Глава 1. Санкт-Петербург - граница.![Герб Финляндии](http://www.korolevaliru.ru/images/gerb.jpg)
Существует тысяча и один способ добраться из точки А в точку Б. Однако, если точка А – это Санкт-Петербург, а точка Б – Хельсинки, то наиболее дешевым и простым способом осуществить перемещение в пространстве будет автобус. В зависимости от времени поездки варьируются его габариты и стоимость, так, например, рано утром есть возможность с небольшим комфортом и за 25 евро воспользоваться услугами микрика (размером с Газель, но обычно это Ford Transit), а вот если ехать поздно вечером, то рейсовый большущий автобус на 50 посадочных мест эпохи лихих 90-х, всего за 22 евро с радостью примет Вас на борт. Ехать пришлось утром. Одиннадцать посадочных мест, дама с маленькой собачонкой, веселый водитель и бутылка рома, что может быть прекрасней? К сожалению рома не было и самым целесообразным было отключиться и под шум шин спокойно продремать до границы.
Путевая заметка:
«Чтобы у каждого осталась его граница, как это исстари было». Как известно, русско-финская граница проходит от Финского залива до пересечения с российско-норвежской границей (в Мурманской области), и хотя ее протяжённость -1,3 тыс. км., непременно все ее хотят пересечь именно КПП Торфяновка-Ваалимаа. Не стало исключением и наше путешествие, добравшись примерно за 3 часа до первого полосатого шлагбаума, проверив наличие заграничного паспорта и действительной финской визы, что действительно важно.
Ибо позвольте отвлечься и рассказать, как мне однажды довелось, спутав числа в визе, доехав до границы, развернуться и уехать домой. До сих пор вспоминаю будку пограничников, где около часа пришлось ждать автобус ехавший в Питер и абсолютно в первое время недоуменные лица самих таможенников которое явно выражали одну единственную мысль: «А такое возможно?». А уже затем насмешливый прищур лейтенанта, пожелавшего в следующий раз прихватить ему горячего шоколада. Так что если не хотите попасть впросак, то обязательно проверяйте срок окончания действия визы.
Как бы не ругали КПП Торфяновка, очередей перед ней практически не бывает (ну кроме праздников, когда народ ломиться в финку). Таможенный контроль, даже вернее не таможенный, а паспортный проходит относительно быстро 20-30 минут, когда нет впереди других автобусов. А вот цивилизованные финны заставили провести в очереди около часа в созерцании явных русских ворон нелегалов, мирно пасущихся вдоль дороги. Когда проходит непосредственно сам процесс паспортного штампования, у меня всегда возникает ощущение недоверия к финским таможенникам. «Уф, обошлось» - мгновенно пришла мысль в голову, рассматривая черный штамп о въезде на территорию Финляндии. Кто бы мог подумать, что только почти через месяц, пережив неимоверное количество интересных и не особо интересных приключений, я с таким удовольствием в Пулково последний раз отдам на штамповку паспорт и с наслаждением услышу в ответ: «Добро пожаловать домой».
Интересно:
Оказывается, раньше магистраль между Петербургом и Хельсинки имела название «Королевская дорога», по которой в средние века ездили короли и купцы между Санкт-Петербургом в России и Бергеном в Норвегии. Дорога сегодня проходит от границы до Выборга (магистраль Е-18), от Выборга по побережью Финского залива (автомагистраль А-123) до Белоострова, далее до Санкт-Петербурга (автомагистраль Е-18).
Российский участок Королевской дороги проходит по территории Ленинградской области. Он начинается на государственной границе в пункте Валимаа/Торфяновка. После пограничного КПП Торфяновка, где ранее стояло несколько финских хуторов, дорога следует вдоль берега Выборгского залива в Кондратьево, в прошлом в этом поселке имел место промысел по изготовлению деревянной посуды, заслуживают внимания разрушенная кирха (архитектор Энгель), новая православная часовня.
Балтиец - Чулково — участок Королевской дороги вдоль берега, в поселке размещались почтовые станции. Там же есть дорога на мыс Крестовый, близ которого в период Северной войны единовременно погибло в шторм более 140 шведских военных судов. Кладбище кораблей находится кучно на глубине до 7 - 10 м. Просматривается в солнечный день, доступно для дайвинга.
В пос. Большое Поле сохранилось здание школы (здесь сегодня устроен школьный музей), разрушенная усадьба, где отдыхал композитор Римский-Корсаков. Там можно увидеть старые быки моста через р. Полевая, места расположения почтовой станции, здание конюшни, перестроенное из строений ХV-ХVI вв., развалины усадеб. От пос. Большое Поле ведет единственный незаасфальтированный участок собственно Королевской (средневековой Нижне-Выборгской) дороги до пос. Подберезье. Здесь была усадьба Кийскиля, известная по летописям с 1562 г., владел усадьбой купец Л.Крон. Близ трассы расположен о. Солнечный с прекрасной природой и развалинами усадьбы Эмиля Цилликуса. По преданиям на острове охотилась императрица Екатерина.
В пос. Отрадное расположен санаторий «Отрадное», ранее это была мыза Ронка, принадлежавшая князю В.Ф. Одоевскому. Далее следует пос. Харитонове — в средние века здесь было поместье Кнута Поссе, имеются остатки усадьбы Суур Мерийоки (архитектор Сааринен). В 1881 г. здесь отдыхал А.С. Глазунов. Здесь во время войны 1941-1944 гг. был военный аэродром Выборга. На месте слияния Верхней и Нижней Выборгских дорог находится гигантский валун ледниковой эпохи «Казак-камень», он отмечает место древнейших сухопутных дорог Финляндии.
На пути от границы до Санкт-Петербурга, который является конечным пунктом Королевской дороги на данном направлении, маршрут проходит через старинный Выборг. Здесь центральным объектом является средневековый Выборгский замок (крепость), в котором устроены краеведческий музей и смотровая площадка на крепостной башне, а также другие туристские объекты различных эпох. В Выборге наблюдается слияние многих культур: шведской, финской, русской, немецкой. Уникальна и интересна архитектура исторической части города.
Поселок Глебычево — бывший финский аэродром. Поселок Прибытково бывшее форелевое хозяйство. Город Приморск (бывший Бьерке Койвисто): кирха (архитектор Стенбек, 1904 г.), исторический музей, памятник «Парус и Крест», камень, на котором король Густав отслужил мессу, здесь бывали короли Магнус, Густав II Адольф, Густав Ш. Привлекательным объектом для посещения является природный заказник «Березовые острова», пролив Бьеркезунд (морская экскурсия). В пос. Ермилово судоверфь, береговые военные финские укрепления. В поселке Лужки есть памятник Тааветти Инкенину (1929 г., восстановлен в 1990 г.), военные захоронения 1949-1944 гг. В пос. Озерки уникальный маяк Стирсууден, музей маячного оборудования.
Далее следует участок Королевской дороги в Курортном районе Санкт-Петербурга и собственно Санкт-Петербург — конечная точка маршрута.