-Рубрики

 -Я - фотограф

находка

rкаменная пуля от мушкета
1 фотографий

 -неизвестно

 -

Радио в блоге
[Этот ролик находится на заблокированном домене]

Добавить плеер в свой журнал
© Накукрыскин

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в meb-master

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 06.03.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 1881


Дворцы вельмож Часть 11 Особняк Н.Д.Стахеева на Новой Басманной

Воскресенье, 14 Апреля 2013 г. 23:28 + в цитатник
Цитата сообщения Майя_Пешкова Дворцы вельмож Часть 11 Особняк Н.Д.Стахеева на Новой Басманной





Особняк Николая Дмитриевича Стахеева, московского коммерсанта, золотопромышленника и мецената, был построен на Новой Басманной улице архитектором М.Ф. Бугровским в 1898-1899 гг.
Сохранились сведения, что постройка этого почти дворца обошлась ему в 1 миллион рублей. Для сравнения, многокомнатная квартира в центре Москвы, после ремонта и с современной, для того времени, обстановкой обходилась квартиросъемщику примерно в 150 рублей в месяц.



Будучи большим ценителем и знатоком искусства, Н. Д. Стахеев с соответствующим вниманием подошёл и к оформлению своего особняка. Фасады и холл с беломраморной лестницей были выполнены в греческом стиле. Парадная часть особняка состоит также из залов, выполненных в стилях готики, барокко, восточном и классицизма. Каждый из них настолько проработан до мелочей, что выглядит как оригинал из своей эпохи. В отделке использованы десятки пород дерева, камня и мрамора.



Родился Н. Д. Стахеев в городе Елабуга, где и провёл своё детство. Отец его был местным купцом и оставил сыну в наследство пять миллионов рублей. Мать Н. Д. Стахеева была урождённая Шишкина и приходилась, как можно догадаться, родной сестрой автору небезызвестного полотна «Утро в сосновом бору». Таким образом, с детства Николай Дмитриевич находился в обществе, тесно связанным с творческой средой, где видимо он и научился понимать искусство и чувствовать его.



Впоследствии, переехав в Москву, он не терял связи со своим дядей, оказывал ему поддержку и приобретал его картины. Знаменит Н. Д. Стахеев и своим покровительством курортной Алуште, где до сих пор сохранилась его дача. Становление это прибрежного крымского города во многом связано с его именем. Здесь на средства московского коммерсанта и мецената были созданы – земское училище, ремесленная школа, ночлежный приют, первый в Алуште театр, купальни устроенные на набережной, пристань и многое другое.



Свои дела Н. Д. Стахеев успешно вёл в разных областях бизнеса. Тут были и золотые прииски, и доходные дома в Москве, и ткацкие мануфактуры, и нефтяные промыслы и торговля чаем. По всем пунктам Николай Дмитриевич мог похвастать завидной удачей. Но она отворачивалась, когда он садился за зелёное сукно игорных столов. Это происходило регулярно в Монте-Карло, куда Н. Д. Стахеев любил приезжать.



Точной информации о том, как окончилась жизнь Н. Д. Стахеева, найти не удалось. По одной из версий он обанкротился и покинул Россию незадолго до 1917 года, оставив особняк жене, с которой развёлся. Ненадолго особняк арендовала вдова Саввы Морозова, а с началом революции его по традиции большевиков национализировали. Здесь особняку сказочно повезло, поскольку его не стали перепрофилировать в коммуналку или фабрику, в результате чего большая часть интерьеров сохранилась до наших дней без серьёзных реставраций и переделок. В 40-х годах он стал клубом детей железнодорожников.



И заканчивая краткий экскурс в историю, приведу одну из легенд, связанную с Н. Д. Стахеевым и его особняком на Новой Басманной улице. Она повествует о том, что после революции бывший коммерсант инкогнито вернулся в Москву, чтобы забрать драгоценности из тайников особняка и был задержан. На допросе он предложил Дзержинскому рассказать, где они спрятаны в обмен на возможность уехать или спокойную жизнь на родине.



Сделка по слухам была совершена, и Н. Д. Стахеев до конца жизни получал пенсию, а на средства от найденных в особняке ценностей, был построен Дом культуры железнодорожников на Комсомольской площади. В посвящённой этой истории статье журнала «Московское наследие» № 9 за 2009 год, также говорится о том, что её записали со слов самого Стахеева корреспонденты газеты «Гудок» Е. Петров и И. Ильф и она легла в основу известного всем сюжета «Двенадцати стульев». Так это или нет сказать сейчас сложно, но эта история помогает более живо ощутить прошлое особняка, когда гуляешь по его залам. Именно на такую прогулку я Вас и приглашаю сейчас.



Особняк Стахеева после национализации передали железнодорожникам. С 1918 года он находился в ведении Народного комиссариата путей сообщения (впоследствии Министерства путей сообщения). Там в разное время находились различные учреждения: клуб железнодорожников имени Дзержинского, Деловой клуб транспортников, и Всесоюзное объединение лесной и деревообрабатывающей промышленности на транспорте.



В 1940 году дом отдали под клуб детей железнодорожников. Там работало множество творческих и технических кружков и секций, стены этого здания помнят ещё молодых, пятнадцатилетних Олега Даля, Олега Басилашвили, Валентину Толкунову и других.














Переехав на жительство в Москву, начал скупать старые особняки на лучших улицах и строить многоэтажные дома, что приносило ему большой доход. Например, в 1890-х годах он покупает землю у дворянки Рожковской на улице Мясницкая и строит доходный дом № 6 с книжными магазинами, который теперь известен как «Библио-Глобус», потом — дом на Тверской, дом № 3 в Лубянском проезде — всего 11 дорогостоящих зданий.

Обширный участок земли с садом на Новой Басманной улице в Москве Стахеев купил в 1890-х гг., где в 1898—1899 гг. архитектором М. Ф. Бугровским бы построен особняк Н. Д. Стахеева. К работам был привлечён скульптор В. Г. Гладков.

Постройка этого здания обошлась заказчику в 1 миллион рублей. Это один из наиболее ярких и хорошо сохранившихся до наших дней примеров эклектической архитектуры конца XIX века, а его интерьеры являются ценнейшими памятниками прикладного искусства.

Будучи большим ценителем и знатоком искусства, Н. Д. Стахеев с соответствующим вниманием подошёл и к оформлению своего особняка.



Фасады и холл с беломраморной лестницей были выполнены в греческом стиле, парадные апартаменты включают готическую столовую, мавританскую курительную, залы в стиле классицизма, барокко и т. д. Хорошо сохранилась обильная деревянная резьба, сложного рисунка паркет, витражи, мраморная и лепная отделка. Перед домом находится фонтан: чугунная женская фигура, держащая фонарь — «Богиня ночи», изготовленная в парижской мастерской в конце ХIХ века. Позади было пристроено помещение галереи, а с правой стороны находилось здание конторы.




Особняк использовался под сдачу в аренду богатым москвичам. Так, в 1910-х гг. он сдавался Зинаиде Григорьевне Морозовой, вдове мецената Саввы Тимофеевича Морозова за 25 тыс. рублей в год.

Н. Д. Стахеев жил на широкую ногу. Много путешествовал. Он был не только щедрым меценатом, но и страстным игроком, завсегдатаем казино в Монте-Карло. Как отмечали современники, он проматывал свои капиталы «без жалости и сожаления», его приезд в Монте-Карло всегда сопровождался повышением курса акций казино, так как он играл крупно и обыкновенно проигрывал.

Не забывал и о благотворительности, которой славились его отец и дядя. Однаждыв 1908 г., к ужасу родственников и компаньонов, он проиграл в казино Монте-Карло 15 миллионов(!) золотых рублей. (Огромные деньги по тем временам, строительство Ливадийского дворца, например, обошлось казне в 4 миллиона.)



Подоконники и откосы из натуральной яшмы

Удивительный потолок Каминного зала
Еще одна столовая выполнена в пастельных тонах и вся покрыта нежнейшими росписями, служила одновременно и музыкальным салоном.




В доме сохранились некоторые предметы, принадлежащие Николаю Дмитриевичу Стахееву. Среди них деревянные часы, декорированные женскими фигурами и зеркало.



На лужайке перед домом находится действующий до сих пор фонтан "Богиня ночи" с чугунной женской фигурой, держащей в руке электрический фонарь. Этот фонтан был создан во Франции, так же как и светильники в нишах второго этажа и скульптура перед окном зимнего сада.

Покидать особняк совсем не хотелось, напротив было желание пройти по всем его залам заново, насладиться и насмотреться его красотами невозможно.
Он роскошен, но в нем нет вычурности, он эклектичен, но во всем присутствует чувство высокого стиля и вкуса. Его хозяин вызывает чувство уважения и даже восхищения, а история особняка представляется немного таинственной и заманчивой
. Кстати, особняк этот после развода с женой Стахеев сдавал З.Морозовой за 25 тысяч рублей в год, и на эти деньги жила его жена и дети. В советское время здание особняка занял Центральный дом детей Железнодорожников, который располагается здесь и по сей день. Так же особняк был надстроен тремя этажами, на которых размещались комунальные квартиры. В 90-е годы 20 века квартиры удалось расселить и вернуть особняку прежний вид, вплоть до медной крыши. Обходя особняк Стахеева вокруг, можно увидеть с улицы три восхитительно красивых окна, принадлежащих, несомненно, готической столовой.

Фото: http://bdb-2000.livejournal.com,http://www.otzyv.ru[/more]

Серия сообщений "Исторические русские усадьбы":
Часть 1 - Мир русской усадьбы. (Россия, 2006 - 2007), 3 фильма.
Часть 2 - Художественный и ландшафтный музей-заповедник "Царицыно"
...
Часть 25 - Культурное наследие Российской Федерации: Дворцы и дома вельмож.Часть 8
Часть 26 - Всемирное наследие ЮНЕСКО:Усадьба «Репинские пенаты» в Репино
Часть 27 - Дворцы вельмож Часть 11 Особняк Н.Д.Стахеева на Новой Басманной
Рубрики:  дворцы
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку