-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в metronus

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 1) Сверхъестественное

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 27.09.2013
Записей: 24
Комментариев: 28
Написано: 214


Модные всадники

Четверг, 12 Декабря 2019 г. 16:37 + в цитатник

Модные всадники

Пасти коров и сражаться с койотами: как одежда для фермеров покорила весь мир. Фото: Todd Williamson

Шляпа-стетсон, сапоги, клетчатая рубашка, джинсы, музыка кантри, родео, лассо — всем этим мы так или иначе обязаны американским перегонщикам скота, создавшим уникальную субкультуру. «Лента.ру» вспомнила, кто такие ковбои, как они стали символами США и какое влияние оказали на моду.

30 лет, которые потрясли мир

Слово «ковбой», происходящее от сочетаний английских слов «мальчик» и «корова», появилось еще в XVIII веке в Англии. Так называли маленьких пастухов, который следили за родительским или общественным скотом. При этом для обозначения взрослого пастуха использовали термин cowherd — одно из древнейших английских слов, существовавшее в языке еще до норманнского завоевания. Однако привычное нам значение американского перегонщика скота оно приобрело лишь во второй половине XIX века. Более того, ковбои в их классическим виде существовали всего лишь 30 лет — с середины 1860-х по середину 1890-х годов.

Расцвет ковбоев был связан с особенностью экономики западных штатов, вошедших в состав США после войны с Мексикой в 1846-48 годах. Тогда на территории бывших мексиканских владений Новой Мексики и Верхней Калифорнии были образованы штаты Нью-Мексико, Аризона, Невада, Калифорния и Юта, а Техас вошел в состав США за год до войны. Собственно, аннексия Техаса и стала спусковым крючком, начавшим войну. В результате завоеваний Соединенные Штаты получили огромные малоосвоенные территории, где не было ни крупных городов, ни железных дорог, ни фабрик, ни даже большого населения.

У конных пастухов-вакеро ковбои переняли шляпы, кожаные чехлы чапас на штанах и характерные жилетки. «Вакеро за работой», Верхняя Калифорния, Мексика, 1830-е годы

Большую часть денег ковбои зарабатывали в период перегона скота. В остальное время они либо нанимались на фермы за еду и кров, либо слонялись без дела, пропивая и проигрывая деньги в покер. «Вошли без стука», Чарльз М. Рассел, 1909 год

Многие ковбои впоследствии стали журналистами, актерами, писателями и художниками, воспев свой образ жизни. Одним из них был художник Чарльз Марион Рассел, написавший более 270 картин о жизни Дикого Запада

Расцвет ковбоев пришелся на эпоху так называемых «индейских войн», поэтому конфликты с индейцами, в том числе и вооруженные, были постоянными спутниками ковбойской жизни

При этом ковбои и индейцы оказывали друг на друга определенное влияние. Например, вакеро переняли у индейцев бахрому на одежде, а некоторые индейцы начали носить стетсон. «Вооруженное гостеприимство», Фредерик С. Ремингтон, 1908 год

По мере того как железные дороги связывали восток США с западным побережьем, перегоны скота становились все короче. Постепенно на смену перегонам с запада на восток пришло движение с севера на юг, пока в конце XIX века необходимость в этом не пропала окончательно

Бескрайние степи, пустыни и горные ущелья населяли лишь индейцы да небольшие группы мексиканцев. В новые штаты тут же устремились переселенцы, которые многое переняли в культурном плане у местных жителей. Кухня, одежда, музыка юго-запада формировалась под колоссальным влиянием населявших эту территорию новых испаноязычных граждан США. Одним из мексиканских феноменов, который быстро американизировался, стали вакеро — перегонщики скота.

Эти конные пастухи возникли в Испании в Средние века. Из-за засушливого климата и скудной растительности вакеро приходилось в поисках травы перегонять стада быков на большие расстояния. Зачастую выпас происходил в сотнях километров от ранчо хозяина стада или места продажи скота. Все это сформировало особый тип пастуха — живущего под открытым небом искателя приключений, прекрасного наездника и воина, готового с оружием в руках защищать стадо. На огромных засушливых равнинах Северной Мексики вакеро прижились едва ли не лучше, чем в Испании, а после присоединения этих земель к США вакеро трансформировались в ковбоев.

В условиях недостатка покупателей на скот на западе страны стада нужно было перемещать на восток. Отсутствие железных дорог заставляло пастухов гнать стада на продажу своим ходом. Но для того, чтобы перегнать стадо, его сначала нужно было сформировать, ведь в отличие от восточных штатов, где выпас скота происходил на огороженных территориях, на западе быков выпускали прямо в прерии, на свободный выпас.

Ковбои должны были клеймить молодых бычков, охранять территорию выпаса, знать, где чьи быки пасутся, собирать стадо и отгонять его на продажу. Порой во время перегона ковбоям приходилось преодолевать более тысячи миль до ближайшей железнодорожной станции. Суровый быт и тяжелый труд сформировали особый стиль жизни, который в США называют «вестерн», а в России — «ковбойским».

Работа прежде всего

Практически все атрибуты вестерн-культуры так или иначе связаны с особенностями ковбойского труда. Владение лассо — с необходимостью отлавливать бычков для нанесения клейма. Родео — с необходимостью объезжать диких мустангов. Меткая стрельба — с регулярными стычками с индейцами и угонщиками скота.

Даже музыка в стиле кантри во многом вышла из ковбойских баллад, которые служили для переклички — охраняя стадо ночью, ковбои пели их вместе: один исполнял первый куплет, другой — подхватывал второй. Таким образом ковбои могли легко вычислить в темноте чужака, а заодно не отъезжали друг от друга на слишком большое расстояние.

Естественно, одежда ковбоя тоже была полностью подчинена функциональности. На шею повязывали платок, которым можно было укрыть лицо во время пыльной бури. На простые рабочие штаны из грубой ткани натягивали кожаные чехлы чапас (другое название — чапарахас), защищавшие от колючек. Первоначально вместо ремней ковбои носили подтяжки, не мешавшие при верховой езде.

Джон Уэйн в фильме «Дилижанс» 1939 года. Этот фильм был показан в Советском Союзе под названием «Путешествие будет опасным». Уэйн предстает в образе классического обитателя Запада: стетсон, брюки на подтяжках, шейный платок и рубашка без рукавов

Клинт Иствуд в фильме «Хороший, плохой, злой» 1966 года. Иствуд в раннем варианте стетсона, пончо, безрукавке из овчины и рубашке. Характерный пояс с крупными пряжками ковбои использовали в основном для ношения пистолетов большого калибра

Джон Войт в фильме 1969 года «Полуночный ковбой» сыграл простодушного техасца, который мечтает о легкой жизни в Нью-Йорке, но одевается как ковбой. Бахрома на кожаной куртке, черный «десятигаллонный» стетсон с загнутыми полями и ковбойские сапоги

В фильме «Харлей Дэвидсон и ковбой Мальборо» 1991 года Микки Рурк и Дон Джонсон представляют два архетипа жителя Запада США — байкера и ковбоя. Джонсон одевается как типичный ковбой XX века, его образ включает такие нехарактерные для классического пастуха прошлого черты, как рубашка с карманами, ремень с пряжкой и джинсы

Перчатки из грубой козлиной кожи должны были защищать кожу на руках во время работы с лассо. Позже для защиты запястий в обиход вошли кожаные манжеты на рукавах. Так как первоначально рубашки ковбоев были лишены карманов, поверх них надевали кожаные жилетки с карманами, в которых хранили все необходимое. В холодное время года и на пастбищах, расположенных в горах, для утепления использовали пончо. По бахроме на рукавах и штанинах быстрее стекали капли, благодаря чему одежда быстрее сохла.

Как и любые другие всадники, ковбои носили сапоги на каблуках с высоким голенищем. Сапоги были без шнуровки и застежек и при этом должны были крепко сидеть на ногах, поэтому голенище делалось очень узким, так что надеть и снять сапоги было непросто.

Но главной отличительной чертой ковбоев стала шляпа. Первоначально ковбои унаследовали от вакеро сомбреро, однако их вытеснили шляпы, придуманные Джоном Б. Стетсоном. В 1865 году он разработал войлочную шляпу с низкой тульей и гибкими полями. Модель получила название Boss of the Plains — «Хозяин равнин». Она быстро стала самой популярной шляпой на Западе. Шляпу носили ковбои и индейцы, мексиканцы и чернокожие, она стала частью военной формы американских кавалеристов, техасских рейнджеров и канадских конных полицейских.

Вариации на тему

Со временем имя «стетсон» стало нарицательным для ковбойской шляпы. Компания Стетсона выпускала более 3,3 миллиона шляп в год, постоянно предлагая новые варианты. Тулья становилась выше, поля — шире и гибче. Одним из самых известных видов стала так называемая «десятигаллонная шляпа», особенно популярная в Техасе. Она отличалась увеличенной тульей, объем которой, однако, не достигал и галлона (3,78 литра). Вероятно, свое название она получила от испанских слов «tan galan» — «такая красивая».

«Десятигалонный» стетсон появился уже в XX веке. Он быстро стал популярным в Голливуде, поэтому для большинства именно этот тип ковбойской шляпы кажется каноническим. Однако во времена расцвета Дикого Запада ковбои носили более простые стетсоны — вроде того, в котором появляется в фильме «Хороший, плохой, злой» герой Клинта Иствуда.

Лидеры США и СССР Рональд Рейган и Михаил Горбачев в ковбойских шляпах на ранчо Рейгана в Калифорнии. Нагрудные карманы рубашки президента США — изобретение XX века, позволившее отказаться от жилетки

Губернатор штата Техас Джордж Буш-младший во время президентской кампании 2000 года. Буш-младший, как и многие успешные техасцы, часто появлялся на публике в ковбойской шляпе, подчеркивая связь с историей штата

Дональд Трамп в стетсоне, выпущенном компанией Stetson, во время встречи с американскими производителями в Белом доме

Несмотря на расхожий образ белого ковбоя, среди них было немало чернокожих, которые не могли найти другую работу. Президент США Барак Обама во время предвыборной кампании в Остине, штат Техас, 2007 год

Техасцы так гордятся своим ковбойским прошлым, что даже на Гран-при США Формулы-1, который проходит в Остине, вручили победителю и призерам на кепки, а стетсоны

Еще одной неотъемлемой частью ковбойского образа, появившейся уже после заката ковбойской эпохи, стали джинсы. Созданные Лейбом Штрауссом, сменившем в эмиграции имя на Ливай Страусс, рабочие штаны из денима первоначально шились для золотодобытчиков Калифорнии. Им нужна была крепкая рабочая одежда, а денег у них водилось побольше, чем у нищих ковбоев.

Однако в XX веке многие жители юго-запада, так или иначе связанные с фермерским трудом, по достоинству оценили новое изобретение. К 1940-м годам джинсы стали столь популярными среди современных ковбоев, что производитель одежды Blue Bell Overall Co. запустила в 1946 году бренд джинсов Wrangler, предназначенный специально для них.

Новые джинсы с самого начала были разработаны с учетом потребностей ковбоев. В них были отделения для монет, заклепки на задних карманах были сглажены, чтобы не царапать дорогое седло, а также использовалась особенная саржа (плетение ткани), благодаря которой брючины не закручивались вокруг ног ковбоя при работе в седле. Собственно, само слово Wrangler на Западе использовалось для обозначения пастуха, что отражало характер типичного ковбоя. Ведь изначально wrangler — это «спорщик, крикун, несговорчивый человек».

Смерть и бессмертие

Классических ковбоев убил рост населения Запада и строительство железных дорог. Первое привело к концу свободного выпаса скота, который был запрещен в большинстве штатов до конца XIX века. Теперь ранчеро должен был пасти своих быков на частных огороженных землях. Ну, а появление железных дорог сделало ненужными перегоны скота на длинные дистанции. Ковбои превратились в обычных наемных работников, трудившихся на чужих фермах. Им уже не приходилось жить в степи, сражаться с индейцами и койотами.

Однако романтика времен Дикого Запада оказалась чрезвычайно привлекательной для Голливуда, и уже в 1920-е годы фильмы про отважных ковбоев и кровожадных индейцев стали весьма популярны у зрителей. Такие фильмы получили название «вестерн». Они вышли из приключенческих романов о завоевании, а затем и освоении Запада. Сюжет в любом классическом вестерне, как правило, крутится вокруг героя-бродяги, стрелка или ковбоя, который в одиночку преодолевает трудности и в финале расправляется со всеми врагами.

Одежду в ковбойском стиле часто надевают на концерты даже далекие от кантри и вестерн-культуры исполнители. Мадонна и Майли Сайрус в на шоу MTV Uplugged, 2014 год

Так как ковбойская культура вышла из мексиканской, многие испаноязычные жители США считают ее своей. Роберт Родригес на премьере проекта «Грайдхаус», 2017 год

В образе Леди Гаги на шоу Victoria's Secret в 2016 году не было ничего ковбойского, кроме шляпы

Рожденный в далекой от исторически ковбойских штатов Атланте Lil Nas (Монтеро Ламар Хилл) стал одним из популяризаторов кантри-рэпа. В своем стиле он сочетает элементы хип-хопа и стиля вестерн

Стетсон порой носят далекие от мира ковбоев люди, комбинируя его с одеждой других стилей. Джаред Лето в классическом стетсоне с низкой тульей на Art and Film Gala, 2018 год

Лидер группы Poisons, играющей в стиле глэм-рок, Брет Майклс добавил ковбойской шляпе гламура. 2009 год

Первым вестерном многие считают «Большое ограбление поезда» 1903 года, а расцвет популярности классических вестернов пришелся на 1930-е. Звездой жанра в то время считался Джон Уэйн. Вторую молодость вестерн обрел в 1960-1970-е годы, когда на экранах царил Клинт Иствуд.

Благодаря вестернам классический образ ковбоя стал популярен сначала в Штатах, а затем и в мире. В западных штатах, где память о настоящих перегонщиках скота еще была жива, стиль вестерн стал частью национальной культуры. Особенно это ощущается в Техасе, куда в основном и перегоняли скот для продажи и погрузки в поезда.

Модный всадник

Ковбойская эстетика проникла в моду практически сразу после того, как ковбои, благодаря кино, стали явлением массовой культуры. Во второй половине XX века стиль вестерн стал своего рода субкультурой со своей музыкой (кантри), спортом (родео на мустангах и быках, соревнования по владению лассо и стрельбе), религией (появились ковбойские протестантские церкви) и, естественно, модой. Причем многие элементы униформы ковбоев трансформировались из чисто эстетических соображений.

Так, классические ковбойские сапоги эволюционировали в «казаки» — стилизованные сапоги с заостренным мыском. У настоящих сапог носок пусть и острый, но не настолько. Несмотря на то что туго затянутый на поясе ремень, а тем более крупная пряжка мешают работе в седле, именно ремни с пряжками стали частью образа настоящего техасца. Среди всех видов стетсона наиболее популярен самый стильный «десятигаллонный».

Наконец, некоторые элементы ковбойского образа и вовсе ушли в свободное плавание. В 1960-е годы джинсы из рабочей одежды стали частью молодежной моды, бахрому на жилетках и пончо переняли хиппи, а повязанные на шее платки — афроамериканские и латиноамериканские уличные банды. Большое влияние стиль вестерн оказал и на бохо.

Ralph Lauren регулярно возвращался к ковбойской эстетике еще до того, как это стало мейнстримом. Модель в стетсоне на показе коллекции осень-весна 2016 года. В 2018 году ковбойский стиль стал массово проникать на подиумы. Модель в стетсоне на показе круизной коллекции Louis Vuitton сезона 2019

Louis Vuitton не ограничился шляпой. В коллекции французского дома есть и ковбойские сапоги

Вариации на тему ковбойских сапог предлагают едва ли не все дома моды. На фото: показ совместной коллекции Miron Crosby x Prabal Gurun в Далласе, Техас, 2019 год

В конце 2010-х годов ковбойский стиль пережил второе рождение. Western Collection есть у Ralph Lauren, джинсы в стиле вестерн, большие пряжки и клетчатые рубашки регулярно показывает Calvin Klein. В коллекциях осень-зима 2018 такие элементы ковбойского стиля, как клетчатая рубашка, бахрома и принт, имитирующий конскую шкуру, показали Chloe, Max Mara и Versace. Самый яркий атрибут ковбойского образа — шляпу — показали в своих коллекциях Alberta Feretti, Dsquared2 и даже Louis Vuitton. Креативный директор последнего Николя Гескьер включил в свою круизную коллекцию еще и казаки.

Черпают вдохновение в прошлом и производители ковбойской одежды — Wrangler представила в 2019 году коллекцию Icons, выполненную в стилистике самых первых джинсов марки 1946 года.

В последние годы стиль вестерн получил новую жизнь не только в моде, но и в социальной жизни. Сейчас, когда американское общество полярно как никогда, ковбойские атрибуты вроде сапог и шляпы получают дополнительное символическое значение.

Так, после стрельбы на фестивале кантри-музыки Route 91 в Лас-Вегасе в 2017 году в социальных сетях быстро стала вирусной фотография лежащих на земле ковбойских сапог, оставленных кем-то из зрителей. Многочисленные сообщения подчеркивали, что большинство жертв стрелка носили подобные сапоги и были сторонниками республиканской партии, а стрелок был зарегистрированным демократом. Одни называют ковбойский стиль символом настоящей Америки, другие — пережитком токсичной маскулинности, что только подчеркивает особое место этой субкультуры и ее эстетики для истории и современности США.

Антон Ширяев

источник

12.12.2019


 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку