Собственно, творение сие выросло из одного очень интересного вопроса: "Почему люди, не имеющие предрасположенности (или навыков) к работе с детьми и коллективом идут работать в школу?"
Размышлений на эту тему у меня много, ибо сама училась и учила.
Преподаватели бывают разные. Чтоб было более понятно, делю их на два типа: хорошие и не очень.
Сначала несколько слов о хороших преподавателях исключительно в целях сравнения. ибо такие учителя не нуждаются ни в критике ни в изучении. Они просто есть, за что им огромное спасибо.
Итак, хороший учитель добр, отзывчив, компетентен, справедлив и _вмеру_ строг. Он больше напоминает хорошего друга, который может чем-то помочь, чему-то научить и что-то объяснить СВЕРХ ПРОГРАММЫ.
Как правило, такие качества характера преподавателя и обеспечивают нужную мотивацию, являющуюся своего рода ответной реакцией ученика. Плюс приятное общение, хорошие отношения и всё к этому прилагающееся. И всё это потому, что эти люди не считают нужным подавлять обыкновнные человеческие эмоции.
Не очень хороший учитель может прекрасно давать материал, но всилу особенностей своего характера, принципов или других причин не переходить некую грань в общении с учениками.
Сразу добавлю, что панибратство тоже не делает учителя "хорошим". Развязное поведение и учитель - понятия несовместимые. Учитель может быть крайне вежливым, обращаться к ученику на "вы" и при этом оставаться любимым преподавателем у многих.
Почему же появляются педагоги, про которых говорят "он не учитель, а преподаватель"?
Прежде всего уясним разницу, без которой этого выражения не понять:
Учитель учит. Учит (и успевает научить) всему, а не только тому, что задано школьной программой. Он может подсказать выход из сложной ситуации, дать хороший совет или просто поддержать.
Преподаватель же (препо)даёт какой - либо предмет. Его задача - изложение и объяснение материала, часто довольно монотонное.
Итак, о преподавателях. Такой человек ставит правила выше человека. Казалось бы, что мешает ему идти на контакт с учениками и быть более открытым? Слова "неэтично" и "непедагогично". Правила, правила и ещё раз правила. Нормы, которые данный человек, может и неосознанно, усвоил.
Но что так задевает нас, учеников? Ответ снова прост. Нам не хватает душевности. В конце концов, в школе нас считают детьми, а какому ребёнку понравится бесстрастная маска?