, что у диалектической логики, в отличие от формальной, при общности предмета - 'рассуждение' - имеется особенность в виде "развития мысли". Тогда как классическая формальная логика рассматривает себе тождественные логические системы, в которых всё движение сводится к передаче истинностного значения от посылок к заключению.

По пункту 4. Важно отметить, что помимо общности предмета, диалектическая логика оперирует теми же истинностными логическими формами мысли, что и формальная логика (понятием, суждением, умозаключением) и добавляет свои собственные не-истинностные формы: вопросы, оценки, императивы, диалог (последний как обобщение 'умозаключения', распространяющееся на связи истинностных и не-истинностных высказываний в аргументативном рассуждении).

По пункту 5. Свою диалектическую сущность рассматриваемая логика выявляет через взаимоотношение логических противоположностей - противоречащих друг другу суждений, а именно, их одноуровневое противоречие в одно и то же время, в одном и том же смысле и отношении. Разрешение противоречия осуществляется посредством аргументации позиций, поддерживающих противоречащие суждения сторон.

По пункту 6. Разумеется, пока противоречие не разрешено, нельзя заранее сказать, какое из двух вступивших во взаимодействие суждений истинное. Это выяснится лишь по завершении процесса рассуждения. На что и указывает принцип: Истина - процесс".

По пункту 7. Естественно, противоречие суждений возникает не само по себе, и рассуждают, взаимодействуя, не сами противоположные высказывания, а их эмпирические носители - субъекты рассуждений. Явное введение субъекта рассуждения в логическую систему позволяет непротиворечиво описать структуру аргументации и вывода в диалектико-логическом рассуждении.

Так что, Антон, если вы настроены на серьезную, а не поверхностную критику, то прежде, чем задавать уже отвеченные вопросы, хотя бы прошлись по ближайшим материалам Философского штурма. Я даже не предлагаю практическое сообщество Dialectical Logic здесь: http://community.livejournal.com/dia_logic/, где вы могли бы почерпнуть много полезного из общений на предмет реальной диалектической логики.

--
М.Грачёв

Грачеву.

Да что ж Вы так и на виду у всех унижаетесь!

Можно только предполагать, как Вам омерзительно делать вид, что Вы не понимаете мой вопрос по п. 1 РДЛ, и не отвечать на него в который уж раз, да еще при всех!

Как же это должно быть унизительно хотеть взять измором, или ни мытьем так катаньем пытаться вынудить оппонентов дать желаемый ответ!

И даже просто выпрашивать согласиться, принять решение в Вашу пользу тоже унизительно!

Ну не можете доказать п. 1 РДЛ, так просто признайтесь в этом.
По всей видимости, и п. 2 РДЛ Вы доказать не можете.
И др. пункты.
Даже ссылку на противоречие так и не привели!

Так просто признайте, что Ваша РДЛ несостоятельна.

А вот унижаться не надо.

Ну а если Вы продолжите унижаться, то в следующий раз я Вам уже не буду отвечать, - мне такие собеседники не нужны.

 

       К тождеству противоположностей: формальное и диалектическое противоречие суждений

Антон: "И чего Вы мне вопрос об РДЛ задаете?"

Грачев: Здесь же, черным по белому написано: "Нет вашего (Антона) ответа на общий вопрос: "диалектическая логика - это логика/не-логика?", соответственно, нет и продвижения вперед в нашем дискурсе по главному вопросу". И где здесь - "...об РДЛ задаете? ". Если уж взялись за критику, Антон, то хотя бы предмет критики не теряйте. Придерживайтесь фактическому вопросу который вам задан, а не своих фантазий. Потом сами же и обижаетесь.

Антон: "Да что ж Вы так и на виду у всех унижаетесь! ...Как же это должно быть унизительно хотеть взять измором, или ни мытьем так катаньем пытаться вынудить оппонентов дать желаемый ответ! ...Ну не можете доказать п. 1 РДЛ, так просто признайтесь в этом. По всей видимости, и п. 2 РДЛ Вы доказать не можете. И др. пункты. Даже ссылку на противоречие так и не привели! Так просто признайте, что Ваша РДЛ несостоятельна".

"И др. пункты". — Антон, это вы говорите о семи пунктах тезисов "Что такое диалектика", авторский комментарий к которым размещен выше? Читаю эти семь пунктов:

                  Что такое диалектическая логика?

      1. Диалектическая логика - это логика.
      2. Диалектическая логика - логика диалектическая.
      3. Центральная идея диалектической логики: развитие мысли в рассуждении.
      4. Под мыслью понимают те же самые формы, что и в формальной логике.
      5. Источник развития мысли - противоречие суждений.
      6. Истина суть процесс и суждения не имеют заведомо предрешенных истинностных значений.
      7. Диалектическая логика полисубъектная, а формальная - монологична, моносубъектная (неявно).

Обратите внимание, Антон, написано по-русски (пункт1): "Диалектическая логика - это логика". Объясняю по слогам, диалектическая логика - это "ДЛ", а не "РДЛ" (рассудочная диалектическая логика). При таком положении, рассудочная диалектическая логика - это вид диалектической логики. И если вы признаете, что диалектическая логика (ДЛ) есть логика, то, соответственно, и РДЛ тоже логика, хотя бы по названию.

Что до самой РДЛ, то она идёт уже вторым вопросом. Будет тем частным вопросом, переход к которому возможен после вашего ответа на более общий вопрос: "диалектическая логика - это логика/не-логика?" На него-то, вы на протяжении многих ротаций постоянно натыкаетесь. Что наглядно подтверждает прописи 'правила 2 РДЛ': "Нельзя разрешить частные вопросы без предварительного решения общих. В противном случае, будете постоянно натыкаться на эти общие вопросы".

Пока, Антон, топчетесь на месте, мною сформулированы три правила рассудочной диалектической логики, разъяснены по пунктам семь тезисов "Что такое диалектика". Что касается ссылки на противоречие, то она здесь на Философском штурме на месте, никуда отсюда не делась:

http://www.philosophystorm.org/node/1183#comment-6116

            Разрешение противоречия суждений средствами аргументации

48,29 КБ

© Грачёв М.П. MindMaps-10. Разрешение противоречия суждений (17.05.2008) http://community.livejournal.com/dia_logic/51199.html

--
М.Грачёв

Грачеву.

Опять выкручиваетесь, и снова неудачно.
Но теперь уже Вы однозначно подтвердили мой тезис о том, что Вам приходится унижаться, делать вид, что Вы не понимаете вопрос по п. 1 о РДЛ, и не отвечать на него в который уж раз, да еще при всех (http://www.philosophystorm.org/mp_gratchev/1213#comment-6437 ).

Доказать, что РДЛ - это логика, причем вне зависимости от того, РДЛ в составе ли ДЛ, или нет, Вы так и не можете, только и делаете, что глупо и униженно увиливаете от ответа.

И Вы решили, от полной уже безысходности, сыграть на различии ДЛ и РДЛ (теперь у Вас - "рассудочная диалектическая логика - это вид диалектической логики")?
Но тут Вы сами себе яму вырыли: это передергивание, которое очень симптоматично, я давно ждал, - рано или поздно Вы должны были к нему прибегнуть. А это очень яркий пример, который ОЧЕНЬ показателен для всех.

1) Не надо отказываться от своих слов - это, как было сказано в "17 мгновениях весны", дурно пахнет.
Вы уже давно (для красного словца) в Ваших текстах пишете об РДЛ как о ДЛ, и наоборот. Но, главное, это Ваши слова после "Авторского комментария" (до обсуждения тезиса Болдачева): "Вот такую из семи пунктов, претендующую на ясность формулировку, я предложил бы относительно рассудочной диалектической логики" в http://community.livejournal.com/dia_logic/98981.html#cutid1
Кстати, это Вы там хорошо отдуплились: "О вкладе Гегеля и диамата в рассудочную диалектическую логику" - это всех должно повеселить. Сами-то поняли, что написали?
Итак, обсужденные 7 пунктов относится, по Вашим же словам, к РДЛ - Вы ясно, черным по белому, это написали. Чего же теперь отказываетесь от своих слов, передергиваете их???
Можно привести и другие цитаты из Ваших комментариев.
Можно обратить внимание на п. 7: "Диалектическая логика полисубъектная" - а полисубъектность Вы приписали именно РДЛ.
Да и то, что РДЛ - вид ДЛ, говорит о том, что все эти 7 пунктов относятся к РДЛ полностью (не смогли даже этого просчитать, когда стали выкручиваться!).
И т.д.
Фактов много.

2) К тому же имеет место следующее.
Во-первых, если, как Вы пишете, "рассудочная диалектическая логика - это вид диалектической логики", то Вы все равно должны доказать, что РДЛ - логика, причем в том смысле, что переведение ДЛ в рассудочную плоскость, "делание ее рассудочной" не исключает статус логики.
Во-вторых, с другой стороны, если РДЛ - это вид ДЛ, то Вы должны доказать еще больше:
а) что ДЛ - логика, а не просто это писать и потом на это ссылаться, - это стандартная низкопробная подтасовка,
б) что РДЛ - это вид ДЛ, это очень принципиально. А тут у Вас без доказательства 7 пунктов Вашей ДЛ вообще ничего не получится, так что опять надо доказывать, что ДЛ - логика, и еще 7 пунктов, и еще, что РДЛ - ее вид,
и, что самое интересное, все равно надо доказывать
в) что РДЛ - логика в смысле все признанной логики, а вот тут со своими императивами и вопросами по многим пунктам сразу пролетите.
В-третьих, есть еще методологические и содержательные аспекты. Но говорить еще и про это - тратить время на Вас - я не собираюсь.

Итак, Вы сами предложили 7 пунктов, которые по-любому присущи РДЛ, и опять не доказали, что РДЛ - логика, причем вне зависимости - в составе ли она ДЛ, или нет.

Вы продолжаете делать вид, что Вы не понимаете вопрос, и не отвечаете на него в который уж раз, да еще при всех.

Поэтому, как я написал выше ( http://www.philosophystorm.org/mp_gratchev/1213#comment-6437 ), теперь я Вам уже не буду отвечать, - мне такие собеседники не нужны.

Однако я оставляю за собой право на то, чтобы давать ссылку на этот или предыдущий свой комментарий после тех или иных Ваших пассажей, когда сочту это нужным, чтобы люди знали а) где и как Вы передергиваете факты, б) что РДЛ не обоснованна и пустышка.

 

Тестирование Рассудочной диалектической логики в режиме тотального её отрицания


Раздел А. Фактическая канва собеседования.

Антон: "И чего Вы мне вопрос об РДЛ задаете?"

Грачев: Здесь же, черным по белому написано: "Нет вашего (Антона) ответа на общий вопрос: "диалектическая логика - это логика/не-логика?", соответственно, нет и продвижения вперед в нашем дискурсе по главному вопросу". И где здесь - "...об РДЛ задаете? ". Если уж взялись за критику, Антон, то хотя бы предмет критики не теряйте. Придерживайтесь фактическому вопросу который вам задан, а не своих фантазий. Потом сами же и обижаетесь.

Антон: "...Ну не можете доказать п. 1 РДЛ, так просто признайтесь в этом. По всей видимости, и п. 2 РДЛ Вы доказать не можете. И др. пункты. Даже ссылку на противоречие так и не привели! Так просто признайте, что Ваша РДЛ несостоятельна".

Грачев: Обратите внимание, Антон, написано по-русски (пункт1): "Диалектическая логика - это логика". Объясняю по слогам, диалектическая логика - это "ДЛ", а не "РДЛ" (рассудочная диалектическая логика). При таком положении, рассудочная диалектическая логика - это вид диалектической логики. И если вы признаете, что диалектическая логика (ДЛ) есть логика, то, соответственно, и РДЛ тоже логика, хотя бы по названию.

Антон: "Вы уже давно (для красного словца) в Ваших текстах пишете об РДЛ как о ДЛ, и наоборот".

 

Раздел Б. Комментарий к последней реплике собеседника (покрытого*). Так это вы, Антон, (гипотеза) давно следите за развитием РДЛ и высказываете соображения про то, что и как, по вашему мнению пишет Грачев. Вот и в заголовке я пишу: "Тестирование Рассудочной диалектической логики в режиме тотального её отрицания". Только вы-то не Грачев, а Антон, или как вас там "по батюшке". И ваша задача сделать первоначальный выбор, как прописал логик Буридан, - выбор между двумя охапками сена, то бишь, между двумя позициями:

            а) Диалектическая логика - это логика.

            б) Диалектическая логика - не логика.

Очевидно, РДЛ вы отрицаете. Но из отрицания вами рассудочной диалектической логики, совсем не следует обязательность отрицания самой ДЛ (диалектической логики). Возможно, у вас есть свой образ диалектической логики - образ, который пока скрыт от взора участников Философского штурма.

Раздел В. Дополнительные соображения о предмете диалектической логики и примеры (контрпримеры). Конечно, было бы неверным обобщение и огульное утверждение, что мол никто не знает, что она такое эта диалектическая логика. Само слово "никто" предполагает индивидуальное знание. Контрпример индивидуального знания: Владимир Семёнов считает, что "Диалектическая логика в принципе одна - это логика диалектического субстанциализма Платона-Гегеля". Хотя ни Платон, ни Гегель термин диалектическая логика не употребляли и Владимир Семёнов просто модернизирует взгляды Платона и Гегеля под свои собственные идеи, выдвигая версию диалектической логики, как логики объектной (логики вещей, субстанции), а не собственно логики как знания о рассуждениях. Есть ещё диаматовская версия диалектической логики. В диамате, "диалектическая логика - это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления" (БСЭ).

Поэтому я и спрашиваю вас, Антон, о Диалектической логике (ДЛ), а не о Рассудочной диалектической логике (РДЛ). Не тороплю с вашим выбором.

 


 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку