Рассказ Торы содержит ключевые места - которые дают нам возможность понять и освоить величайшие инструменты реализации нашей жизни.
При этом - простое чтение текста не раскроет нам ключевые знания.
Нам необходимо - задать на текст правильные вопросы, а также использовать дополнительные знания к сюжету в виде мидрашей в которых добавлены ключевые "ингредиенты" схемы.
Мы готовим к выходу первую версию книги в которой будут раскрыты несколько наиболее важных схем.
Сейчас мы рассмотрим фрагмент одного из ключевых механизмов.
К сожалению обычное понимание сюжета очень ограничено. Раскроем часть "карт" (но не игральных карт, а карт - описывающих глубинно-духовную реальность).
Напомним ключевые точки сюжета.
Эсав приходит домой усталый (и голодный). У Яакова - есть похлебка. Эсав - просит у Яакова похлебку. Эсав (взамен) вручает Яакову статус "первородства".
А теперь продемонстрируем механизм раскрытия глубинной части Торы.
В этом дискурсе нам важно понять, что Тора не описывает бытовые аспекты, но бытовыми деталями кодирует суть.
Первый ключ - что хочет Тора сказать, описывая что Эсав был усталый и голодный? Речь идет о следующем.
В идеальном режиме работы - человек имеет сильную связь со Вс-вышним как с источником духовной энергии. И Вс-вышний - подпитывает нас и в частности - духовное измерение нашей жизни.
Если человек начинает совершать поступки - не соответствующие "правилам" взаимоотношений с Творцом, то канал питания - ослабляется (сужается или забивается). Ослабление связи ощущается человеком - как усталость и голодность. И нам важно иметь механизм - восстановления связи, который наполнит нас духовной энергией.
Вернемся к сюжету Торы. Яаков имел нечто, названное в Торе похлебкой и имевшее красный цвет.
На метафизическом уровне - Тора дает описание механизма - восстановления связи с источником энергии. То есть у Яакова была способность - "переподключить" Эсава к источнику энергии, чтобы восстановилась его связь с Творцом.
Опишем эту же схему, используя современные метафоры.
Режим работы Эсава напоминает работу прибора через батарейку (или аккумулятор). То есть Эсав возвращается (домой, к Яакову) с разрежёнными батарейками.
Режим работы Яакова напоминает подключение прибора к розетке.
То что Яаков кормит Эсава (красной похлебкой) означает, что Яаков подключает Эсава к "розетке" и Эсав заряжается новой энергией.
Любопытно, что эта метафора стала очень живой в последние два-три года, когда появились мощные смартфоны и темы быстрой разрядки аккумуляторов (усталость Эйсава) и важности подключения к розетке для подзарядки (похлебка Яакова) - стали чрезвычайно актуальными.
Что означает идея "Первородства", которой в отношениях братьев удостаивается Яаков?
Это роль большей близости к Творцу и возможность "переподключать" других (усталых и разряженных) к "розетке" связи со Вс-вышним.
Мы оставляем "за кадром" маленькой статьи множество важных деталей (которые можно будет прочесть в книге)
Перейдем к современным реалиям.
С помощью фигуры Эсава - Тора кодирует современный Западный мир. Он - активный, но периодически нуждается в "переподзарядке" и сейчас находится в очередном состоянии "усталости".
Яаков - это функция евреев - обеспечить Западный мир "доступом к розетке", чтобы "вдохнуть" в Западную цивилизацию - новый энтузиазм, более высокий уровень Святости, позитивные перспективы развития и возможность создания новых моделей развития как личности, так и социума.
Сами евреи - также должны осознать эту роль.
Мы должны не только понять общую схему, но и увидеть в Торе - множество более частных и конкретных алгоритмов, которые обучают нас очищать канал и переподключать его к источнику.
И наша еврейская роль - не только в "переподключении" самих себя, но и в помощи "брату-Эсаву", которым Тора обозначает Западный мир.
Не случайно евреи живут в среде "Эсавитян". И на нас лежит ответственность научиться самим и научить "подшефную" Западную цивилизацию пользоваться ресурсами, которые Творец вручил евреям, являющимися в том числе - "пере-до-заправщиками" мира.
-----
Продолжение - не вошедшее в газетный вариант (из-за его компактности)
Усталость, похлебка и первородство - часть 2
Тезисно - для дальнейшего развития.
Итак:
Усталость - означает ослабление связи с источником духовной поддержки - Вс-вышним.
Похлебка - это ресурс, восстанавливающий высшую связь = подпитку.
Первородство - это уровень реализации, на котором человек овладевает/владеет механизмом "переподзарядки" другого.
Это более высшая ступень - в духовной иерархии.
---
Переподзарядка - относится и к самому человеку.
Поэтому - мы для самих себя должны научиться этому процессу.
То есть - важно уметь перезаряжать и себя и других.
При этом - и на индивидуальном уровне и на уровне этносов.
---
Согласно нашей схеме, похоже на то, что евреи могут играть роль - "переподзарядщика" для Эсавской цивилизации.
---
Эта роль связана с фигурой/функцией коэна - который помогает человеку в этой ситуации.
---
Это хорошо согласуется с тем, что евреи названы "царством коэнов" так как для мира - мы воплощаем эту роль.
---
Во времена Храма - коэны были реальной группой - которые могли выполнять эту роль.
---
После разрушения Храма - буквальная фигура коэна исчезла из системы.
И нам необходимо найти - другие воплощения этой роли.
---
На персональном внутриеврейском уровне - в перезарядке участвует Шабат.
После трудовой недели (усталость) - мы восстанавливаем духовную связь, ослабленную рутиной будней.
---
Часть 3 - парадоксальная.
Яаков дает Эсаву - хлеб и похлебку (которая - красная).
В христианской традиции - освящают хлеб и вино (красное).
---
Парадоксальная концепция -
Эсав отдает первородство - еврею Яакову.
В дальнейшем - в Эсавовской цивилизации - главной фигурой в религии становится еврей - Иисус.
То есть - Эсав отдает Яакову (евреям) главную роль /первородство/ в его будущей религии - христианстве.
Кстати, еврей Иисус - играет роль для христиан в определенном смысле - "переподзарядщика", соединяющего с Б-гом.
-----
Царь и коэн
Если "копнуть" Мидраш - куда ходил Эсав, то он среди прочих "приключений" - убил Нимрода и забрал его царские одежды.
---
Можно сказать, что Эсав - взял функцию Царя,
а в результате истории с похлебкой - Яаков удостаивается функции коэна.
При этом - в материальном мире - царь является лидером (материальное первородство).
В духовном мире - коэн - ближе к Творцу и поэтому становится духовным лидером (духовное первородство).
---
Царь и усталость.
Известно, что чем больше у человека ответственность, тем он больше утомляется (выражение "тяжела ты шапка Мономаха").
Эсав - вписавшись в роль Царя - тут же обнаружил - как он устал от нахождения в этой роли.
И у еврея-коэна-Яакова - обнаруживается механизм восстановления - после усталости.
----
Самое важное - что нам надо подчеркнуть - в руках у Яакова - ключи к переоживлению Эсава.
И тут возникает интересная концепция, которую в черновом варианте - я прочитал у рава Сакса.
Он пишет о том, что когда-то варвары разрушили Римскую Империю.
И что сейчас - "дикие" исламисты - пытаются повторить этот сценарий, сравнивал себя с варварами, а Западный мир - с Римской империей.
(И Эсав - был и Римом, и Западным миром).
---
Но - обращает внимание рав Сакс - Римская империя была языческой.
И кстати Римская Империя - разрушила Храм и изгнала евреев из Святой Земли.
Поэтому - особых заслуг и добродетелей - у Римской империи не "числилось".
Современный Западный мир - связанный с христианством - имеет - через христианство - духовную связь с иудаизмом (также - схема от рава Сакса).
----
И поэтому - если Римская Империя "устала" и не восстановилась - и усталую Римскую Империю - разрушили варвары,
То Западный Мир, благодаря духовным возможностям - может получить "переподзарядку" от евреев - и это даст Западу возможность - уйти от сценария, который исламисты примеряют - связывая себя с варварами, а Запад с Римской империей.
То есть Запад имеет духовную возможность - перепробудиться.
---
Два вида усталости Запада.
Согласно Мидрашу про "похождения" Эсава - он перед приходом к Яакову - усиленно грешил и обнаружил, что его связь с источником духовной энергии ослабела.
В современном Западном мире - есть два аспекта "усталости".
Моральный декаданс - связанный с разгулом нетрадиционных сексуальных ориентаций - ослабляет связь Западного мира - с Творцом.
Ослабление позиции Христианской Церкви - сама церковь тоже в состоянии "усталости" и ослаблености.
И евреи - должны найти способ - оживить Западный мир - двумя путями:
(А) дав понять опасность морального декаданса.
(Б) оживить религиозное измерение, то ли помогая христианству - перейти к "версии 2.0" - усовершенствованной, то ли предлагая некую новую модель, например, нечто типа движения "Бней-Ноах".
Кстати, сейчас есть два основных источника пополнения рядов Бней-Ноах.
В Америке - в это движение вливаются бывшие христиане, оценившие глубину иудаизма.
В странах бывшего Союза - в движение вливаются бывшие атеисты, увидевшие в нем более привлекательную перспективу, чем традиционное христианство.
---
И так далее...