Пиар для Ивана Грозного |
Вот так бывает: возьмёшь тему для курсача, а затянет и в исследование окунёшься... Так и произошло с темой взаимодействие церкви и царской власти в 16 веке. К огромному сожалению полного текста степенной книгия пока не нашла... Но из источников, до которых смогла добраться прояснила вопрос: отчего же царь Иван грозный так демонстративно не любил бояр, а вот к церкви несмотря на свою грозность был лоялен? Дело в том, что церковь, выражаясь современным языком пиарила царя!
Последовательно проводит «Книга степенная» мысль о преемственности самодержавной власти в московском княжеском доме со времен «рюрикова самодержавия». Характерной чертой московского самодержавия является его теократический характер, выражающийся в тесной связи царской власти с церковью. Наглядно это выражено в «Книге степенной» тем, что рядом с каждым князем ставится митрополит и, таким образом, подчеркивается двойственность тех сил, которые создали государство. Более того, «Книга степенная» на самих московских князей переносит представление о святости, в какой-то мере обожествляя их, называет отдельных из них «блаженными», «угодниками», «святыми», описывает чудесное зачатие как самого Ивана IV, так и его отца Василия III.
Об этом ещё в 1942 году писал в своей монографии С. Бахрушин.
Была ли степенная книга была политическим заказом И. Грозного, призванным подготовить кровавую расправу опричнины? В ней под предлогам богоположенности царей русских, теократичного характера их власти фактически развязывались руки для громких дел грозного царя. Следует отметить, что уровень доверия к православной церкви у народа был выше, чем к какому либо другому социальному институту. Менталитет русского мужика не позволял ему идти против церкви. И тут Иоанн Грозный грамотно расставил приоритеты, выбрав в политические союзники не боярскую верхушку, а церковную братию. Союз церкви и государства – характеризует форму правления в России 16 века как теократичную монархию.
Почему в 16 веке когда русские государства были раздроблены, для объединения их выбрана была в союзники православная церковь? Потому что православная вера- это единственное что объединяло русские княжества, не территориально, а ментально. Но до 16 века это было «не заметно» , не лежало на поверхности. Заметить эту особенность русского мужика смогли только цари василий 3 и иван 4 грозный. Но ведь жили люди в разных княжествах, веря в одного бога. Как их мотивировать к объединению? И тут православная церковь, подкрепляемая огнём и мечом княжеской власти, начинает объединение под флагом единоверия, государственности. Многочисленные церковные издания, проповеди, сказания, во всём этом с 16 века чудесным образом появляется идея богоизбранности царя. Тут налицо психологический приём «подмены понятий» когда царь- избранник бога, а значит спорить с этим нельзя, особенно когда это говорят представители бога на земле церковные служители. Это подтверждается и «чудесным» несогласием новгородцев и неприятием царя. В Новгороде сильней, чем в других землях Руси, сохранились языческие традиции. Слепой веры в православие тут не было, в церковь ходили т.к. так положено и не видели в этом духовной необходимости.
и всё таки вопрос остаётся :существовала ли на руси 16 века церковная идеология как идеология государственной власти или церковь как регулятор государственной политики?
Ясно одно Иван 4 активно использовал авторитет православной церкви для создания авторитета среди народа. Средневековая пиар компания царя происходила при поддержке православной церкви.
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Ответ на комментарий ЮРИЙ_КОСАГОВСКИЙ
да у большинства правителей крыша съехавшая...Исходное сообщение ЮРИЙ_КОСАГОВСКИЙ
.да это же был больной маньяк
====================
когда я прочитал у Карамзина что Иван Грозный
на пытки уезжал с пиров мрачный а возвращался довольный...
что писал тайно письма в Англию
на всякий случай чтобы сбежать в случае чего...
- вся значительность с него слетела
и иначе как Ивашкой Грозным я его и не называю...
он не грозен а смехотворен...
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |