-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Maya_Monahova

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

дизайн документальная публицистика израиль исследование библии история корни нашей веры литература музыка старый добрый кинематограф эсхатология

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 17.05.2013
Записей:
Комментариев:
Написано: 3850


"Мелхиседек, кто он?" - часть 1.

Вторник, 18 Апреля 2017 г. 18:45 + в цитатник

melchizedek-blesses-abram-400x200 (400x200, 54Kb)

Автор 

МЕЛХИСЕДЕК — ЦАРЬ ПРАВДЫ. Очень необычное имя… О нём почти ничего неизвестно, хотя на страницах Священного Писания мы трижды встречаем эту таинственную личность. Впервые он появляется в книге Бытие 14:18-20, второй раз мы читаем о нём в пророческом Псалме 109: 4 и, наконец, в третий раз, уже более подробную информацию о нём узнаём из послания к Евреям 5:6,10; 6:20 и 7:1-10, где автор послания особо возвеличил его, неоднократно повторив древнее пророчество, что Иисус — “священник по чину Мелхиседека”.

То обстоятельство, что Моисей не дает нам никаких биографических сведений о Мелхиседеке, а Псалмопевец и автор послания к Евреям ставят его в таинственную связь с самим Господом Иисусом Христом, породило множество самых разнообразных взглядов на эту таинственную личность и на достоинство его служения: одни видят в нем престарелого патриарха Сима (таргумы, Лютер и др.), другие — Ангела (Ориген), иные — Святого Духа (Иеракс египтянин)… Но ни одно из этих мнений, ввиду их необъективности и произвольности толкования не основанного на Слове Божием, не может быть принято. На данный момент времени превалируют две точки зрения: первая — что это была строго определенная историческая личность, жившая и даже царствовавшая в эпоху Авраама, вторая – что это было явление теофании, то есть видимое проявление в нашем мире второй личности Троицы — Иисуса Христа в человеческом образе. Давайте и мы попробуем самостоятельно разобраться в этом вопросе, но, прежде чем перейти к исследованию этой личности и его роли в истории на основании Писания, обратимся к некоторой информации, которая имеется в справочниках и других источниках.

Вот что о нём сказано в Библейском справочнике Генри Геллея (изд. “Библия для всех” С.-Петербург, 2002) на стр.106, раздел “Мелхиседек”:

Мелхиседек, 14:18-20 8 Священник — царь Салима (Иерусалима). Еврейское предание гласит, что это был Сим, оставшийся в живых после потопа, старейший житель земли, священник патриархального века всего человечества. Если это так, то здесь содержится намек на то, что уже скоро после потопа Бог избрал Иерусалим быть центром и местом избавления человечества. Кто бы Мелхиседек ни был, он был прообразом Иисуса Христа (Пс. 109; Евр. 5,6,7).

Действительно, в иудейском мидраше о спасении Лота Авраамом говорится, что Мелхиседек, был Симом, предком Авраама, которого он учил обязанностям священника. Он же отдал Аврааму кожаные одежды, сделанные Богом для Адама и Евы и украденные Хамом, но потом возвращенные Симу. В комментарии к мидраше, Грейвс называет Мелхиседека «Цедеком» и утверждает, что он был городским богом Салима, а не Богом иудеев. В другом месте этого мидраше говорится, что Аврааму помогал во время сражения таинственный свет, который лился от планеты Цедек (древнееврейское название Юпитера). Таким образом, указывается на двойную функцию Мелхиседека: царя и планеты.

Однако, предположение о том, что он был Симом, вряд ли соответствует действительности, хотя бы потому, что в Евр.7:3 о Мелхиседеке сказано: “ без отца, без матери, без родословия”, а родословие Сима нам хорошо известно.

Библейский словарь Эрика Нюстрема (изд. “Логос” Лаге, С._Петербург, 1995) на стр.243 кратко излагается история Мелхиседека:

Мелхиседек — Мелех а-Цедек. Мелхиседек, т. е. царь праведности, хананейский царь Салима и также священника Бога Всевышнего. Он вышел навстречу Аврааму, когда тот возвращался после поражения царей северного Ханаана, вынес ему хлеб и вино и благословил его во имя Господа, за что и получил от него десятую часть добычи (Быт. 14:18). Высокоблагословенный Авраам является тут как бы ниже хананейского царя, который здесь неожиданно появляется. Затем в продолжение 1000 лет о нем не говорится ничего, и вдруг в пророчестве 109 псалма Мессия называется «священником вовек по чину Мелхиседека». Проходят еще 1000 лет и послание к Евреям говорит, что Иисус из Назарета уподобляется этому таинственному первосвященнику (Евр. 5:6; 6:20). Эта мысль развивается в 7-ой главе, где говорится, что Мелхиседек во многом является прообразом Христа: своим именем «царь праведности»; названием его города «царь Салима», т.е. царь мира; своим неожиданным появлением в рассказе, где ни чего не упоминается о его отце и матери, рождении и смерти (без родословия); далее, тем, что он, хотя не происходил из священнического рода, все-таки занимал высокую священническую должность, принял от праотца Авраама десятину и дал ему благословение (Срав. Езд. 2:62). Итак, Мелхиседек является прообразом Христа, Который, хотя и произошел из колена Иудина, все-таки был гораздо выше Левия и посредством своего вечного священства заменил левитское священство.

Обратим внимание, что оба эти справочника делают вывод, что Мелхиседек служил прообразом Христа.

Филон Александрийский (ок. 25 до н. э. — ок. 50 н. э., иудейский философ, богослов и экзегет) в трактате «О связях», 99, характеризует Мелхиседека как “обучившего самого себя и инстинктивного первосвященника”. В трактате «Об Аврааме», Филон называет его “великим священником (т. е. первосвященником) Бога Величайшего”. Комментируя текст книги Бытия 14:18—20, он приводит ряд сведений, отсутствующих в библейском рассказе. В частности, Филон пишет, что Авраам вернулся после битвы с коалицией царей, не потеряв ни одного человека. Мелхиседек воздел руки к небесам в молитве и принес победные жертвоприношения за всех участников сражения. Он возрадовался победе Авраама над коалицией царей, как будто это была его собственная победа; и так оно и было на самом деле, ибо “дела друзей ведутся сообща”, особенно дела добрых людей, чья общая цель — угождать Господу. В трактате «Аллегорическое истолкование», III, 79—82 Филон, также комментируя текст книги Бытия 14:18—20, замечает, что Бог поставил Мелхиседека священником и “миролюбивым» царем изначально, так что он не имел предшественников в священстве и царствовании”. Здесь же александрийский еврейский философ рассматривает Мелхиседека как репрезентацию Логоса, как воплощенный Логос. (Вообще, Филон неоднократно идентифицирует первосвященника с Божественным Логосом; см., например, трактаты «О странствовании Авраама», 102; «О бегстве и обнаружении», 108 ff.)

В раннехристианском гностическом коптском (перевод с греческого) трактате, условно называемом «Мелхиседек» 227 (Наг-Хаммади IX, 1), Мелхиседек, пребывающий до времени на небесах, прямо отождествляется с Иисусом Христом, Сыном Божьим. Автор данного трактата изображает его в качестве «истинного Первосвященника Бога» и «Святого воина», т. е. как жреческого и светского Мессию, который будет явлен миру (в третий раз) в Конце дней (http://levit1144.ru/forum/20-11177-1).

О богословах, утверждающих, что Мелхиседек – это просто историческая личность (человек), упоминать не будем, так как их очень много (можно сказать, что большинство).

Давайте же и мы, детально изучая Писание, постараемся найти ответ на вопрос “так кто же он, этот таинственный Мелхиседек”?

Прежде всего внимательно прочтём все места из Библии, говорящие о нём:

Быт. 14:17-19 “17 Когда он возвращался после поражения Кедорлаомера и царей, бывших с ним, царь Содомский вышел ему навстречу в долину Шаве, что [ныне] долина царская; 18 и Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, — он был священник Бога Всевышнего, — 19 и благословил его, и сказал: благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли; 20 и благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои. [Аврам] дал ему десятую часть из всего.

Пс. 109:4 (Евр. 5:6) “Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека.”

Евр.5:10 “быв наречен от Бога Первосвященником по чину Мелхиседека.”

Евр.6:20 – 7:1-22 “20 куда предтечею за нас вошел Иисус, сделавшись Первосвященником навек по чину Мелхиседека.

1 Ибо Мелхиседек, царь Салима, священник Бога Всевышнего, тот, который встретил Авраама и благословил его, возвращающегося после поражения царей, 2 которому и десятину отделил Авраам от всего, — во-первых, по знаменованию [имени] царь правды, а потом и царь Салима, то есть царь мира, 3 без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда. 4 Видите, как велик тот, которому и Авраам патриарх дал десятину из лучших добыч своих. 5 Получающие священство из сынов Левииных имеют заповедь — брать по закону десятину с народа, то есть со своих братьев, хотя и сии произошли от чресл Авраамовых. 6 Но сей, не происходящий от рода их, получил десятину от Авраама и благословил имевшего обетования. 7 Без всякого же прекословия меньший благословляется большим. 8 И здесь десятины берут человеки смертные, а там — имеющий о себе свидетельство, что он живет. 9 И, так сказать, сам Левий, принимающий десятины, в [лице] Авраама дал десятину: 10 ибо он был еще в чреслах отца, когда Мелхиседек встретил его. 11 Итак, если бы совершенство достигалось посредством левитского священства, — ибо с ним сопряжен закон народа, — то какая бы еще нужда была восставать иному священнику по чину Мелхиседека, а не по чину Аарона именоваться? 12 Потому что с переменою священства необходимо быть перемене и закона. 13 Ибо Тот, о Котором говорится сие, принадлежал к иному колену, из которого никто не приступал к жертвеннику. 14 Ибо известно, что Господь наш воссиял из колена Иудина, о котором Моисей ничего не сказал относительно священства. 15 И это еще яснее видно [из того], что по подобию Мелхиседека восстает Священник иной, 16 Который таков не по закону заповеди плотской, но по силе жизни непрестающей. 17 Ибо засвидетельствовано: Ты священник вовек по чину Мелхиседека. 18 Отменение же прежде бывшей заповеди бывает по причине ее немощи и бесполезности, 19 ибо закон ничего не довел до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу. 20 И как [сие было] не без клятвы, — 21 ибо те были священниками без клятвы, а Сей с клятвою, потому что о Нем сказано: клялся Господь, и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека, — 22 то лучшего завета поручителем соделался Иисус. ”

4732291-140313233732 (600x371, 385Kb)

Из Быт.14:18 и Евр.7:1,2 мы узнаём, что он был царём города Салима: “ Мелхиседек, царь Салимский ” и “ Ибо Мелхиседек, царь Салима ”, но что это за город? Ключом к разгадке послужит 75-й Псалом, ст.2,3 “Ведом в Иудее Бог; у Израиля велико имя Его. И было в Салиме жилище Его и пребывание Его на Сионе.” Из этого отрывка мы можем сделать вывод, что Салим расположен на Сионе. Что мы знаем о горе Сион?

Во-первых, эта гора имела ещё несколько названий, одно из них – Ермон: Втор.4:48 “[начиная] от Ароера, который [лежит] на берегу потока Арнона, до горы Сиона, она же Ермон, ”. О горе Ермон так же известно из Втор.3:8,9 “ И взяли мы в то время из руки двух царей Аморрейских землю сию, которая по эту сторону Иордана, от потока Арнона до горы Ермона, — Сидоняне Ермон называют Сирионом, а Аморреи называют его Сениром ”, итак, мы видим разные названия одного и того же места: Сенир, Сирион, Ермон и, наконец, Сион. О том, что эта гора была священной, мы узнаём не только из Пс.75:2,3, где, как мы уже прочли, было жилище Бога, но и из Пс.88:13 “ Север и юг Ты сотворил; Фавор и Ермон о имени Твоем радуются. ”

А теперь соотнесём некоторые факты: на горе Сион был расположен город Салим в котором было… жилище Бога! (Пс.75:2,3) и в месте том “радуются о имени Бога”. Но мы все прекрасно знаем, что местом обитания Бога на земле и месте особой радости о Боге — был Иерусалимский храм, а, значит, можем сделать вывод о том, что “Салим” – это более раннее название Иерусалима!

Во-вторых, чем ещё знаменательна эта местность? Рассмотрим несколько фактов, известных из Библии. Прочтём внимательно 2Пар.3:1 “И начал Соломон строить дом Господень в Иерусалиме на горе Мориа, которая указана была Давиду, отцу его, на месте, которое приготовил Давид, на гумне Орны Иевусеянина.” Что мы видим? Соломон строит Храм на горе Мориа! Но ранее мы прочли, что Храм расположен в Иерусалиме, а Иерусалим на Сионе, нет ли здесь противоречия с тем выводом, который мы сделали ранее? Что нам известно о горе Мориа? Вернёмся в Быт.22:2 “[Бог] сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе.” Итак, мы читаем, что Авраам был послан в “землю Мориа”, значит Мориа – это гористая местность, состоящая из многих гор, на одной из которых (Сионе) и был построен город Салим (Иерусалим). Почему же в 2Пар.3:1 сказано, что “ начал Соломон строить дом Господень в Иерусалиме на горе Мориа ”? Разобраться в этом вопросе поможет топография города Иерусалима, описанная в Библейском словаре Эрика Нюстрема (изд. “Логос” Лаге, С._Петербург, 1995) на стр.167, в разделе “Иерусалим”:

Иерусалим расположен в центре иудейских гор на 31 ° 47 северной широты и 35° 15 восточной долготы от Гринвича, возвышаясь на 800 м над уровнем Средиземного моря Расстояние между морем и Иерусалимом около 50 км, до Мертвого моря расстояние равно 20 км, до Иордана — почти 30 км Местность постепенно понижается к востоку, где она обрывается так называемой Иосафатовой долиной, которая орошается в период дождей разливающимся Кедронским потоком. В юго-восточном конце города Иерусалима восточная Иосафатова долина встречается с южной Енномовой долиной, которая, начинаясь еще на западной стороне города, дает ему природную границу. К северу от города простирается обширная равнина, украшенная оливковыми деревьями и смоковницами.

В середине самого города были две впадины или небольшие долины, благодаря которым застроенная земля естественно делилась на три главные части или возвышенности. Самой высокой из этих возвышенностей была Сион на юго-западной стороне, окруженная с юга и запада Енномовой долиною и с востока долиною Тиропеонскою, которая на юго-востоке оканчивается Кедронскою долиною, Сион, который у Иосифа Флавия называется «верхним городом», был издревле окружен стенами и глубоким рвом, и считался самым защищенным пунктом города; там были расположены крепость и царский дворец. К северу от Сиона, отделенная частью долины Тиропеонской, была расположена Акра, называемая Иосифом Флавием «нижним городом». На северо-восток от Сиона расположена святая гора Мориа, которая соединялась с Сионом каменным мостом через Тиропеон; до сих пор еще существуют остатки моста. Гора Мориа вначале не была очень высокой, но впоследствии для постройки храма часть ее вершины была приподнята, а стороны выравнены; Мориа составляет только восточную часть горы, находящейся в городе; она поднимается к северу после небольшого спуска до высоты Бет-Заит (Оливковый дом). У Иосифа Флавия эта местность называется «Новый город». Вероятно, название Бет-Заит произошло потому, что раньше там росли оливковые сады. На юге гора Мориа спускается в Енномову долину. В настоящее время гора Мориа — самая низкая часть города.

На прилагаемых картах хорошо видна топография этой местности:

001 Иерусалим топография 001 002 Иерусалим топография 002 003 Иерусалим топография 003
Увеличить Увеличить Увеличить
 

Продолжение будет...

Рубрики:  Исследуйте Писания
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку