Герой нашего времени: мачо или метросексуал?
Понятие метросексуал прочно вошло в нашу жизнь. Модно-скандальное - не то позитивное, не то негативное, непонятное, быстро подхваченное СМИ и завсегдатаями модных тусовок, в 2004 году оно было объявлено «словом года» по частоте упоминаний в мировой прессе. Сегодня каждый глянцевый журнал считает своим долгом поведать о метросексуалах. Однако вопрос о том, кто же они такие и какое место занимают в современном обществе, до сих пор вызывает споры.
Знакомьтесь, метросексуал...
Слово «метросексуал» появилось с легкой руки британского журналиста и писателя Марка Симпсона, который еще в 1994 году так с ехидцей назвал представителей сильной половины человечества, гендерное поведение которых определяет мегаполис (metro – город, sex – пол). «Они выглядели так, словно сошли со страниц модных глянцевых журналов GQ, FHM, Esquire, The Face, Arena и т.д.», - писал Симпсон, отмечая, что для метросексуалов имеет большое значение мужская мода и косметика, они посещают салоны красоты, не брезгуют маникюром и педикюром, внимательно относятся к своей внешности и здоровью… Почти как гомосексуалисты… Однако они не геи, по крайней мере, большинство из них.
Затем в 2002 году в статье «Знакомьтесь: метросексуал» Симпсон, рассуждая о «мужчинах нового типа», сделал вывод, что типичный метросексуал – молодой мужчина, живущий в большом городе или в его пригороде. Он располагает деньгами, которые может свободно тратить на удовольствия и заботу о своей внешности. Симпсон отметил, что чаще всего метросексуалы «обитают» в ресторанном, модельном и шоу-бизнесе, СМИ и в спортивной индустрии, но вообще-то распространены повсюду. Сексуальная ориентация их традиционна. Однако на самом деле, секс для них – лишь способ получения удовольствия, а больше всего метросексуал любит и обожает самого себя.
Законодатель моды, обладатель хорошего вкуса, идеальный мужчина, принимающий в себе как мужскую, так и женскую стороны, - такие отзывы и эпитеты о метросексуалах посыпались в начале XXI века со страниц модных журналов. Слова за слово средства массовой информации стали активно проталкивать идею о том, что метросексуал – закономерное явление современного общества, когда мужчины наконец-то начали заботиться о себе, и эта забота не только не вредит их имиджу, но наоборот, способствует росту популярности.
Однако действительно ли явление метросексуализма столь закономерно для XXI века? Не кроется ли секрет его «раскрутки» в коммерческой выгоде, ведь метросексуалы – основные потребители товаров после женщин и детей, они – профессиональные покупатели, ибо стремятся во всем поддерживать выбранный стиль жизни. Производителям одежды, косметики, автомобилей, представителям сферы услуг метросексуалы очень выгодны, а потому они активно пропагандируют идею о том, что быть метросексуалом модно.
Среди метросексуалов есть «иконы стиля» – Дэвид Боуи, Брэд Питт, Джонни Депп, Бен Аффлек, Джастин Тимберлейк, Дэвид Бекхэм. Чуть ли не любая вещь, которую они рекламируют, сразу же становится бестселлером, а их манеру одеваться копируют не только в Европе и Америке, но и в Азии. Это вполне понятно, ведь за всем стоит безотказно действующий рекламный принцип: ты можешь вообще не играть в футбол, не быть звездой экрана, зато тебе по силам купить телефон, как у кумира, сбрить волосы на голове и на груди, чтобы не портили картину, когда ты расстегиваешь верхние пуговицы на рубашке. Да, на данный момент ты не можешь себе позволить (или не хочешь) быть таким же примерным семьянином как Бэкхем или Питт, но зато внешние атрибуты их имиджа тебе доступны!
Корни явления
И все-таки говорить, что метросексуалы – просто результат эффективного маркетингового хода, было бы неверно. Что же подвигло мужчин рубежа XX-XIX вв. к нарциссизму? У каждого исследователя свой взгляд на это явление. Марк Симпсон полагает, что метросексуализм - это стратегия выживания в современном мире: чем независимее становится женщина, тем больше она стремится к тому, чтобы рядом с ней был ухоженный, стильный мужчина. Да и в браке современная женщина заинтересована куда как меньше, чем, например, дама XIX века.
Профессор Калифорнийского Университета Тони Гардинг, занимающийся современной модой, уверен, что метросексуалы – порождение моды, а значит, перестанут существовать тогда, когда выйдут из моды.
Впрочем, есть и принципиально иная точка зрения: американский писатель Питер Хайман считает, что метросексуализм стремится освободить мужчин от присущего им страха показаться женственными. Социальные роли и ориентиры в современном обществе размываются, женственность становится более востребованной, и мужчина, выбравший такой стиль поведения, чувствует себя комфортнее.
В свою очередь российский социолог И.С.Кон в своем исследовании «Маскулинность как история», утверждает, что метросексуализм – это защитное поведение, желание личности убежать от действительности в кризисной ситуации, созданной современным обществом, где подменяются понятия «мужского» и «женского».
Уроки истории
Метросексуализм – явление современное, но вообще говоря, мужчины, проявляющие заботу о своей внешности, существовали и раньше. Был же в эпоху Людовика XIV культ красоты, выражавшийся в следовании моде, которая требовала длинных завитых, посыпанных пудрой и подушенных духами волос, шелковых бантов на туфлях, перстнях на пальцах, жабо и кружев. Недаром немецкий историк Эдуард Фукс написал в «Иллюстрированной истории нравов…», что мужчина второй половины XVIII века был похож «на переодетую, задорную камеристку». А в первой половине XIX веке тон задавали денди. Между прочим, на фоне некоторых из них, обожавших шелковые чулки, яркие жилетки и рубашки с кружевными оборками, современные «мужчины нового типа» смотрятся бледно.
Но метросексуалы отличаются от своих предшественников не только и не столько относительной лаконичностью в выборе одежды (по сравнению с прошлыми веками). Их существенное отличие в том, что своим «женственным» стилем они подчеркивают мужественность. «Они предпочитают носить шелковый трикотаж, облегающий мускулатуру, сквозь полурасстегнутые рубашки проглядывает грудь, пиджак часто надевается прямо на голое тело. … В моде экзотические украшения, бусы, браслеты, амулеты, привлекающие внимание татуировки. Чтобы все это подчеркнуть метросексуалы депилируют торс, посещают солярий или пользуются средствами для автозагара, делают пресловутые маникюр и педикюр и очень любят всевозможные косметические средства», - пишет в статье «Метросексуал: стиль жизни или стратегия выживания…» российский антрополог И.Г.Остроух.
Главное же отличие метросексуалов от денди XIX века в том, что у них разные требования к жизни. Метросексуалы - индивидуалисты и не спешат обзаводиться семьями, что не мешает им иметь постоянных подруг. Они - типичные представители информационного общества и у них, как правило, неплохое образование, есть потребность расширять круг своих знаний, хотя карьерный рост и не является их главным приоритетом. Они восприняли в себе женское начало и чаще руководствуются чувствами и ощущениями, кроме того, у них есть комплексы и фобии, которых они не скрывают, поскольку не боятся показать свои слабости. Они восприимчивы и чувствительны. Одним словом, они стали по духу ближе женщинам, понятнее… Но соответствует ли в действительности такой стереотип поведения ожиданиям слабого пола?
Женский взгляд
Безусловно, грубость и хамство не привлекают, но женщины в то же время не переносят мужских капризов и самовлюбленности. Как утверждает психолог Татьяна Рощина, «на метросексуалов приятно посмотреть, полюбоваться ими. Можно по-женски завидовать их ухоженным волосам, зубам и коже. Но ни я, ни большинство женщин, не захотят с таким мужчиной создать семью. Я даже думаю, что метросексуалы не так привлекательны для секса. Женщинам нужен тигр в постели, а не котенок. Поэтому я за настоящих мачо, мужественных и сильных». А автор портала Devushkino.ru замечает: «Лично меня очень смущают мужчины, выглядящие как отполированные Мерседесы в зарубежном автосалоне: цинично дорого и отстраненно идеально. Неясно, куда и кому на нем ехать, чтобы, чего доброго, не поцарапать по дороге».
Иными словами, женщина прекрасно чувствует, что метросексуал следит за модой и следует рекомендациям стилистов и косметологов вовсе не для того, чтобы понравиться ей любимой, а чтобы самоутвердиться в глазах таких же гедонистов, как он сам. Мнение женщины его волнует далеко не в первую очередь: все женские ухищрения по наведению красоты ему отлично известны, и восхищаться ими он не намерен. Женщина для него отчасти соперник и поддерживать ее совсем не входит в планы метросексуала. В лучшем случае, на что она может рассчитывать – приятельская помощь. Но ведь самой женщине (ориентированной или неориентированной на семейные ценности) нужен мужчина, который будет больше заботиться о ней, чем о собственном маникюре. Недаром в Америке уже появились общественные организации, которые ратуют за то, чтобы мужчины опять стали мужчинами. И как знать, может быть, брутальные мачо с недельной щетиной, пропадающие все выходные на рыбалке, спорящие до хрипоты о футболе и не гнушающиеся поставить сопернику фингал под глазом, скоро снова войдут в моду.