"Billie Jean" началась в доме Майкла в Энсино. Он превратил гостевой дом в 16-ти трековую студию и мы создали демо, состоящее из трёх песен, которые я в конце концов записал с Куинси для альбома. Майкл и я сели за Родес-пиано и Майкл пропел мне басовую партию. Я начал играть, а он пел верхние ноты трёх аккордов, поднимаясь и опускаясь в бас остинато (прим. "Basso ostinato" - одна из вариационных форм в музыке, основанная на многократном повторении в басовом (нижнем) голосе неизменной темы, которая сопровождается меняющимися верхними голосами). Мы провели может быть час или больше, пробуя различные гармонии для остальных аккордов. Существовал миллион вариаций, как можно было скомбинировать эти ноты, и я перепробовал их все, прежде чем приземлился на ту, которую он искал. Удивительнее всего для меня было то, что некоторые из комбинаций, которые я испытывал звучали весьма модно - они работали, но Майкл никогда не терял из виду то, что слышал в своей голове. Он не играл на музыкальных инструментах, но он, безусловно, был музыкантом. Он мог разработать целые механизмы в своей голове и старался сохранить их, даже когда слышал что-то очень близкое.
Следующий шаг - воссоздание звучания. Майкл слышал как я экспериментировал когда-то во время турне. Я даже не помнил этого. Там был CS-80 и в конце концов я вспомнил звук, где я пытался получить что-то вроде валторны (прим. медный духовой музыкальный инструмент) и струнных одновременно, но получился причудливый аспект, похожий на человеческие голоса. Однажды я запрограммировал этот звук и мы записали демо.
Я всегда буду помнить тот день, я записал эту часть в студии Westlake. Майкл и Куинси заканчивали работать над детским альбомом E.T. the Extraterrestrial в Студии А. Майкл показал мне Студию B, где был установлен CS-80. Он сказал: "ты знаешь часть, запиши её и я приду послушать позже". Итак там был только я и второй инженер Мэтт. После того как я запрограммировал звук, пришёл Майкл послушать, прежде чем мы записали это. Он одобрил и мы записали часть.
Есть ли у вас истории о Майкле или Куинси Джонсе?
Вот история о Майкле: Однажды, когда мы записывали демо для "Thriller" в Энсино, мы взяли перерыв. У Майкла в студии была большая богато украшенная птичья клетка с большим какаду. Он взял немного зёрен для птиц и вышел на улицу на крыльцо, куда пошёл я, чтобы выкурить сигарету. Он поднял руку к небу вместе с зёрнами для птиц в открытой ладони и стоял как статуя. Я думал что он сошел с ума, что он делает? Спустя всего несколько минут огромная дикая голубая сойка прилетела, паря от дерева с другой стороны двора, приземлилась на руку и начала клевать зёрна. Он действительно, в некотором роде, был похож на диснеевский персонаж.
Куинси был великим, всегда великолепным. Один из лучших людей в музыкальной индустрии. Благодаря нему все чувствовали себя спокойно и атмосфера в студии всегда была веселой. Спустя год после моей работы на сессиях для "Thriller" мы с женой были на скрининге в Вествуде и я увидел Куинси в вестибюле. Я хотел познакомить его с моей женой и мы приблизились к нему. На мой взгляд, я полагал, что должен был бы напомнить ему своё имя, но, как только он нас увидел, он сказал: "Билл! Как дела?" Я бы себя не запомнил и я не встречал людей, таких как Куинси. Он такой классный парень и очень талантлив.
Спустя более 30 лет, Ваше видение работы над альбомом "Thriller"?
Я очень горжусь тем, что участвовал в этом. И мои любимые песни в этом альбоме те, в которых я играл, не из-за моего участия, для меня эти три песни, которые действительно принадлежат Майклу, это начало определения его собственного голоса, как автора и аранжировщика, начало того, что впоследствии стало его независимостью от Куинси. Куинси Джонс продюсер моего времени, но Майкл развивал свои идеи, что в полной мере имело для него смысл продюсировать себя.
Вы также работали со Стиви Уандером, можете рассказать нам больше о вашем сотрудничестве?
Я работал со Стиви как синтезаторный программист в течение приблизительно двух с половиной лет. За это время я многое узнал о продюсировании и особенно о сочинительстве. Я узнал в его окружении, его студии и от его музыкантов больше, чем на занятиях музыкой в колледже. Я называю это университетом Стиви Уандера. Стиви и я быстро подружились и он всегда был достаточно любезен, чтобы послушать демо песен, которые я писал. Оглядываясь назад, некоторые из них были действительно плохими, но он всегда находил сказать что-нибудь положительное. Это было после турне Джексонов, я сделал более серьёзные демо, ставшие моим первым альбомом. Я играл их для Стиви и он сказал, что я должен показать их его адвокату Джоханану Вигода (Johannan Vigoda). Такого никогда не случалось раньше. Джоханану они понравились, он показал их Дику Гриффи из Solar Records и у меня появился контракт на запись. Неплохо для парня из Вайоминга. Стиви и я до сих пор друзья - у меня не получается видеть его так часто как хотелось бы, но когда мы собираемся вместе - это как в старые времена. Я не имел бы большей части своей карьеры без него.
Я начал работать с ним, когда он записывал "Journey Through The Secret Life of Plants". Электронные барабаны в треке "Race Babbling" - что-то похожее я делал на пленке, которую он услышал. Предполагалось подключение нескольких синтезаторов двух или трёх синхронизированных секвенсоров. Каждый синтезатор запрограммирован как отдельная часть ударных, например Arp 2600 для бас-барабана. Это было за несколько лет до MIDI и программируемых драм-машин. Всего было шесть или семь синтезаторов, подключённых к Arp-секвенсорам. Это был сложный процесс создания электронных барабанов. Я также работал над альбомом "Hotter Than July", над комплексным звучанием для "Happy Birthday", где синтезатор Prophet 10, обеспечивал ритм драм-машины через вокодер. Мы также работали на самых первых сэмплерах, приблизительно в то время. Он был одним из тех, которые специально разработали с использованием ARP-2600, подключённого к мини-компьютеру DEC Mini-computer. Он мог записывать только очень зернистый образец около 1,5 секунды и не было никакого способа сохранить звук, вы должны были записать его тогда, потому что, когда он выключен, звук пропал. Позже он купил Fairlight CMI (прим. компьютерный музыкальный инструмент), первый в Штатах, я уверен, и я научился пользоваться им. Я взял его в турне "Secret Life of Plants", чтобы убедиться, что Fairlight запущен и работает, изменяя звуки, которые были сохранены на гигантских восьми-дюймовых гибких дисках.
Ваше мнение о том, что вокодеры и синтезаторы 80-х возвращаются в последние несколько лет?
Это свидетельствует о том, насколько хорошо они звучат. Мы слишком быстро отказались от цифровых синтезаторов в 80-х годах, но в то время они были очень увлекательными и было важно быть в курсе. Возможности современных компьютерных сэмплеров и синтезаторов это небо и земля по сравнению с чем мы работали тогда, но им не хватает тепла старых аналоговых машин. У меня всё ещё имеется Minimoog, который я купил в 1972 году и до сих пор он звучит здорово. То же самое касается моей CS-80. Старые аналоговые синтезаторы были не только инновационными, они были великими музыкальными инструментами.
Какова Ваша артистическая деятельность в настоящее время?
Позже я заинтересовался кубинской музыкой и не только традиционной но и танцевальной музыкой, известной как Тимба. В 2000-м году я впервые приехал в Гавану, чтобы взять уроки игры на фортепиано, а также узнать о музыке. Два года спустя я записывался с некоторыми из лучших музыкантов острова и два альбома записал там с моей группой Mamborama, они были номинированы на Cubadisco, что эквивалентно Grammy. Более или менее я пожил в Гаване в течение почти трёх лет, это было удивительное время. В настоящее время я жду вдохновения. Это может оказаться В Ожидании Годо (прим. трагикомедия, в которой гл. герои не двигаются с места). Музыкальный бизнес и популярная музыка теперь мне незнакомы. Это прекрасно, поп-музыка - это развлечение для молодёжи, а мне уже 61. Я всегда буду гордиться тем, чего достиг.