Католические монастыри Франции.Часть 2.Королевское аббатство Фонтенвро |
Аббатство Фонтевро располагается в старинной провинции Анжу в коммуне Фонтевро-Л'Аббэи (12,5 км от Сомюра), сегодня департамент Мэн и Луара.
Аббатство Фонтевро было основано в 1101 году монахом и отшельником Робером д’Арбрисселем (Robert d'Arbrissel). Он стал странствующим проповедником и вскоре за ним последовала большая толпа мужчин и женщин из разных социальных классов. В период между 1099 и 1101 в небольшой долине под названием Фон Эброди (Fons Ebraudi) Робер вместе со своими учениками основал заведение, где размещались и мужчины, и женщины, что было нарушением из общих правил монашества, и на отшельника посыпался гнев многих религиозных деятелей.
Согласно официальной истории аббатства, побудительной причиной основания стало письмо епископа Ренна Марбода , в котором прелат упрекал Робера д’Арбрисселя в том, что его последователи и ученики живут все вместе — без различия полов и положения. «Безземельные крестьяне, прокажённые, больные и здоровые, мужчины и женщины, благородного происхождения и простолюдины, священнослужители и миряне, вдовы, девы и блудницы, — все живут вместе ко всеобщему стыду».
В 1101-м году заведение становится двойным монастырем. Мужчины размещались в обители Святого Жана (Saint-Jean-de-l’Habit, ныне не существующий), а женщины в Большой Монастыре для девственниц (le monastère du Grand-Moûtier). Также были созданы монастырь де ля Мадлен (le monastère de la Madeleine) для раскаявшихся грешников и обитель Сен-Лазар (le couvent Saint-Lazare) для прокаженных. Устав Фонтевро был подтвержден в 1106-м году епископом Пуатье и Папой Паскалем II.
Первые здания были построены в первой четверти двенадцатого века, вскоре после основания. Могущественные семьи местной аристократии (графы Анжуйские особенно) вскоре начали поддерживать новое учреждение. Дочь Фулька IV Ле Решен Ирменгарда удались в аббатство в 1112-м году, а вышла оттуда не ранее 1118-го года. В следующем году уже был освящен хор и трансепт аббатсткой церкви.
Когда Робер д'Арбриссель решил продолжить свои странствия, необходимо было выбирать руководителя аббатства.
В 1115 году, основав во Франции еще 20 юридически зависимых от Фонтевро монастырей, Робер д’Арбриссель передал управление Петрони́лле де Шемилье́ (Pétronille de Chemillé), что заложило в Ордене принцип подчинения монахов монахиням.Она пробыла на своем посту до 1149-го года.
25 февраля 1116 скончался Робер д’Арбриссель. Его тело было погребено в хорах аббатской церкви, которые еще не были достроены. В 1655-м году Жанна-Батиста де Бурбон, дочь Генриха IV перенесла останки Робера в великолепную мраморную гробницу.
XII век стал для Фонтевро периодом быстрого возвышения: многочисленные льготы и привилегии, дарованные аббатисам, прямое подчинение папе римскому, обширные земельные пожертвования со стороны различных светских феодалов превратили Орден в один из самых богатых и могущественных на территории Западной Европы.
Восшествие на английский престол Плантагенетов, объединивших под своей властью Англию, Нормандию, Аквитанию, Пуату, Мэн, Турень и Анжу, еще более усилило позиции Ордена: Фонтевро превратилось и в настоящую сокровищницу этой династии, и в родовую усыпальницу ее представителей: здесь были похоронены Генрих II, Ричард Львиное Сердце, Алиенора Аквитанская, Изабелла Ангулемская — вдова Иоанна Безземельного. К 1189 году под юрисдикцией Ордена находилось уже 123 приората — во Франции, Англии, Испании, — не считая «материнской» обители.
В течение всего XII века могущество Фонтевро постоянно росло. К моменту смерти Робера орден уже располагал 35 приоратами с двумя тысячами монахов, а к конце века количество приоратов увеличилось до 120. Орден появился в Испании и Англии.
Всем известно, что 7 июля 1189-го года Генрих II Плантагенет, король Англии, герцог Нормандии и Аквитании, граф Анжуйский, Мэн, Турень был похоронен в аббатстве Фонтевро, где и сегодня сохранилось его надгробие. Интересно, что история отношений короля и аббатства начинается в год его рождения.
Именно монахи Фонтевро, датируя в 1133-м году один из документов, сообщили, что в том году родился Генрих. Король на протяжении всей своей жизни проявлял к монастырю благосклонность и провязанность, постоянно совершая в его пользу пожертвования. Генрих II продолжал линию своих предков - деда Фулька V, своего отца Жоффруа, которые выступали в качестве благодетелей обители. Тётя же короля Матильда Анжуйская в 1149-1155 годах была аббатиссой Фонтевро.
Среди огромного количества новых конгрегаций (Сито, Гранмон, Савиньи, Тирон) Фонтевро Генрих сделал больше всего пожертвований. По крайней мере зафиксировано присутствие короля три раза в аббатстве, но он, без сомнения, приезжал туда намного чаще. Именно монахиням Фонтевро Генрих доверил первое пятилетнее начальное образование своего младшего сына Иоанна, который родился в декабре 1166-го года в Оксфорде.
21 мая 1154-го года Генрих II Плантагенет в компании с архиепископом Тура, епископами Байё и Лизьё, аббатами Сен-Флоран из Сомюра и Нуайона, младшим братом Гийомом и многочисленными баронами первый раз посетил аббатство Фонтевро. Король подтвердил все пожертвования, которые сделал его дедушка Фульк V.
Герб Плантагенатов
Монахи получили право пользоваться доходами из порта Дьеппа, владели приоратами не только в Аквитании, но и в Нормандии. В 1153-м году первый приорат, который находился в подчинении Фонтевро, появился в Англии. Для возведения многочисленных построек также необходимы были дополнительные поступления денежных средств. Например, для строительства кухонных помещений Фонтевро получило возможность пользоваться годовыми доходами с превоств Анже и Лудена. Папа Римский даровал аббатству многочисленные дома, виноградники, луга и мельницы.
Генрих несколько раз желал быть погребенным в аббатстве Грамон, но его было сложно туда переправить из Шинона, где король скончался 6 июля 1189-го года. Вероятно, Фонтевро было выбрано из-за близкого расположения.
Надгробие Генриха II было выполнено около 1200-го года по приказанию Алиеноры Аквитанской.
Еще более важные отношения связывали аббатство Фонтевро и Алиенору Аквитанскую. В 1146-м году королева одобрила подарок монахиням, который сделал ее первый супруг Людовик VII. Будучи женой Генриха II она первый раз посетила аббатство в 1152-м году.
Алиенора Аквитанская. Фрагмент изображения на витраже в кафедральном соборе в Пуатье (XII век)
Бабушка Алиеноры по отцовской линии Филиппа Тулузская посетила аббатство до 1114-го года, когда она основала в своей родной Тулузе приорство Лепинас (Lespinasse), подчиненное Фонтевро. Там она и скончалась, перед этим приняв обет вместе со своей дочерью Одеардой. Дедушка Алиеноры по материнской линии Эмери, виконт Шательро хорошо знал Робера д'Арбрисселя и сделал большое число пожертвованиq новому заведению. Отец Алиеноры Гийом X покровительствовал приорствам Фентевро в Сентонже и в диоцезе Пуатье.
Надо добавить, что тогда Фонтевро обладало семью приорствами в диоцезе Пуатье, одним в Сенте и тремя в Лиможе. Значительно выросло число приорств во времена правления первой аббатиссы Петрониллы.
Наконец, старым обожателем и другом Фонтевро был аббат Сугерий, который 25 июля 1137-го года присутствовал на свадьбе Людовика VII и Алиеноры Аквитанской в Бордо. В письме Папе Евгению III в 1149-м году аббат Сен-Дени очень тепло отзывается об аббатстве. Во времена своей юности он учился недалеко от Фонтевро, возможно, в аббатстве Мармутье.
25 марта 1146-го года в Везле было объявлено о начале нового Крестового похода. Людовик VII на пути в Святую Землю посетил Пуату, и встретился в Пуатье с Петрониллой, первой аббатиссой Фонтевро. Король даровал монахам ежегодную ренту в пять сотен су от доходов с ярмарки в Пуатье, которая приходила вместе с началом Поста. В той королевской хартии имя Алиеноры упомяналось между прочим. Она давала своей согласие как королева, а не графиня Пуату и герцогиня Аквитанская. В качестве королевы Франции это было единственное пожертвование аббатству со стороны Алиеноры Аквитанской.
Первые хартии Фонтевро были выпущены Алиенорой уже в 1152-м году, когда она стала супругой Генриха II и королевой Англии. Она присутствовала (скорее всего без мужа) на заседании капитула аббатства, где подтвердила дарения, которые совершили её предки, а также милости 1146-го года. Существует вероятность, что этот визит Алиеноры состоялся по просьбе Генриха, который желал, чтобы его тетка Матильда (в то время аббатисса Фонтевро) познакомилась с его супругой. Отношения двух женщин не сложились, поскольку при жизни Матильды королева более в аббатстве не появилась.
Без сомнения, во времена правления третьей аббатиссы Одебюрж де От-Брюйер (Audeburge de Hautes-Bruyères) (1155-1180) до 1173-го года, года заключения, Алиенора активно принимала участие в жизни Фонтевро. По крайней мере мы располагаем двумя свидетельствами её пребывания в аббатстве. В период заточения Алиеноры (1173-1185 года) члены братии поддерживали хорошие отношения с Генрихом II и продолжали получать свидетельства королевского расположения. Королева же отказалась от предложения супруга получить свободу и принять постриг в Фонтевро в 1175-м году.
Алиенора
После своего освобождения Алиенора стала выказывать такое благорасположение по отношению к обители, какое никогда не демонстрировала прежде. На аббатство посыпались многочисленные ренты, иницированные либо Ричардом Львиное Сердце, либо самой королевой-матерью. К тому же Алиенора основала приорство Сент-Катрин в Ля-Рошели, которое стало подчиняться Фонтевро.
В 1194-м году королева удалилась в Фонтевро, но политические события заставляли её часто покидать обитель. В 1199-м году она находилась у смертного одра своего сына Ричарда, который был ранен в Шалю. В 1200-м году она отправилась в Кастилию, чтобы привезти с собой будущую Бланку Кастильскую, супругу Людовика VIII и мать Людовика IX Святого.
По общепризнанным утверждениям, последние годы жизни Алиенора провела в аббатстве Фонтевро, где и скончалась в возрасте 82 лет, пережив восьмерых из десяти своих детей. Насчет места ее смерти существуют большие сомнения.
Далее хочу передать слово Жану Флори:
"О смерти Алиеноры нам известно не больше, чем о ее рождении. Многие хронисты о ней даже не упоминают. Рауль Коггесхоллский ограничился кратким сообщением о времени ее кончины: «В году 1204 умерла королева Алиенора, дочь графа Пуатье, которая сначала была супругой короля Людовика, а затем женой короля Генриха Английского». В «Маргамских анналах» упомянут лишь год ее смерти (1204), и только «Анналы Веверли» указывают более точную дату — «в апрельских календах», то есть 31 марта или 1 апреля.
Королева Алиенора
О месте ее смерти также нет точных сведений: если верить хронисту из Сент-Обен в Анжере, королева умерла в Пуатье. Но большинство историков полагает, что Алиенора, скорее всего, удалилась в Фонтевро и оставалась в нем до самой смерти. Эта гипотеза, хотя и допустимая, все же не имеет никаких документальных подтверждений, вопреки тому, что утверждали ранее.
Филлип 2,Генрих 2 и Алиенора
Так, Э. Келли, разделяя это мнение, утверждает, что о Пуатье сообщает лишь хронист из Сент-Обен, тогда как «другие хронисты» (из которых она приводит только Петра Блуаского) говорят о том, что до последнего дня своей жизни Алиенора оставалась в Фонтевро. Однако Петр Блуаский ни о чем таком не сообщает — данное указание отсылает нас не к автору этого текста, а к комментариям его издателя Пьера де Гусанвиля, который действительно приводит множество текстов, касающихся Алиеноры, но ни один из них не упоминает о ее смерти в Фонтевро.
Э. Келли ссылается и на «Хронику аббатства Св. Марциала Лиможского»; после нее то же самое сделал и Лабанд, кропотливый историк, который на сей раз, слишком доверился своей вышеупомянутой исследовательнице. Действительно, заметка в этой хронике, в издании 1874 г., как и в недавнем издании хроники Бернара Итье, под 1204 г. содержит лишь краткую фразу: «Умерла Алиенора, королева Англии. Она была погребена в Фонтевро».
Действительно, ни у кого не вызывает сомнения то, что Алиенора умерла в 1204 г. и была похоронена в Фонтевро. И кто бы в этом сомневался? Некролог из Фонтевро повествует о благородном роде, безупречном нраве и достойной жизни королевы, перечисляя ее многочисленные добродетели, как и подобает в произведениях такого жанра. Он напоминает о множестве даров, пожертвованных Али-енорой аббатству.
Наконец, некролог подчеркивает желание, выраженное самой королевой, принять после своей смерти постриг и быть похороненной в церкви этого аббатства.
Но данный текст, как и предшествующие, не уточняет, что королева ушла из жизни именно в его стенах. Поэтому местом ее смерти нам следует считать Пуатье, до тех пор, пока мы не найдем иного свидетельства или не докажем, что «Хроника Сент-Обена» на этот счет ошибается.
То, почему для погребения королевы был выбран Фонтевро, объясняется просто. Аббатство к тому времени уже стало семейной усыпальницей Плантагенетов; Алиенора с давних пор проявляла интерес к этому святилищу, где покоились ее супруг Генрих II, ее сын Ричард и ее дочь Жанна.
Вот почему в нефе монастырской церкви и сегодня можно увидеть ее гробницу, расположенную рядом с гробницами короля Генриха, Ричарда и Изабеллы Ангулемской. Увековеченная во всей красоте зрелой женщины — голова, увенчанная короной, ясное лицо, обрамленное апостольником, — королева держит в руках открытую книгу и, кажется, не столько читает, сколько размышляет. Историки не перестают строить догадки по поводу этой книги: может быть, это Священное Писание, несмотря на малый размер книги? Псалтырь? Песни трубадура? Куртуазный роман?
Хотела ли она оставить после себя образ благочестивой и кающейся женщины, которая после смерти своего сына Ричарда, по словам Обри де Труа-Фонтена, увидевшего ее надгробие в Фонтевро, «исправила свою жизнь, дабы окончить ее в благодати»? Или же образ женщины, принадлежавшей к верхушке светской аристократии конца XII в., образованной и куртуазной, поклонницы (и покровительницы) искусств и словесности?
В этой области Алиенора ввела новшество: открытая книга вскоре станет атрибутом королев и женщин из высших аристократических семей, подобно тому, как скипетр является отличительным знаком королей.
Размышляет ли она о том романе, каким была ее жизнь — со всеми страстями, просчетами и ошибками, допущенными ею, но также с ее непревзойденной энергией, с неукротимым желанием быть хозяйкой собственной судьбы?
Об этом можно лишь догадываться. Вполне вероятно, что Алиенора, как утверждают сегодня некоторые искусствоведы, сама заказала свое надгробие, законченное до 1210 г., как ранее она уже заказывала гробницы для своего мужа и сына. Все они, во всяком случае, являются выражением политической идеологии, утверждением могущества династии, чему королева посвятила всю свою жизнь.
Оригинальное покрытие пола
Об этой беспокойной, напоминающей роман жизни Алиенора могла размышлять во время своего уединения в Фонтевро, как и перед своей смертью".
Надгробие Алиеноры Аквитанской и Генриха 2 в аббатстве Фонтевро:
Красоту Алиеноры отмечали современники. Хронисты описывают её как perpulchra, т.е. больше, чем красивая. В 1153-м году трубадур Бернар де Вантадур называет её градиозной, привлекательной, полной шарма, с красивыми глазами и благородным выражением лица. Но, к сожалению, надгробия в Фонтевро не могут считаться реалистичными изображениями Плантагенетов, поскольку они изготавливались без использования посмертной маски уже после смерти. Алиенора заказала надгробные изображения Генриха II и Ричарда Львиное Сердце, а ее собственное надгробие было выполнено тоже уже после кончины королевы. В Сен-Дени, к примеру, первое более или менее реалистичное надгробие - это скульптура Филиппа III, лицо которого было изготовлено с посмертной маски.
Помимо Алиеноры Аквитанской и Генриха II, в аббатской церкви Фонтевро были погребены Ричард Львиное Сердце и супруга Иоанна Безземельного Изабелла Ангулемская
Первоначально Плантагенеты имели отдельные надгробия, и он располагались перед северо-западной опорой аббатской церкви на углу нефа и транспета. В 1504-м году гробницы были перемещены на территорию дамских хоров аббатиссой Рене де Бурбон. Помимо четырех вышеупомянутых персонажей, существовали гробницы Жанны, дочери Алиеноры и Генриха II, и ее супруга Раймона VII Тулузского. В 1562-м году могилы были осквернены гугенотами.
В 1638 г. аббатисса Жанна-Батиста де Бурбон повелела соорудить на каждой стороне решетки хора две большие арки. Во время работ были обнаружены захоронения членов династии Плантагенетов. Могилы были вскрыты, и дон Лардье, бывший настоятель монастыря Святого Жана (Saint-Jean-de-l’Habit) и первый архивист ордена, описал останки Раймона VII: повязки из золотой парчи, красивые и блестящие, несмотря на время, покрывали останки. Каменная гробница была украшена расписными и позолоченными гербами Тулузы, Франции и Англии с тремя золотыми львами.
Затем Жанна-Батиста де Бурбон повелела изготовить единый памятник для всех надгробных скульптур:
Скульптуры Жанны и Раймона были заменены статуями молящихся, которые революцию не пережили. Во время археологических раскопок в аббатстве в 1986-м году было обнаружено место расположение бывшей гробницы Раймона VII с остатками оригинального украшения.
Сегодня от помпезного монумента остались лишь четыре надгробных памятника первой половины XIII века.
Фреска, которая, возможно, сохранилась от единой гробницы Плантагенетов:
Строительство аббатской церкви, шедевра романского стиля, началось почти сразу после основания ордена в 1101-м году. Как и было положено, первой появилась апсида. Но под влиянием верующих планы поменялись, и началось возведение церкви, которую мы видим сегодня. К 1115-му году внутренние части хора и транспета уже были завершены и освящены Папой Каликстом II 31 августа 1119-го года.
Церковь располагается к северу от Большого Монастыря для девственниц (le monastère du Grand-Moûtier). Ее длина достигает 90 метров, и сооружена она из белого песчаника, который добывали недалеко от Сомюра, то есть поблизости.
Со времен Плантагенетов уцелело уникальное романское здание монастырских кухонных помещений. Оно было возведено между 1160 и 1170-ми годами. Кухни состояли из восьми приделов, пять из которых дошли до наших дней.
Точное место назначения этого сооружения неизвестно. Некоторые предполагают, что каждый предел использовали в качестве очагов, а другие говорят, что помещения служили коптильней.
Двенадцатым столетием датируется и капелла Сен-Бенуа, которая находилась при лазарете:
Само здание лазарета датируется началом XVII века:
Сегодня обитель Сен-Лазар служит отелем-рестораном. Раньше в этом здании, которое было перестроено на деньги Генриха II (работы начались во время правления Матильды Анжуйской (1149-1155), тетки короля), размещались прокаженные. Церковь обители служила прекрасным примером ранней архитектуры анжуйской готики.
Во время правления аббатиссы Луизы де Бурбон (1534-1575) обитель подверглась перестройкам, а современный нам вид приобрела в XVIII веке. В конце старого режима Сен-Лазар служил в качестве места для больных и выздоравливающих сестер.
Закат империи Плантагенетов в конце XII-начале XIII столетия поставил аббатство Фонтевро в непростую ситуацию, ведь его владения находились на территории Плантагенетов. Территории Анжу и Турени отошли к королю Франции, тогда как владения в Пуату и Гиени еще находились на английской земле. В то же время наметилось экономическое ухудшение положения ордена. В 1247-м году монахам было разрешено наследовать имущество своих родителей. Создание новых приорств, подчиненных Фонтевро, остановилось. В 1297-м году максимальное количество монахов в Grand-Moutier опустилось до 300 вместо 360.
С началом Столетней войны пришли новые трудности. В 1369-м году аббатство потеряло около 60% своих земельных рент, но во время боевых действий сам монастырский комплекс не пострадал. В 1460-м году Гийом де Байёль, приор Сен-Жан де л'Аби указал на затухание ордена Фонтевро. Он посетил пятьдесят приорств, три из которых были покинуты, а в большей части находилось лишь несколько служителей.
В 1457-м году во главе аббатства встала Мари Бретонская, дочка Ричарда Этампского. Она решила реформировать Фонтевро, распустив очень бедные и несостоятельные приорства и составила новый устав. Король Людовик XI поддерживал аббатство. 15 октября 1479-го года он подтвердил данные ранее привилегии. Несмотря на эти меры, а также на поддержку Святого Престола преемница Мари Анна Орлеанская успехов в реформировании ордена не достигла. К 1491-м году лишь шесть приорств было реформировано.
В 1491-м году новой аббатиссой Фонтевро была выбрана Рене де Бурбон (1468-1534), дочь Жана II де Бурбона, графа Вандомского. Она стала первой из пяти аббатисс дома Бурбонов, которые правили в аббатстве до 1676-го года.
В 1476-м году она была монахиней в Сенте, в 1491-м году стала главой аббатства Святой Троицы в Кане, что в Нормандии. 23 сентября того же года Рене была выбрана аббатиссой Фонтевро. Тогда она сразу же взялась за продолжение реформы, а также за архитектурное обновление. В течение тринадцати лет Рене возглавляла оба значительных аббатства, пока не передала обитель в Кане в руки своей сестры Изабеллы.
Именно тогда появились замечательные галереи клуатра, которые мы видим сегодня. Над южной частью клуатра Рене де Бурбон надстроила этаж с 47 кельями для монахов. Три другие галереи внутреннего двора монастыря были построены при Луизе де Бурбон, которая сменила Рене на посту аббатиссы Фонтевро.
Как добраться
От вокзала г.Сомюр
На автобусе: маршрут №1 от вокзала до остановки «Фонтевро – 8 мая 1945 года», потом 4 минуты пешком
Часы работы и стоимость билетов
С 24 января по 28 февраля: 10.00 - 17.00 (Закрыто по понедельникам)
С 1 марта по 30 июня: 9.30 - 18.30
С 1 июля по 31 августа: 9.30 - 19.00
С 1 сентября по 31 октября: 9.30 - 18.30
С 1 ноября по 31 декабря: 10.00 - 17.00 (Закрыто по понедельникам).
Стоимость входного билета:
Полная стоимость: 9, 50 евро
Льготный тариф, дети: 7 евро.
Посещение с экскурсоводом или аудиогидом: + 4,50 евро.
Аббатство закрыто: весь январь и 25 декабря.
Источники:http://richelieu.forum24.ru/
Библиография:
John Le Patourel, "The Plantagenet Dominions" History, 50 (1965) pp.289-308.
John Le Patourel, "The Norman Conquest, 1066, 1106, 1154, Proceedings of the Battle Conference on Anglo-Norman Studies, ed. R. Allen Brown (Ipswich, 1978) 1:103-120, 216-220.
John Le Patourel, The Norman Empire (Oxford, 1976).
W.L. Warren, Henry II, U. of California, Berkeley, 1973.
Bernard S. Bachrach, 'The Idea of the Angevin Empire', Albion, 10 (1978) pp.293-299.
Рубрики: | храмы, костелы |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |