-Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Общая
Общая
11:29 16.03.2013
Фотографий: 5

 -Метки

9 ава gedalia spinadel pr в жж архетипы торы во внутреннем мире ваешев возрастные кризисы война галут глубинная психология гэт душа евреи евреи и мир еврейские праздники еврейский календарь ефим свирский ецер а-ра заповедь в глубину израиль интересные ресурсы от жж-друзей интересные события в моей жизни искры история иудаизм кабала каббала клипот ковид комментарии на тору коронавирус кто в нас сопротивляется еврейской мудро курс каббалы лаборатория лестница яакова медитация меир брук метафоры мир мистика истории молитва москва мошиах недельная глава неевреи отношения с б-гом отношения с другими народами отношения с христианами паттерны торы первые шаги песах пинхас полонский подарки политика праздники психология пурим путешествия путин работа над сознанием работа с эмоциями работа со злом рав реувен куклин радость революция ресурсы мошиаха россия рош а-шана свет народам свобода символизм систематизация современный взгляд на заповеди статья в газету статья в газету "еврейский мир" суккот сфирот тора тора и психология трамп украина хамас ханука храм христианство шавуот юмор

 -Приложения

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в meirbruk

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 11.04.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 2917


"Переступить порог"

Среда, 09 Октября 2013 г. 18:46 + в цитатник
- специалисты выполнят работу точно в срок и качественно! чертежи на заказ от руки и на компьютере

Система порождения новых аспектов мудрости, предложенная равом Куком - естественным образом сталкивается с недоверием и неприятием — у носителей классических подходов к Торе.

Наша задача - осознать "переходные" процессы и ответить на вопросы — какова природа возможного неприятия новых идей представителями литовского и хасидского иудаизма.

= - = - =

Процесс развития иудаизма можно разделить на четыре этапа, параллельные четырем буквам имени Вс-вышнего(йуд — hэй — вав — hэй).

а) Первый этап - пророческий иудаизм. Тора и другие Б-жественные тексты - передавались через пророков.
Пророк - не автор, но передатчик. 
Пророк - оценивался - по качеству "канала связи", насколько он мог передать послание, не исказив его.
Моше - самый выдащийся из Пророков, его канал был абсолютно чистым (аспаклярия меира). Поэтому Тора, переданная через Моше - имеет высший статус текста, наиболее приближенного к Первоисточнику — Вс-вышнему.
Пророческий уровень соответствует букве йуд - в имени Творца. (уровень — хохма).

б) Второй уровень - раввинистический иудаизм - эпоха мудрецов - авторитетов.

Б-г перестал работать с евреями "напрямую".
Вместо пророков, которые передавали «готовое» послание появились мудрецы, которые должны были понять и сформулировать мудрость.

Вместе с мудрецами появилась и «система защиты» от волюнтаризма.
Называлась она "авторитетность".
Не любой человек имел право внести свой вклад в еврейскую сокровищницу классической мудрости.

Каждый мудрец - должен был сначала пройти "официальное" обучение у мудрецов предыдущих поколений. В определенный момент он проходил церемонию "инициации".

В ранние времена это была смиха - "рукоположение", когда учитель, возлагая руки на голову ученика - демонстрировал этим свое доверие ему. Он был уверен, что ученик полноценно усвоил и освоил необходимые знания, чтобы высказываемые им мнения соответствовали традиции. 
Авторитетность ученика базировалась на авторитетности его учителя.

Система авторитетности - позволяла остальным евреям уверенно чувствовать себя в мире еврейской мудрости. Люди могли доверять тому, что выходило из уст авторитетных мудрецов.

= - = - =

Мудрец теоретически мог и потерять авторитет, если он формулировал какое-то новшество, против которого выступали основные авторитеты его эпохи.

Широко известна история с Рамбамом, который решил интегрировать иудаизм с некоторыми аспектами философии. Его знаменитая книга "Морэ невухим" — (в переводе - Путеводитель заблудших) — с одной стороны помогла многим сомневающимся евреям укрепиться в иудаизме, с другой стороны - некоторые из авторитетов - очень яростно критиковали новшество Рамбама.

В дальнейшем когда в Европе произошло сожжение большого количества книг Талмуда в 1242 году - авторитеты, бывшие оппонентами Рамбама - восприняли это как знак свыше, что Вс-вышний недоволен конфликтом. Эти мудрецы раскаялись в своих гонениях Рамбама и постепенно авторитет Рамбама (уже после его смерти) восстановился. 
http://toldot.ru/tora/articles/articles_2783.html?template=83 

Система раввинистических авторитетов - была очень важна в ситуации разбросанности общин после римского изгнания и рассеяния евреев.
Еврейство не имело централизованного контроля и поэтому была уязвимо в случае появления "несанкционированных" мыслителей. Каждый раввин, приезжавший в город или местечко — должен был быть авторитетом, что позволяло общине доверять его мнениям — как мнениям всей системы.

= - = - =

Но эта же система - могла помешать ярким личностям - сказать новое слово в иудаизме.
Еще одним жертвой борьбы авторитетности с новизной - был выдающийся мудрец - Рамхаль.

К сожалению в отличие от Рамбама - гонения против Рамхаля - привели к тому, что его вынудили перестать писать наиболее творческие мистические тексты и он вынужден был вернуться к более классическим подходам.

Этап мудрецов - соответствует букве hэй - второй букве в имени Вс-вышнего. (уровень - бина)

в) третьим этапом развития иудаизма - является в частности хасидизм. (существуют и другие формы на этом этапе, например, этическое движение мусар - но мы сейчас сфокусируемся именно на хасидизме).

Хасидизм - внес множество революционных изменений в систему еврейской жизни. 
Из-за множественности изменений наблюдателю не всегда легко понять - в чем же была суть нововведений хасидизма.

Мы сейчас вычленим только небольшую часть нововведений, но принципиальную - с точки зрения нашего анализа.

Мы назовем важный нам аспект хасидизма - "авторский подход".

Обратим внимание — основатель хасидизма Исраэль Бааль Шем-Тов (БЕШТ) - имел биографию, абсолютно противоположную биографиям классических мудрецов.

Он был сиротой, которого община отдала на учебу в хедер. В хедере он стал притворяться, что ничего не понимает в учебе - и его "перевели" на роль служки, который не обязан учиться, но может присутствовать во время занятий в помещении, где проходит урок.

БЕШТ - с детства «избежал» классического образования, но имел доступ к учебному процессу - в роли вольнослушателя.
Кроме этого позиция служки, который имел возможность остаться на ночлег в бейт-мидраше - позволяла ему по ночам изучать святые книги, не привлекая к себе внимания и не раскрывая своих "путешествий" в мир мистической еврейской мысли.

Кроме этого - он уходил в леса, где мог уединенно исследовать различные медитативные практики.

Его загадочное общение со скрытыми кабалистами - делает его еще более не похожим на классического авторитета, официально обучающегося у своих авторитетных предшественников.

Мы видим, что БЕШТ - не только учился совершенно нетрадиционным образом, но он еще скрывал сам факт своей учебы, что совершенно противоположно становлению классического авторитета.
Таким образом он избегал любой возможности связать свое учение - с каким бы то ни было авторитетом прошлого.

Это был асболютно "авторский", новаторский подход.

С этой точки зрения можно понять, почему БЕШТ создал такую резкую оппозицию к себе - со стороны классического еврейства.

Бешта невозможно было спросить - « У какого раввина Вы учились?» или «Какой раввин дал Вам разрешение - говорить оригинальные идеи?».

То есть спросить можно было бы - но ответ БЕШТа был бы очевидный, это были его личные разработки.

Путь БЕШТа полностью противоречил классической системе авторитетности знаний.


Можно найти еще много интересных моментов в карьере БЕШТа. 
Он начинал свою деятельность - как лекарь-знахарь. Это привлекало к нему людей, нуждавшихся в исцелении. При этом - успешность исцеления - создавала ему другой вид авторитета — авторитет успешного целителя практика.

Но так как процесс исцеления является частью учения БЕШТа, то можно сказать, что БЕШТ создал другую систему авторитетности, построенную на критериях практики (в терапевтическом смысле).

Он исцелял не только тела, но и души. Работа с душой - является важнейшим путем к исцелению.

Кроме "медицинской практики" - вторым аспектом, способствовавшим распространению учения БЕШТа - была сама обстановка на Украине в те годы. Из-за разоренности этих мест Хмельниччиной - классическая система авторитетности - с ешивами и Бейт-Динами была разрушена.
Большинство евреев были неграмотными.

И их меньше «волновало» то, какой уровень теоретического авторитета был у БЕШТа.

Их вдохновляли его притчи и истории, и успехи его целительской практики.

Из-за отдаленности Украины от Литвы (центра классического иудаизма той эпохи) классический иудаизм не мог «подавить» столь радикальный очаг новаторства.

Но мы хорошо знаем о войнах между хасидами и миснагидами (само название которых обозначало противодействие хасидизму).
= - = - =

Давайте проанализируем - как изменился мир авторитетности в связи с появлением хасидизма.

Часть еврейства - осталась верной классическому подходу и в принципе не восприняла хасидских источников, не вписывающихся в традиционный подход.

Сам хасидский мир - после первых двух поколений (Бешт и Магид из Межирича) - разделился на множество авторских течений, которые во-многом развивались самостоятельно.

Возникла ситуация "авторского" иудаизма.

Как работала система?

Хасидский автор - мог создавать свои новаторские учения, согласовывая их только с рамками галахи. Автор — не считал себя обязанным согласовывать свои идеи с классиками.

Те евреи, которые доверяли автору, (невзирая на отсутствие «авторитетностей») - становились хасидами этого автора.

Главное в хасидуте - было личное доверие к автору.

При этом хасиды одного направления - могли принимать или не принимать идеи - других авторов (возникала свобода выбора — на интеллектуальном уровне).

Так, например, любавичский и брацлавский подходы - очень разные и их адепты часто не соглашаются с идеями друг друга.

= - = - =

Мы увидели, что хасидизм - в корне изменил подход к авторитетности, присущий классическому раввинистическому этапу и добавил возможность "авторского" подхода и свободы интеллектуального выбора.
= - = - =

Но гораздо более для нас важен ответ на вопрос - зачем?
Любое нововведение - нужно не ради слома старой системы, а ради появления нового качества.

И здесь нам помогут два ключа.

в1) с точки зрения нашей схемы - хасидизм соответствует третьей букве имени Б-га - букве вав (уровень — зер анпин)

Согласно каббале, эта буква и этап - соответствуют уровню Зер анпин, - который включает в себя шесть эмоциональных сфирот.

Суть этого объяснения в том, что хасидизм соединил каббалу с психологией, позволяя человеку работать над шестью эмоциональными качествами (хесед, гвура, тифрет, нецах, hод, йесод). Сфирот стали проявляться через мидот (черты характера).
И хасидизм дал возможность совершить тикун мидот - работу над характером.
(в дальнейшем литовское еврейство приняло вызов хасидизма и создало свою систему мусар - для тех же целей).
см. также статью рава А.Штейнзальца «Иудаизм и психоанализ» 

= - = - =

Подчеркнем, что классическое еврейство уделяет большее внимание - учебе, в частности изучению Талмуда.

Талмуд - величайшая и мудрейшая книга, которая в частности позволяет человеку совершенствовать свою мудрость..

И во многих случаях - мудрость Талмуда приводит к совершенствованию характера человека.

Но это не происходит автоматически. 
В период предшествовавший появлению хасидизма в системе назревал некоторый кризис, когда одного Талмуда стало недостаточно для полноценного развития личности.

В частности - многие стали критиковать метод пильпуля — утонченная логика ради логики, когда весь акцент концентрировался на изощренности рассуждений, которые из средства превращались в цель.
= - = - =

Ключом к пониманию проблемности ситуации является вопрос преодоления эгоизма (или говоря современным языком, переход от низшей личности к высшей).

Если человек "застрял" на уровне низшей личности, то развитие интеллекта даже на основе Талмуда - может привести к тому, что этот развитый интеллект начнет обслуживать эгоизм низшей личности и такой человек может упасть очень низко.

На эту тему есть в частности притча раби Нахмана из Брацлава «Умник и простак» из книги «Сипурэй маасийот».
http://lib.ru/RELIGION/IUDAIZM/nahman.txt_with-big-pictures.html 

Идея работы над мидот — начинается с того, что первая мида - хесед — требует переключения от эгоизма (все мне) - к пониманию важности отдачи другим...

Система работы с зер анпин (чертами характера) - позволяет активировать высшую личность.

И если к человеку с активированной высшей личностью - применить интеллектуальный процесс постижения Талмуда - то получится совершенно другой результат, чем применение Талмуда к личности с непроработанными мидот (чертами характера).
= - = - =
Эта проблема становится особенно актуальной в современном Израиле, когда резко выросло количество ешив и студентов изучающих Талмуд.

Для некоторых этот процесс учебы — приводит к стагнации и развитию низшего я, когда отрыв от внешнего мира и формальное изучение Талмуда без работы над собой - приводят к кризису.

Более того, в ешивах нет адекватной системы обратной связи, которая бы позволила правильно оценить текущее состояние ученика. Многие руководители ешив говорят следующее: «Окружающий мир настолько враждебен и некошерен, пусть лучше еврей сидит в ешиве, так будет лучше для чистоты его души...»

И в таких ситуациях особенно важно перейти от отвлеченного изучения Талмуда к более комплексной работе над личностью.
= - = - =

Итак, первым важным достижением хасидизма является расширение влияния иудаизма на личность человека.

Второе достижение хасидизма - можно понять используя концепцию пяти уровней души.

Обычно иудаизм ограничивается рассмотрением трех низших уровней души - нефеш, руах и нешама.

Но существует два еще более высших - хая и ехида.

У этих уровней есть разные объяснения.

Слово хая (от корня хай - жизнь) - можно перевести как ОЖИВЛЕНИЕ.

Существует два уровня оживления, которые принес хасидизм.

Первое - это уровень оживления личности, которая стала более активной, развитой и зрелой не только на интеллектуальном уровне (благодаря изучению Талмуда), но и на уровне черт характера..

Второе - это оживление Торы - в виде появления множества новых комментариев, созданных хасидскими авторами.

Многие из выдающихся хасидских цадиков - писали книги с новыми комментариями на Тору.

Эти комментарии также часто не опираются на классические трактовки, а являются оригинальными идеями авторов.

Рубрики:  Иудаизм/Кабала
Это интересно
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку