Тут мой любимый анти-дот задал недавно милый вопрос:
поделиться тремя плюсами и тремя минусами иудаизма.
Максимально сократив время на обдумывание, предлагаю свою личную версию.
Положительные:
могу сделать себя,
могу оценить по достоинству свою жену
могу вырастить своих детей
Отрицательные:
1. тяжело убедить других (хорошая вещь должна быть сокрытой анти-морид-аин)
не 2 и не 3. "не плюй в колодец" (я слишком уважаю и доверяю Автора(у) иудаизма,
посему вместо ругания ресурса пытаюсь понять, зачем его дали, как он работает
и как это донести до других...)
Пока вроде бы получается, недаром меня сослали к "тезке" т.е. на Бруклинщину поднимать целину.
Популярное слово - частое применение само по себе не делает более знакомым глубинный смысл.
А предрассудки прилипают и не хотят "отлипать" добровольно.
Два коварных слова - гуляющие по культурам пришли, естественно, из иврита.Читать далее
В текучке предпасхальных дел евреи часто забывают, что тот Седер Песах, который мы проводим сейчас - лишь бледное подобие настоящего пасхального Седера - того, каким он должен быть на самом деле. Ведь главной сутью этого праздника является принесение пасхальной жертвы (“корбан песах”).Читать далее
Есть очень интересная Гемора в трактате "Авода Зара", конец листа 2b.
Неевреи обижаются Вс-вышнему, что евреи, получив Тору, "заработали" на заслуги,
а им не с чего получить свои заслуги.
Там очень много интересных идей, озвучу только одну.Читать далее
Рав Хаим из Воложина:
«Почему в одном месте сказано: Учит Тору – поднимается под Небеса,
в другом месте: Учит Тору – поднимается над Небесами?»
Первый случай: Учит Тору «ло лишма» - т.е. не ради Нее самой, а по каким-то личным соображениям. В этом случае – получает он благосклонность в глазах Вс-вышнего. (поднимается, но под Небеса).
Второй случай: Учит Тору «лишма» - ради Нее самой. В этом случае, получает он силу «влиять» на решения Вс-вышнего. (поднимается, над Небесами!).
Примечания:
1. Как сказано Вс-вышним праведнику, если сделаешь ты мои слова своими (Праведник, изучающий и соблюдающий Тору), то твои желания будут моими желаниями. (Над Небесами).
2. Учат мудрецы, что любой человек сначала учит Тору «ло лишма», т.е. ради каких-то внешних выгод. Но когда он начинает чувствовать ее подлинный «вкус», радость и удовольствие от самого процесса учебы формируют у него отношение к учебе Торы – «Лишма»!
3. Так маленьким детям в Хедере дают конфеты за выученные уроки, а взрослый глава семейства сам старается выделить хоть немного времени, чтобы после рабочего дня прочесть хоть несколько страниц (или даже строк) мудрости Торы.
Глава Бо:
Бо = Бет+Алеф – Гематрия 2+1=3 –
намек на три (из 10) последние казни, которые описываются в этой главе.
Примечания:
Один из самых коротких комментариев. Но мы видим, какая внутренняя взаимосвязь присутствует в Торе, как ключевые слова отражают ключевые процессы и т.д.
В прошлом материале мы обозначили суть двух понятий, связанных с галутом - «бедный» и «богатый». Сами эти понятия возникли еще в древности — как следствие проживания евреев в Египте и Вавилоне.
Но благодаря тому, что мы имеем личный опыт проживания в подобных системах — в бывшем Союзе и в Америке — эти концепции в нас «живые», наполненные личным смыслом.
Комментарий из "Мей шилоах"
В нашей недельной главе о выходе из Египта Вс-вышний обращается к Моше с двумя запросами:
"Освяти первенцев" и "Не ешь в Песах - Хамец".
Это связано с двумя самыми базовыми человеческими страстями.
Первенец - родившийся первым у молодых родителей,Читать далее
Русско-американские евреи в своей жизни успели столкнуться с двумя моделями галутов: в России — модель «бедного галута» (прообраз — Египет), в Америке — модель «богатого галута» (прообраз — Вавилон).
У нас есть выбор — или быть «дважды инвалидом» - рабом двух галутов, или стать «дважды героем» - вышедшим из двух галутов.
В чем разница между бедным и богатым галутами? Читать далее...
С сентября 2004 года - до сего дня - создаю русскоязычную еврейскую общину на базе Jewish Center of Brighton Beach, провожу очные программы в JCBB, и заочные программы через Интернет. (см. также принципы подбора материалов).
1994-2004 - учился иудаизму и еврейской мистике в Иерусалиме (в частности в ешивах "Эш а-Тора" и колель "Нер ле-Элеф" при "Швут Ами"), параллельно работал директором Еврейского Просветительского Центра "Эш а-Тора" в Киеве
Выпускал в 90-х годах еврейский альманах "Авив".Читать далее