-Рубрики

 -Приложения

  • Перейти к приложению Открытки ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Перейти к приложению Я - фотограф Я - фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо
  • ТоррНАДО - торрент-трекер для блоговТоррНАДО - торрент-трекер для блогов
  • Музыкальный плеер
  • Перейти к приложению Редактор фотографий Редактор фотографийРедактор фотографий и изображений для быстрой обработки и сохранения. Возможности включают в себя: изменения размера, обрезка, наложение некоторых эффектов, улучшение качества изображения.

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 30.09.2010
Записей: 1537
Комментариев: 755
Написано: 2432


Кельтские боги

Среда, 06 Октября 2010 г. 14:13 + в цитатник
Как полагают исследователи, каждое кельтское племя имело своих богов и свои культы. Однако при этом, существовал и общекельтский пантеон, состоящий из множества основных богов, происходящих из общего мифологического источника. Очевидно, что иерархия в духовном мире была отражением борьбы между последовательными генерациями богов, доминировавших в универсуме, начиная с первобытного хаоса до появления порядка, сохранение которого было гарантировано превосходством верховных божеств над всеми остальными. Отношения между богами напоминали отношения между "клиентами" и покровителями в человеческом обществе.
Из письменных источников, в основном, из описаний Цезаря, известно около 400 имен кельтских богов и богинь. К сожалению, при их перечислении, он привел только их римские имена. Первый из них – Меркурий, наиболее сильный и могучий. Исследователи связывают его с галльским именем Луг. Затем идут Аполлон, устраняющий болезни, Миневра, отвечающая за искусства и ремесла, Юпитер, правитель небес, и Марс, покровитель войны. По мнению ученых, все эти божества соответствуют основным категориям индоевропейской системы: священное (Юпитер), война (Марс) и плодородие (Аполлон и Миневра). В некоторых обрывочных текстах упоминаются четыре кельтских божества, которым приносились жертвы. Это Тевтатес, Эзуc, Лугус и Таранис. Женские божества имели имена Росметра, Нантосвелта, Сирона, Неметона.


Статуэтка бога с шейной гривной и
эмблемой кабана. Верхняя Марна (Франция).
Музей Сен-Жермен-Ан-Ле.

Богиня-мать почиталась в трех областях: в Провансе, на Пиренеях, и в Ирландии, где были сильны матриархальные пережитки. Богиня Эпона – покровительница лошадей – почиталась в Галлии, северной Италии и Британии. Верховный бог в кельтском пантеоне был покровителем дорог, купцов, искусства и техники.
В Южной и Средней Франции боги изображались в позе Будды, иногда с двумя или тремя головами. Известны изображения галльского бога Цернуноса с оленьими рогами. Другая группа изображений – боги с колесом и молотом или змеей. В римское время боги приобретают антропоморфный облик. Кельты почитали горы, леса, деревья, из животных – часто встречаются баран, собака, змея.


Изображение бога на внутренней
пластине котла из Гундесрупа.
Национальный музей в Копенгагене. Швеция.


Двухголовое существо. Фигура, найденная в кельто-лигурийском
святилище Рокепертюз. V в. до н.э.
Средиземноморский археологический музей в Марселе.
Франция.


Внутренняя пластина котла из Гундесрупа.
Национальный музей в Копенгагене. Швеция.

Наиболее ранние изображения божеств относятся к V в. до н.э. Примерно все они были заимствованы из восточного репертуара, который был в то время необычайно популярен в Северной Италии. Это касается дерева жизни (пальметта) и его неотъемлемых спутников: птиц, козлов, грифонов, змей. Как известно, в раннем латене было очень частым изображение мужской головы, обычно с бородой и усами, в сочетании с пальметтой или ее кельтским аналогом в виде двух листьев омелы. Эти мотивы присутствовали везде – начиная с масковидных фибул и кончая украшениями повозок и церемониальных кувшинов для вина.


Кельтский столб из песчаника.
Высота – 148 см. Пфальцфельд.
Германия. (по Я. Филипу 1961)

Чисто кельтским изобретением является образ коня с человеческой головой, впервые зафиксированный на винном кувшине, происходящем из Рейнской области. Несколько столетий спустя этот образ появится на армориканских монетах, иногда в сочетании с повозкой, "котлом изобилия" или птицей, напоминающей ворона.


Бронзовый кувшин, 2 бронзовых блюда
и рога для вина из Рейнхейма.
Музей г. Саарбрюкен.

На боевых горнах можно встретить изображение головы вепря, чей рык должен был, по-видимому, обратить врага в ужас. Вепрь, в целом, является одним из любимых образов в кельтском искусстве. Его компаньонами были грифон и/или змееподобное существо, часто встречающиеся на ножнах мечей. Почти тысячу лет спустя, в одном уэльском тексте встретится упоминание о двух золотых змеях, выгравированных на легендарном мече короля Артура, которые сделали меч необычайно крепким.


Бронзовая фигурка кабана из оппидума Монт Беврей.
Музей де-ла-Порт-де-Кру. Невер. Франция.

Кельтская иконография часто подчеркивает символизм триады. Он проявлялся в троице основных богов, встречались также боги, изображенные с тремя головами.


Изображение чудовища из г. Нев. III в. до н.э.
Департамент Буш-дю-Рон.
Музей Кальве в Авиньоне. Франция.

Серия сообщений "Все о Кельтах, Друидах - Галлы - Французы":
Часть 1 - Кельты - как это было
Часть 2 - Кельтские боги
Часть 3 - Ритуалы друидов
Часть 4 - Дольмены Бретании
...
Часть 16 - Древние народы: Кельты
Часть 17 - Жертвоприношения друидов
Часть 18 - Без заголовка

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку