Америка начинает новую охоту за русскими мозгами |
Студенты из РФ смогут получить гражданство США просто по факту получения там высшего образования
Американские власти готовы предоставлять свое гражданство уже не просто лучшим из лучших, а просто всем, кто решил получить образование в США и остаться в этой стране, чтобы работать на ее благо. Такое до некоторой степени революционное заявление сделал Барак Обама, выступая на днях с традиционным обращением к парламенту. Америке необходим закон, который позволит иностранцам, «приносящим пользу Соединенным Штатам, заработать американское гражданство», считает он. Если Конгресс разработает такой закон, президент подпишет его немедленно, сообщают СМИ и добавляют: едва ли не главной пострадавшей от нового закона станет Россия.
Велик соблазн, что называется, с лету назвать это наглостью и вмешательством во внутренние дела, однако любое государство ведь вправе самостоятельно определять свою миграционную политику. Вот наш премьер и кандидат на пост президента Владимир Путин в своей недавней статье предложил ужесточить правила миграции (и с ним в этом вопросе сложно поспорить), а Обама, напротив, готов широко раскрыть звездно-полосатые двери: милости просим, только извольте образование наше получить, устроиться на работу и тогда уж получить гражданство. Так что формально не прикопаешься, однако не нужно быть и законченным конспирологом, чтобы не понять, в сторону какой именно страны прежде всего адресован обамовский «месседж». Не иначе как страны, которая и ранее, и до сих пор со вздохом отпускала за океан светлейшие умы, которые делали состояние тамошним IT-магнатам, и оставлявшей себе при этом лишь право на разговоры про модернизацию.
Нужно честно посмотреть на ситуацию. В случае, если идея Барака Обамы найдет отклик в Сенате и превратится в закон, то совершенно очевидно, что немалое количество российских выпускников средних школ предпочтет российскому высшему образованию американское, которое с куда большей вероятностью позволит сделать успешную карьеру в Штатах. Печальный факт, который признают профессора технических вузов: конкурсы в те же МФТИ, Бауманку и на естественные факультеты МГУ держатся на приличном уровне, от желающих каждый год отбоя нет, средний балл ЕГЭ в МФТИ – под 90. А все во имя чего? Чтобы вести российскую науку (а с ней – и экономику, кстати) к новым высотам? Есть, конечно, и такие альтруисты, но их – чайная ложка в бочке тех, кто терпит жесткое сито вступительных экзаменов и сессий во имя карьеры где-нибудь в штаб-квартире IBM, Microsoft, Apple или Google.
И противопоставить этому, похоже, нечего. Да и нет такой воли у нашей власти. И Владимир Путин, и Дмитрий Медведев выступая в Татьянин день перед студентами соответственно Томского политехнического университета и МГУ, заявили о том, что препятствовать выезду молодежи «за длинным долларом» не будут. «Если есть желание уехать – езжайте», – прямо заявил внимавшим ему студентам журфака Дмитрий Медведев. При этом, правда, глава государства попробовал смягчить акцент, указав, что, мол, он и сам одно время терзался искушением уехать из России в США и построить там прекрасную карьеру юриста (!), но все же патриотическое чувство возобладало. Трогательный пример, но вряд ли убедительный.
Особенно когда на один лишь патриотизм молодых власти в этом случае и остается уповать...
Свой рецепт решения непростой проблемы массовой утечки мозгов в беседе с обозревателем KM.RU представил член-корреспондент РАО, директор Московского института развития образовательных систем, кандидат педагогических наук Александр Абрамов:
– Американцы, надо сказать, действуют грамотно, и это – очень серьезный вызов, очень серьезный шаг Белого дома с точки зрения обеспечения интересов США. И можно предположить, что американцы действительно будут проводить серьезный отбор наших способных школьников, сами приглашать их к себе для получения образования. Так что недооценивать такие заявления я бы не стал.
Но, независимо от того, угрожает ли России утечка мозгов или нет, в стране должна быть создана принципиально иная ситуация в образовании, должен быть проведен серьезный и честный анализ существующей системы, приняты соответствующие меры. Существующая политика в образовании, проводимая Фурсенко, должна быть, конечно, пересмотрена. Нам нужен принципиально новый курс.
На одном лишь воспитании патриотизма тут не уедешь. Как говорил Владимир Ильич, не нужно агитировать за советскую власть, а нужно сделать так, чтобы каждый сам мог вскочить с места и спросить, что он может сделать для советской власти. И здесь – ровно та же ситуация. Должны быть созданы условия, когда людям и интересно, и комфортно поднимать свою Родину, когда есть понимание, что это действительно нужно для развития страны. Каких-то определенных простых рецептов тут быть не может, но, по сути, вся проблема упирается в отсутствие идей исторического прорыва России по всем параметрам.
И в отдельно взятой системе образования эту проблему не решить: ведь речь, по сути, идет о проблеме исторической судьбы России. Следовательно, должны быть определены и применены очень серьезные меры стимулирования общественной и профессиональной активности, но тут уже надо говорить, вероятно, о качественно ином политическом курсе.
А что делается сейчас? Давайте сопоставим это заявление Обамы с документом, который вышел у нас вчера и называется «Концепция работы с одаренными школьниками» (ознакомиться с ним можно в Интернете). Документ этот абсолютно позорный, он, по сути, представляет собой перечень мероприятий по освоению бюджетных денег, но это – никак не программа действий по развитию способностей школьников. Так что просто давайте сопоставим эти два факта – выступление американского президента и нашу «программу», – и просто поймем наконец, что нам нужна принципиально иная образовательная политика.
Это может стать импульсом, о чем и я, и мои коллеги говорим уже лет 10, наверное. В существующей сейчас модели школа фактически осталась без должного присмотра, контроля. Создание отдельного ведомства по среднему образованию может стать импульсом, но надо для начала хотя бы найти такого министра, который действительно болеет за дело поднятия уровня школы и является при этом высококлассным профессионалом. Нужно очертить круг обязанностей и рамки ответственности в этом министерстве, а по существу нужно набирать все ведомство с нуля, поскольку весь пул профессионалов был просто разгромлен за годы существования нынешней системы.
Рубрики: | ОБРАЗОВАНИЕ |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |