Вместо эпиграфа
Впервые, на страницах своего дневника я напишу отзыв о прочитанной книге. Все, что вы прочтете ниже – это всего-лишь мое мнение, не претендующее на звание абсолютной истины. Я так и не смог решить, на кого нацелено это мое повествование – сначала, я писал для тех, кто прочел эту книгу, ожидая дискуссии по поводу прочитанного, но затем, незаметно для себя самого, стал описывать для тех, кто ее не читал. Итак, вот что у меня получилось.
О трагедии Натальи
История, конечно, трагична, но я знаю человека, пережившем не менее тяжелую трагедию. Поэтому, читая про трагедию Якуба (так зовут главного героя), я вспоминал о том человеке, об его «Наталье». И от этого все прочитанное воспринималось еще острее и тяжелее. Автор, конечно, добился того, что вызвал уважение к главному герою за умение любить и, сострадание - за умение страдать. Но… Сделано это было «некрасиво», как кадры в выпусках новостей из расстрелянной школы в Беслане, захваченного Норд-Оста, взорванных домов, захваченных террористами больниц и т.д. – кадры которые потрясают, шокируют, вышибают слезу, но не перестают быть при этом «некрасивыми», «чернухой». Жаль, что Януш Вишневский омрачил свою книгу такой «чернухой».
Об Интернет общении
Здесь автор удивительно точно описал среду, в которой мы существуем. Читая главы, посвященные ICQ-общению ЕГО и ЕЕ, складывалось ощущение, что читаю про себя и ту, которую «не забудишь…». Разве что email-ов не писали… А так все точно, часы, да что там часы, десятки, а то и сотни часов проведенные в общении по ICQ, проведенные в разговорах обо всем и ни о чем одновременно. Когда имело значение только это общение, а все остальное в жизни всего-лишь помогало скоротать время до появления заветного «В сети». Когда после общения не оставалось никаких мыслей, а только тепло в сердце, в душе. А когда собеседник уходил, делалось именно так как и описал Вишневский: «сразу стало так пусто и ужасающе тихо. Она напечатала: «Вдруг так тихо сделалось в моем мире без тебя»» (С).
Очень точное определение «тихо в моем мире». Тихо, как в доме, из которого ухали дети, тихо как в театре после окончания представления, когда стихли последние овации и разошлись зрители. Хотелось, чтобы этой тишины никогда не было, но она неизбежно наставала, оставляя после себя лишь тепло. И как точно подметил автор, тишина была только в моем мире. Никто, сиди он хоть со мной в одной комнате, хоть в другой галактике не слышал, да и не мог бы услышать наступления этой тишины...
О письме Дженифер и не только
Письмо Дженифер в самом начале повествования и многие эпизоды книги я бы охарактеризовал, как «привет Коэльо». По многим отзывам, встреченным мною в сети, никто бы не мог так понять женщину, как главный герой книги. Понять ее мысли, желания, чувства. Причем не только такие чувства, как любовь, ненависть, злость и т.п. но и физические чувства, такие как обоняние, осязание, слух, боль и другие. Честно признаюсь, такие моменты вызывают у меня раздражение и зависть. Ведь никто и никогда не любил и не будет любить меня так, как Дженифер главного героя, никто и никогда не будет по мне так скучать, никто и никогда не напишет мне подобного письма, никогда я не смогу понимать женщин, так как это делал главный герой, мне никогда не преодолеть те запреты, которые преодолел он. Все испытывали такое же раздражение, у кого-то такое раздражение вызывают олигархи, у простого народа. Или когда нам ставят в пример какого-нибудь отличника-зубрилу, или даже родного барата или сестру, которые моют полы лучше, чем мы.
О болезни Ани
Еще одна «чернушная» история, банальная до безобразия. Девочка, умирающая от лейкемии в социалистической Польше. Операцию по пересадке костного мозга, способную спасти девочку, могут сделать только в США. Денег на операцию у родителей девочки нет. Отец начинает пить, и в перерывах между пьянками вспоминает о своем бывшем однокласснике в Америке. Одноклассником, как можно догадаться, оказывается главный герой. Денег у него тоже нет, но приложив громадные силы, разворачивает компанию по сбору денег и спасает ребенка.
Не знаю, как вы, а я это где-то уже видел… раз 20. Автор, конечно, добивается своего: вышибает слезу и делает Якуба в глазах читателя героем. Но сам по себе литературный прием низкий, «чернушный».
Об историях...
А еще книга изобилует историями жизни людей не имеющими к сюжету никакого отношения. Эти истории не раскрывают ни характера главных героев, ни каких-то фактов из их жизни, ни об их поведении в разных ситуациях. К примеру, вам расскажут истории жизни хозяйки дома, в котором главный герой снимал комнату, друга и, одновременно, соседа по дому, матери друга, брата матери друга, приемных родителей брата матери друга, отца приемного отца брата матери друга – в общем, создатели «Санта-Барбары» нервно курят в сторонке. Причем все они выполнены все в том же «чернушном» стиле.
О кульминации
Без слов, одни эмоции. Гениально!!! После всей этой трагичности, когда одна трагическая история, сменяет другую, все меньше и меньше вызывая эмоций, вдруг светлое пятно. Как луч солнца, проникший в темную комнату, после того, как отрыли шторы – он бъет по глазам и становится нестерпимо больно, а глаза начинают слезиться. Чудо свершилось тогда, когда от автора ничего подобного я уже не ожидал...
О концовке
А вот конца у автора получилась такой, какой я бы и хотел ее видеть - ровной. В ней нет ни «чернушности», ни чудесного Happy-end’а. Концовка жизнена.
Итог
Книга должна быть прочитана. Помимо сюжета, вы узнаете много интересных (и не очень), но абсолютно бесполезных фактов. А еще среди всего этого вы прочтете историю пусть и странной, но все же, настоящей любви. А еще эта книга помогает понять то, насколько ценно, что у нас есть, и что мы так не ценим. Ну вот скажите, после какой еще книги, могли родится следующие строки (комментарий взят из сети):
«Какая же я все-таки счастливая, что у меня "среднестатистическая жизнь", что в ней нет никаких крайностей в виде гомосексуализма, выпивки, наркотиков, сверхзанятого мужа, гениального любовника, зависимости от сети и т.д. Слишком уж много всего по сюжету для 2 людей. Возможно, они гениальны и именно поэтому у них столь насыщенная жизнь... А моя жизнь возможно банальна и сера на их фоне. Но мне другого и не нужно, мне уютно в своей семье, в которой у нас замечательные отношения. Вот после таких вещей я особенно начинаю ценить своего "рядового" (т.е. без особых крайностей в жуткие недостатки или сверхгениальные достоинства) любящего и любимого мужа... После таких произведений почему-то приходит радость за свою текущую жизнь. Думаю, что если когда-нибудь мне захочется "разнообразия и острых ощущений", то возможно я перечитаю опять эту книгу и опять вернусь к своему равновесному состоянию без причинения волнений и проблем своей второй половинке... и опять буду наслаждаться своим спокойным, предсказуемым и размеренным прохождением жизненного пути без особых треволнений».
Ну и в заключение, когда я смотрю новости или читаю какие-нибудь истории, порой, мне становится нестерпимо стыдно, за то что я одного пола с теми, кто способен совершать такое, стыдно за то, что я мужчина. Так вот, прочитав эту книгу (будь я женщиной), мне стало бы стыдно, что я женщина. Как мне кажется, автор не понял женщину, он просто ее возненавидел. Возненавидел настолько, что научился чувствовать все, что способна чувствовать женщина (насколько это вообще возможно), а потом и прочувствовал, лишь только для того, чтобы потом ударить туда, где это больнее всего. На мой, сугубо мужской, взгляд, ему это удалось.
Вместо эпилога
Несколько цитат из книги:
Одиночество — наихудшая разновидность страдания.
Из всего, что вечно, самый краткий срок у любви.
Женщина может любить одновременно двух мужчин до тех пор, пока один из них не узнает об этом.
Если бы собаки умели говорить, они все равно никогда бы не унизились до того, чтобы заговорить с людьми.
Боже, помоги мне стать таким, каким считает меня моя собака.
Переживания — это самое важное. Только ради переживаний и стоит жить. И ради того, чтобы потом можно было о них кому то рассказать.
Электронную версию книги можно скачать например
здесь