-Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Общая
Общая
11:29 16.03.2013
Фотографий: 5

 -Метки

9 ава gedalia spinadel pr в жж архетипы торы во внутреннем мире ваешев возрастные кризисы война галут глубинная психология гэт душа евреи евреи и мир еврейские праздники еврейский календарь ефим свирский ецер а-ра заповедь в глубину израиль интересные ресурсы от жж-друзей интересные события в моей жизни искры история иудаизм кабала каббала клипот ковид комментарии на тору коронавирус кто в нас сопротивляется еврейской мудро курс каббалы лаборатория лестница яакова медитация меир брук метафоры мир мистика истории молитва москва мошиах недельная глава неевреи отношения с б-гом отношения с другими народами отношения с христианами паттерны торы первые шаги песах пинхас полонский подарки политика праздники психология пурим путешествия путин работа над сознанием работа с эмоциями работа со злом рав реувен куклин радость революция ресурсы мошиаха россия рош а-шана свет народам свобода символизм систематизация современный взгляд на заповеди статья в газету статья в газету "еврейский мир" суккот сфирот тора тора и психология трамп украина хамас ханука храм христианство шавуот юмор

 -Приложения

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в meirbruk

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 11.04.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 2917


Жертвоприношение Авраама, по мотивам комментария рава Соловейчика.

Воскресенье, 19 Февраля 2012 г. 01:28 + в цитатник

Красивейший комментарий я недавно обнаружил, читая книгу рава Соловейчика.
Мы все знаем почти наизусть самые знаменитые истории из Торы. Корень их знаменитости - возможность извлечь очень много смыслов из того же сюжета. В этом - сила Торы. Кроме буквального понимания сюжета существуют символические смыслы, когда описываемое в тексте действие описывает схему некоторого процесса, логика которого сама по себе не очевидна. "Прикладывая" схему из Торы, мы: а) можем распознать процесс; б) можем предсказать динамику его развития.

Одна из самых парадоксальных историй - история жертвоприношения Ицхака. Благодаря ее нелогичности (дали сына, потом его отбирают...) она всегда стоит перед нами источником вопросов.

Какой же еще смысл мы можем извлечь из истории, воспринимая ее с помощью языка символов.
Рав Соловечйик обращает внимание на две линии сюжета:
1. Авраам берет с собой "на задание" еще и двух людей (неевреев) - Элиезера - его управляющего, и Ишмаэля - сына Аврама от нееврейской мамы.
2. Собственно действие "Акедат Ицхак", которое мы переводим как жертвоприношение.
(Вообще дословно "Акеда" - это связывание, что привносит еще массу смыслов, но об этом не сейчас).
Пойдем в глубь сюжета.
История состоит из двух частей - путешествия к подножию горы и подъема на гору.
Путешествие по равнине рав Соловейчик сравнивает с нашим материальным бытием, освоением нашего обыденного мира. Эту часть нашей жизни мы (евреи) вполне можем разделить с окружающими народами, интегрируясь в цивилизованный мир. Здесь мы имеем общность интересов и Элиэзер с Ишмаэлем являются нашими "соседями" по миру материи.
Но, подойдя к подножию горы, Авраам оставляет своих попутчиков вместе с ослом на равнине. Известная языковая подсказка, что осел на иврите "хамор", однокоренной слову материя "хомер" - подтверждает идею, что в рамках материи все имеют свое законное место "под солнцем".

Но, в вопросах духовного роста у нас есть своя задача, поэтому подъем на гору совершали Авраам с Ицхаком в одиночестве.
А вот дальше самое интересное, что выводит рав Соловейчик из кульминации сюжета.

Посмотрим, что просит Б-г Авраама по тексту - "веаhалеhу леОла". Перевод "вознеси его в вознесение" - обычно понимается, как принеси в жертву, т.е. как минимум убей...
Мы же вспомним, что корень "ала" - он же в слове "алия" - обозначает и духовное вознесение, восхождение, подъем.

А теперь, что говорит рав Соловейчик в контексте нашего мира.

Когда обычный родитель решает судьбу своего сына и думает, "куда послать его учиться?", то ответ - в школу, где учат тому, как жить в этом мире.
Религиозный еврейский родитель решает этот вопрос в пользу ешивы, где учат взаимоотношению с Б-гом.
С точки зрения стороннего наблюдателя - решение папы отдать сына в ешиву - равносильно тому, что папа "вырывает его из этого мира" - приносит в жертву Б-гу.
Что же означает сюжет Торы в конце концов? Что "вознесясь к Б-гу", сын - становится одновременно и "поднявшимся" над миром (в духовном смысле), но и оставшимся живым (в этом мире).
Т.е. пройдя ешиву, сын должен, владея этим миром, быть выше него (не рабом мира, но хозяином).
В этом - основа еврейской идеи.

P.S. Любопытно, что христианская версия, позаимствовав идею принесения в жертву Отцом Сына, пошла по другому пути, т.е. сын из этого мира был выведен. В то время как Ицхаку пришлось решать еще много жизненных задач.

- Бизнес - каталог предприятий и компаний №1 в СНГ. Добавляйте свою компанию и получайте клиентов!
Рубрики:  Тора, Пророки, Писания/Комментарии на Тору
Иудаизм/Учат мудрецы

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку