Три вида мистицизма. |
Недавно я столкнулся с интересным материалом, написанным классиком современной эзотерики – Huston Smith.
В этой статье он упоминает очень важную классификацию мистического опыта.
Он пишет о трех формах отношения человека с мистическим переживанием.
1. Связь с природным мистицизмом.
2. Связь с Абсолютом.
3. Связь с Личностным Творцом.
Эта градация мистических переживаний чрезвычайно важна и может помочь нам сравнивать различные духовные системы.
Сразу оговорюсь, что тема - безразмерная, поэтому все дальнейшие тексты - наброски и не столько "закрывают" тему, сколько "открывают" ее.
1. Природа – это набор ограниченных, но могущих быть очень мощными сил.
Каждая сила – имеет «канал» внутренней связи с ней. Человек, «подключаясь» к этой силе (в частности, с помощью медитаций) может начать реально влиять на эту силу.
Но каждая такая сила – ограниченна.
Многие «безбожные» техники позволяют овладеть в той или иной степени доступом к каким-то из этих сил.
Какие здесь могут быть ограничения?
Т.к. в мире существует более одной силы, то может оказаться, что научившись влиять на одну силу, мы «подцепляем» влияние на нас другой силы.
Кстати, может быть интересный сценарий «на живца». Когда более мощная сила «предлагает» нам овладение неким второстепенным ресурсом, за что мы попадаем под влияние этой более мощной силы.
(В разных нееврейских фольклорах – есть даже сюжет «продал душу дьяволу», когда этот персонаж предлагает человеку власть над чем-то, а взамен человек становится слугой этого персонажа).
Вторая проблема, что эти отдельно взятые силы не всегда обладают моральными принципами. Мы не можем гарантировать, что вступая в отношения со всеми этими «персонажами» мы остаемся в рамках «экологичного» подхода (по еврейски – кошерного подхода).
2. Связь с Абсолютом – гораздо более мощный сценарий.
Идея Абсолюта – это идея «СверхСилы», которая объединяет в себе все остальные силы.
Вступив в контакт на этом уровне, мы можем быть уверены, что никакая «третья сторона» не может вмешаться в процесс «со стороны». Ведь Абсолют включает в себя все аспекты.
Какие здесь могут быть ограничения?
Основное ограничение – это наше несовершенство. «Классический» Абсолют подразумевает «холодную» справедливую логику. И если человек будет иметь какие-то изъяны (а кто их не имеет?), то Абсолютная Сила может внести разрушение, столкнувшись с изъяном в человеке.
На что это похоже? Представьте себе, что у Вас есть трубка, засорившаяся в некоторых местах. Подключив ее к Сверхмощному потоку, мы получим ситуацию, что в местах «засорения» происходит «сверх-напряжение» (или Сверх-давление) и наша трубка разрывается от прохождения через нее потока.
Т.к. Абсолют «безличностный», то в нем не будет «жалости» к несовершенству обратившегося персонажа.
Еврейской иллюстрацией этой ситуации является история о четырех мудрецах, вошедших в Пардес.
Один вышел без изъяна. Трое остальных пострадали.
Один – погиб. Другой – сошел с ума. Третий – стал «вероотступником».
Опасность такого сценария – одна из проблем чистой каббалы (чистой – в смысле не основанной на Торе).
3. Связь с Живым Творцом.
В этом случае у Абсолюта кроме СверхСилы – появляется личностное отношение к обратившемуся.
Одним из ключевых качеств такого общения является понятие «рахамим» - милосердие со стороны Творца. Он относится к нам как Любящий Отец к Маленькому Сыну.
Отец никогда не будет выдавать ресурс сыну в полную силу.
(М.Гитик в свое время привел метафору шахматного гроссмейстера, играющего в шахматы со своим сыном. У Отца нет цели выиграть у Сына. Есть цель – научить его играть в шахматы. Поэтому, он разрешает ему «перехаживать», т.е. исправлять ошибки.)
Еще один важнейший момент – Отец воспринимает наше искреннее сожаление. Если мы приходим к общению с ошибками, но с осознанием и сожалением (тшува), то Вс-вышний выдаст нам ресурс – с учетом нашего сознательного подхода.
Также может срабатывать подход «Ворота плача открыты всегда». Этим эффективно пользуются хасидские подходы. Особенно распространенно это в Брацлавском «итбодедуте»- уединении, в котором человек «изливает свою душу» перед Вс-вышним.
Важно, что это происходит наедине. Ведь в миньяне обычный человек не решится вслух начать плакать или проявлять другие сильные эмоции. Уединившись в лесу, или в крайнем случае в комнате – можно излить душу.
Следующий важный эмоциональный момент – чувство радости от возможности выполнить волю «Живого Абсолюта». Есть известное высказывание Аризаля.
Когда его спросили, благодаря чему он имеет такой эффективный контакт со Вс-вышним? Он ответил, что благодаря особой радости, которую он испытывает, выполняя заповедь.
Здесь снова стоит воспользоваться метафорой родитель-ребенок.
Если Вы, уважаемый читатель имеете ребенка и Вы попросили его что-то сделать, и он делает это с радостью (а не просто, потому что его заставил авторитетный папа), то Вы поймете какую радость доставит вам радость Вашего ребенка.
В этом случае Вы будете готовы дать Вашему ребенку все, что он попросит.
Это и есть «секрет Аризаля».
= - = - =
Подведем итог.
В светских медитативных практиках есть множество подходов связи с природной силой.
Они могут быть эффективными на тактическом уровне (локально).
Но так как с очень большой вероятностью (хотя не всегда) адепт обладает различными изъянами в характере (у него с большой вероятностью нет принципа работы над собой), такой человек может попасться на «удочку» других сил, которые втянут его в серьезные неприятности, «прилепившись» к его неисправленным чертам характера.
Кстати, класический пример – Змей, «притянувший» нас к плоду с Древа познания.
Змей пообещал нам мощные ресурсы (будете как Б-г), а в результате мы не только не получили силу Б-га, но и стали рабом Змея.
Интересный подход предлагает йога. В ней самые первые две ступени – это работа над характером, очищение от негативных привычек и привязанностей. Только после этого человека «выпускают» на следующий этап – работы с серьезными ресурсами.
Самый серьезный уровень – работа с «личностным» Творцом.
Но, чтобы вступить с ним в личностные отношения, необходимо знать, чего же Он от нас хочет. Помните метафору Отца, радующегося тому, что сын радуется Отцовским просьбам.
Система заповедей – и есть отцовские просьбы. Самое интересное, что на определенном уровне нам даже не столь важно «зачем и почему» заповедь так устроена (изучение этого относится к другим аспектам служения). Нам важно именно иметь конкретную заповедь, чтобы было что с радостью выполнять («секрет Аризаля»). И через это отношение мы выходим на настоящий контакт с «Личностным Творцом», который по принципу «Мера за меру» - с радостью выполняет наши просьбы. Как сказано, если праведник [с радостью] выполняет просьбы Вс-вышнего, то Вс-вышний [с радостью] выполняет просьбы Праведника.
= - = - =
Внутренние нюансы.
Почему этот «патент» не столь простой?
Дело в том, что заповеди одновременно сильно «раздражают» наше низшее начало. Все светские евреи прекрасно знают, как их раздражает идея соблюдения. Дело в том, что в рассчет принимаются также и наши усилия.
Метафора. Представьте себе, что Папа говорит Сыну – «Съешь конфету». Сын с радостью соглашается и съедает конфету. После этого сын говорит:«Папа – я же с радостью выполнил твою просьбу!!! Теперь ты с радостью купи мне Мерседес».
Чувствуете проблему? Нет никакой заслуги с радостью «есть конфеты». Если Папа говорит сыну: «Пожалуйста, помой пол в комнате перед Шабатом». И сын в этом случае с радостью моет пол, хотя для этого он отрывается от своих игрушек (Интернета, счета в банке и т.д.), то в этом случае ситуация имеет смысл.
Особенно интересно наблюдать за заповедью цдаки. Когда человек с радостью отдает часть заработанного, это одно из мощнейших средств – порадовать Папу.
Пока евреи до этого пытаются додуматься, активные нееврейские эзотерики уже выпустили фильм «Код Моисея», где «продают» всему миру этот секрет.
(http://www.mosescode.earthsky.ru/moses
Еще одним хорошим примером является забота о ближнем.
В той же модели, Папа будет особенно «тронут» и обрадован, когда один ребенок начнет заботиться о других детях. Ведь этим он разделяет «Отцовскую работу».
А если еще сын начнет учить других детей Отцовским принципам, то любовь к такому сыну будет еще выше.
Особенно мощным способом дать Папе тебя полюбить является программа «Возвращение блудного сына» (на современном иврите – кирув).
Ведь когда сын совсем потерялся и забыл о существовании Отца, для Отца это особенно обидно. И если с нашей помощью другой сын возвращается в общению с Отцом – для Отца это особенная радость.
Также порадует Отца – изучение Его подходов. Поэтому, Тора – это и есть Книга данная Отцом нам для изучения. Чтобы мы лучше узнали, что радует Отца.
Теперь вернемся к тому, с чего мы начали.
Зачем нам нужны все эти «истории с Отцом»?
Мы говорили о трех уровнях мистического опыта.
И общение с абстрактным Абсолютом – мощно, но опасно.
А чтобы выйти на еще более высокий уровень – встать с Абсолютом в систему отношений – нам и нужна система заповедей.
Поэтому, хотя тот самый эзотерик, который написал о трех уровнях мистицизма – и заявляет, что религия это «нарост» на живой духовности, мы можем понять гораздо глубже всю систему. Формы, предлагаемые нам нужны не для формального подчинения системе, а для выстраивания отношений с Самой Главной Силой в Мире.
P.S. Судя по начавшейся дискуссии, есть разные варианты - что выше, безличность или личностностное отношение. За каждым вариантом стоят интересные следствия, так что - "копать" дальше есть куда...
Рубрики: | Иудаизм/Кабала |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |