Православные иконы |
На этих русских православных иконах мы видим совершенно необъяснимые, с точки зрения православного канона, жесты. В каноне допускалось только три вида сложения перст: 1) троеперстие (используемое в обрядах); 2) двуперстное знамение (используемое в иконописи и старообрядцами); сложение перст в виде первых букв имени Христа ICXC (используемое в иконописи и священниками для благословления верующих).
Первая икона "Спас Вседержитель" рубежа 13-14 веков (из собрания Эрмитажа), которую мы здесь видим, написана неизвестным мастером на северной окраине Руси. на первый взгляд может показаться, что мастер был малограмотен (хотя вышеупомянутый канон сложения перст был известен любой крестьянке, а иконописцы, наряду с зодчими и иноками, представляли в тот период один из образованнейших слоёв общества).
Вторая икона 14 века "Преображение" (из коллекции Третьяковской галереи) - произведение школы Феофана Грека, одного из трёх самых знаменитых иконописцев Древней Руси, учителя Андрея Рублёва. На ней мы видим точно такой же жест правой руки Спасителя, как и на предыдущей.
На новгородской иконе 14 века "Отечество" (Третьяковская галерея) можно видеть уже иной жест, но также не имеющий отношения к православному канону.
На этом индийском бюсте Лакулисы (шиваитского проповедника) мы можем видеть так называемые "мудры" йогов. Это особые жесты (сложения пальцев) используемые йогами для физического и душевного самосовершенствования и медитаций. Таких жестов в йоге более сотни. Пальцы правой руки сложены в виде "мудры Земли", используемой для лечения разнообразных заболеваний и достижения психической устойчивости. (Государственный Эрмитаж, зал № 370).
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |