-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Maya_Monahova

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

дизайн документальная публицистика израиль исследование библии история корни нашей веры литература музыка старый добрый кинематограф эсхатология

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 17.05.2013
Записей:
Комментариев:
Написано: 3850


Йоран Ларош "Евреи, Ваше величество" - 2 часть (книга)

Понедельник, 20 Марта 2017 г. 16:46 + в цитатник

Глава 4

ТОРА КАК ЗНАМЕНИЕ ЗАВЕТА

Чтобы понять отношение Иисуса к Торе, мы должны понять, что же «новое» он принес с собой. По-моему, лучше всего отвечает на этот вопрос Иоанн (12:32): И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе.

После креста, искупления и воскрешения единый Бог, Бог Авраама, Исаака и Иакова, должен быть проповедуем всем народам. Благословение, данное Аврааму, должно теперь распространиться также и на неевреев. В этом поразительный результат искупительной миссии Иисуса. Когда Иисус велел ученикам идти ко всем народам и учить их, это было чем-то совершенно новым. В Ветхом Завете нет миссии по отношению к неевреям. До того самого момента Библейское откровение относилось только к Израилю. Но после воскресения благая весть должна быть принесена также и неевреям. Для первых иудеохристиан было, однако, сложной проблемой обратиться к неевреям: так сильно вошло в их плоть и кровь сознание, что народ Израиля должен оставаться святым и отделенным от неевреев. Можно прочесть в книге Деяний, как трудно было первым уверовавшим в Иисуса евреям сделать первые шаги в нееврейский мир.

Мало кто из нас видит какую-либо проблему в христианской миссии к язычникам, потому что миссия к язычникам продолжается уже около 2000 лет. Но лично я и многие другие видят труднейшую проблему в миссии по отношению к евреям. В ранней церкви, однако, проблема была обратной. Было естественным провозглашать евангелие в еврейской среде, в которой жили первые христиане. Они были евреями, остались евреями и жили как евреи. Тот факт, что пришел Мессия, не изменил их статуса как евреев. Но миссия к неевреям была сложнейшей проблемой для ранней церкви, поскольку она была столь радикально новой.
Это ясно видно из книги Деяний.

Проблема неевреев

Лишь в 10-й главе был крещен первый нееврей, римский офицер Корнелий. Я много думал о призыве к Петру идти в Кейсарию, как это описано в десятой главе Деяний. Там описывается видение Петра: нечистые животные в узле из полотна, опускающемся с неба на землю. И голос велит ему есть этих животных. Что же отвечает Петр? «Нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого» (Деяния 10:14). Почему он не ел ничего нечистого? Потому что он был еврей и Иисус никогда не говорил ему, что можно есть нечистых животных.

Если мы станем искать смысл этого рассказа, то увидим, что он заключается не в разрешении христианам есть нечистых животных. По крайней мере, Петр его так не воспринял. Он начал размышлять над видением, чтобы понять, что оно, в сущности, означает (см. Деяния 10:17 и далее). Одно для него было вполне ясно — видение не может означать отмену законов кашрута из Торы. Если бы это было не так, он не стал бы размышлять о смысле видения.

Он находит ответ при встрече с Корнелием: «Вы знаете, что иудею возбраняется сообщаться или сближаться с иноплеменником; но мне Бог открыл, чтобы я не почитал ни одного человека скверным или нечистым» (Деяния 10:28). Так что здесь речь идет не о пище, а о людях! Теперь Петр понял, что Корнелий может присоединиться к народу Бога. Из продолжения рассказа мы узнаем, что Корнелий принят Петром — он крещен и на него нисходит Святой Дух. Так что в Деяниях 10 сказано, что неевреи могут теперь быть приняты в Церковь (общину).

Однако это не проходило совсем гладко. Из главы 11 видно, что Петру пришлось объяснять и оправдывать свои действия перед своими единоверцами. И в конце концов они поняли, что начинается новая эра — эра миссии к язычникам. В стихе 18 читаем: «Выслушавши это, они успокоились и прославили Бога, говоря: видно, и язычникам дал Бог покаяние и жизнь».

Неевреи и Тора

Итак, первой проблемой было принятие язычников в общину. Тогда возникла следующая проблема: если принимать язычников в общину (церковь), какие законы иудаизма должны они соблюдать? До Иисуса на этот вопрос был только один ответ: прежде всего, нееврей не обязан был принимать иудаизм. Так это и ос тается до сегодняшнего дня. Если я обращусь к раввину и скажу, что я хочу стать евреем, он ответит, что я не обязан соблюдать Тору, данную Израилю. Три раза должен он попытаться меня отговорить. Это не значит, что в его глазах я отвергнут Богом. Просто мне как нееврею достаточно выполнять несколько самых элементарных заповедей, а именно заповеди, данные Богом людям до Авраама: не убивать, не прелюбодействовать, не поклоняться идолам, не клеветать, поддерживать общественный порядок, не красть и не мучить животных. Тора — это знамение между Богом и Его народом, а не между Богом и неевреями.

Но у меня все же есть возможность присоединиться к Израилю. Если я настаиваю на том, что хочу стать евреем, раввин в конце концов скажет мне, что это возможно. Я начну изучать Тору, чтобы понять и соблюдать ее. Затем я должен буду сделать обрезание как знамение Завета, а это значит, что я должен буду исполнять все заповеди. Пока не пришел Иисус, это была единственная возможность для нееврея при соединиться к Израилю — сделать обрезание и принять всю Тору, т.е. стать прозелитом.

Перед ранней церковью встал вопрос, должен ли нееврей, уверовавший в Иисуса, сделать обрезание и взять на себя обязательство исполнять все заповеди Торы. Проблема была именно в этом, а не в том, должны ли евреи продолжать соблюдать заповеди Торы. Такой вопрос никогда не ставился. Это было само очевидно. Иисус сказал, что ни одна буква Торы не отменена. Проблему составляли мы, неевреи, т.е. должны мы стать прозелитами или нет. Именно для решения этого вопроса апостолы собрались в Иерусалиме, что описано в Деяниях 15. Если мы не будем знать, что предшествовало этому собранию, мы совершенно не поймем его решения.

На каких условиях принимать язычников?

В Деяниях 15 описывается ситуация, когда большое число язычников приняли Святой Дух и крещение. Однако не совсем было ясно, что с ними делать. Некоторые говорили им: «Если не обрежетесь по обряду Моисееву, не можете спастись» (Деяния 15:1). Поэтому Павел, Варнава, Петр, Иаков и другие апостолы и пресвитеры собрались в Иерусалиме, чтобы решить, на каких условиях принимать в церковь язычников. "Посему я полагаю не затруднять обращающихся к Богу из язычников, в написать им, чтоб они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе."

Я не стану останавливаться на этих нормах, отмечу только, что согласно раввинской литературе именно этих запретов должны придерживаться все неевреи. Итак, в сущности, Иаков приводит здесь те заповеди, которые должны соблюдать неевреи также и по мнению раввинов. Так что это решение вполне еврейское.

Важно обратить внимание на то, как сформулировано обоснование этого решения. Оно приводится в стихе 31. Это поистине удивительное заявление: «Ибо закон Моисеев от древних родов по всем городам имеет проповедующих его и читается в синагогах каждую субботу». Как на основании этого факта можно было решить, что христиане-неевреи не должны делать обрезание? Ведь в духе классического христианского понимания «закона» как замененного чем-то новым после прихода Христа мы могли бы ожидать объяснения вроде того, что время Моисеева закона прошло; что обрезание заменено крещением; что заповеди более не являются обязательными и т.д. Но вместо этого в нашей мотивировке говорится о законе Моисея как читаемом и проповедуемом, и нет в ней ни малейшего намека на то, что эта ситуация изменится. Иными словами, здесь мы находим ссылку на не утративший силу авторитет Моисеева закона! Я могу объяснить это странное обстоятельство лишь следующим образом.

Проблема первой общины, которую надо было решить на собрании в Иерусалиме, заключалась в следующем. Если мы станем принимать неевреев без надлежащей процедуры обращения, без того, чтобы они стали прозелитами, т.е. обратились в иудаизм, не будет ли это означать, что Моисей и вечная Божия Тора для нас уже ничего не значат? Не будет ли это означать, что мы сотрем грань между евреями и неевреями, которую заповедал Бог?

При такой постановке вопроса мотивировка в стихе 21 становится понятной. Нет, никакая опасность не будет грозить авторитету Моисея и Торы, если мы станем принимать неевреев, не требуя, чтобы они соблюдали Тору. Поскольку евреи будут по-прежнему соблюдать субботу, проповедовать и исполнять закон Моисея. Они не откажутся от Торы, не забудут Моисея, так как Тора дана не язычникам, а евреям, и они останутся верными ей навеки, как они были ей верны с первых поколений. С другой стороны, через Иисуса Христа, спасителя мира, язычникам был открыт новый путь к Израилю.

Так что мы, неевреи, не должны присоединяться к Новому Завету через завет с Синая. Но, конечно же, завет с Синая не отменен Новым заветом. Таким образом, в стихе 21 дано глубокое обоснование решения, принятого собранием апостолов, обоснования, подчеркивающего вечную ценность Торы и завета с Израилем.

Если мы спросим себя, почему мы не соблюдаем субботу или законы кашрута, почему не носим кисти, почему у нас нет мезузы и т.д., многие христиане скажут: «Потому что Иисус означает конец закона» или «Потому что Иисус освободил нас от закона». Этот ответ не в духе Нового Завета. Это не библейский ответ, это антиеврейский ответ, это не ответ самого Иисуса, и это не ответ Иакова или других участников собрания в Иерусалиме, включая Павла.

Должны ли евреи стать неевреями?

Я задаю этот странный вопрос, потому что мы так часто переворачивали вниз головой перспективу ситуации в Деяниях 15. В то время как там утверждается, что неевреи не должны соблюдать Тору, христиане часто учили, что евреи не должны соблюдать Тору — теперь они должны уподобиться неевреям! Действительно, это было провозглашено через 300 лет после собрания в Иерусалиме. На церковном Соборе в Никее в 325 г. н.э. было официально заявлено, что христианам запрещено соблюдать субботу, есть опресноки в Песах (Пасху) или следовать какому-либо еврейскому обычаю. Христиане-евреи предавались анафеме, если они не следовали этому решению. Таким образом, евреи, которые хотели присоединиться к церкви, должны были стать неевреями. По-моему, это одна из величайших трагедий в истории церкви, т.к. были отрезаны ее корни, а евреи были обречены на бесчисленные страдания церковью, которая стала многочисленной и сильной. Долгая Виа Долороса началась для евреев, когда те из них, кто хотел следовать Иисусу, в сущности, становились притеснителями своего народа, своих братьев.

Мы оказались далеки от исходной перспективы Нового Завета. Первые христиане задали такой вопрос: можем ли мы принимать неевреев? И они ответили на него: да! — На каких условиях? — На таких, что они останутся теми, кем они являются, и им не обязательно становиться евреями.

Теперь нееврейская церковь задала вопрос: могут ли евреи стать членами церкви? Ответ был: да! — На каких условиях? — На таких, что они откажутся от своего еврейства и уподобятся нам! Так что, чтобы принять Иисуса, им надо отказаться от Моисея!

Я думаю, что эта искаженная теология была основана, прежде всего, на антиеврейском прочтении Деяний 15 и посланий Павла. Однако мы видели, что Павел не только участвовал в собрании, но также и то, что он обратился к Иакову в Иерусалиме и рассказал ему и пресвитерам о своем служении:
Приветствовав их, Павел рассказал подробно, что сотворил Бог у язычников служением его, они же, вы слушавши, прославили Бога и сказали ему, видишь, брат, сколько тысяч уверовавших иудеев, и все они — ревнители закона (Деяния 21:19 и далее).

Из этого отрывка видно, что община в Иерусалиме состояла из ортодоксальных евреев, которые сохраняли верность Торе. Вера в Иисуса никак не побуждала их ставить под сомнение послушание Моисею. Поэтому их беспокоили слухи о Павле. «А о тебе наслышаны они, что ты всех иудеев, живущих между язычниками, учишь отступлению от Моисея, говоря, чтоб они не обрезывали детей своих и не поступали по обычаям» (Деяния 21..21).

Но разве это не было правдой? Разве Павел не говорил, что евреи должны теперь отказаться от обрезания и «закона»? — Да, если мы поверим большинству комментаторов Библии. Но если мы будем читать саму Библию, мы не найдем там, что Павел этому учил. Это явно был ложный слух, который Павел должен был опровергнуть самым решительным образом. Из следующего отрывка видно, что Павел считал себя обязанным строжайше соблюдать Тору и что «слышанное ими о тебе (Павле) несправедливо, но что и сам ты продолжаешь соблюдать закон» (Деяния 21:24).


Привычное представление о Павле должно быть изменено в согласии с самой Библией. В этом отношении нам от многого следует отучиться!

 

Глава 5

НЕЕВРЕИ - ЧЕРЕНКИ, ПРИВИТЫЕ К ДЕРЕВУ ИЗРАИЛЯ

Мы, христиане-неевреи, должны вернуться к нашим корням, корням, которые держат нас (К Римлянам 11:18), и мы должны знать, каково наше место в Церкви Христовой. Многие христиане говорят, что мы — «новый Израиль», заменивший старый. Новый Завет этому не учит. Существует только один Израиль, христиане-неевреи не стали Израилем, но они были привиты к Израилю через Иисуса Христа.

Мы, неевреи, должны бы быть счастливы и благодарны Богу, что у нас есть доля в Израиле через Иисуса Христа. Но нам не следует поступать, как птенец кукушки. Когда он подрастает, он выбрасывает из гнезда других птенцов, настоящих детенышей хозяев гнезда. Именно такое происходило так часто в истории нееврейской церкви, потому что мы забыли предостережение Павла «Не превозносись пред ветвями...» (К Римлянам 11:18).

Нам сегодня нелегко правильно понять Павла. Да это и не удивительно, если даже Петру было трудно его понять (Второе Послание Петра 3:15 и далее)! Давайте не будем забывать, что он был апостолом язычников. Когда он обращался к язычникам, нам не следует читать его слова так, как если бы он говорил с евреями.
Когда он говорит, к примеру: «Если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа» (К Галатам 5:2), он обращается к неевреям. Мы знаем, что в ранней церкви было много неевреев, которые думали, что станут лучшими христианами, если они будут соблюдать Тору или совершать некоторые так называемые «дела закона». Павел предостерегает их, чтобы они не забывали, что они привиты к Израилю через Иисуса Христа,
а не через обрезание. Но это, конечно, не значит, что уже больше нет разницы между еврейским народом и неевреями. Мы не должны ошибочно истолковывать стихи 3:28 из послания к Галатам; Нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы - одно во Христе Иисусе.

Язычникам было сказано: «Итак, через Иисуса Христа также и вы имеете теперь долю в Израиле» (см. К Римлянам 3:28 и далее). Точно так же, как после Христа есть мужчины и женщины, есть также иудеи и эллины. Однако вот что мы часто говорили: «Теперь есть только эллины, иудеи должны уподобиться нам!»
Именно такое решение принял Никейский Собор, как мы показали выше.

Что я ответил детям

А теперь пора вернуться к моим малышам. В соответствии с тем, о чем я здесь говорил, я сказал им: «Знаете, дорогие мои друзья, я не еврей». — О, — сказали они, — ты не еврей? — Они никогда прежде об этом не думали. Один маленький
мальчик спросил:
— И тебе не делали обрезания?
— Нет, — ответил я. Тогда он сказал:
— Это нехорошо.
— Почему? — спросил я. Но теперь его старший брат поправил его и сказал: 
—Он Бен-адам, т.е. сын Адама, что на иврите означает «человек». Это слово выражает человеческое достоинство. Поскольку Адам, а не Авраам был первым создан по образу Божию.

И мы продолжали говорить о том, что через Авраама мы - братья. И маленький мальчик скоро понял, что как нееврей я не должен соблюдать Шаббат, как знак завета между Богом и Израилем, и что я не нарушаю законы Торы тем, что живу не так, как они.

Когда я садился в машину, они кричали: «Лехитраот махар, им ирце Хашем» (До встречи завтра, если будет на то воля Бога»).

«Евреи, Ваше Величество!»

Есть рассказ о прусском короле Фридрихе Великом. Он был атеистом, но его врач был очень набожным человеком. Однажды он сказал врачу:

— Приведи мне доказательство, что Бог существует. И побыстрее, у меня нет времени!
Доктор ответил сразу же: «Евреи, Ваше Величество!» Он поистине понял знамение Израиля в свете Библии. Я должен спросить себя: если Бог передумал, когда пришел Иисус, так что он нарушил свой завет с Израилем, тогда на чем основана моя надежда? Может быть, Он еще раз передумал, когда пришел Магомет?

Но евреи существуют. Каждую субботу в синагогах открывают Арон Хакодеш (Скинию Завета) и достают и читают свитки Торы. Для меня это знамение, что несмотря ни на что, Бог верен Своему завету с Израилем.

И верность Бога Израилю дает мне надежду, что Бог не забудет и нас, христиан, и завет через Иисуса Христа.

Наконец, я хотел бы привести стих, который подытоживает все, о чем я здесь говорил. Он открывает нам перспективу будущего и позволяет заглянуть за небесную вуаль. Мы видим там множество людей из каждого народа, из всех племен, наций и групп, стоящих перед небесным троном. И все они поют. На разные мелодии. И среди них выделяются две основные мелодии, по которым названа их песнь: И поют песнь Моисея, раба Божия, и песнь Агнца... (0ткровение 15:3).

Так что Моисею здесь отводится важное место. Мы должны уже теперь начать готовиться к небесному хору. И тогда мы, христиане, возможно, научимся слушать песнь Моисея в нашей Библии и научимся смирению перед народом Моисея. Многое нужно сделать до великого этого дня, который еще впереди. И давайте не забудем, что когда ученики спросили Иисуса на Елеонской горе: «...не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израиля?», Он не ответил им. Он только сказал: «Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти» (Деяния 1:6.7). И он посылает их, как своих свидетелей, подготовить пути для Его царства. В ожидании конечного восстановления мы призваны работать, призваны быть знаками надежды в мире. Вместе с Израилем мы также должны быть живыми свидетелями того, что Бог существует,и на Него можно положиться. Когда-нибудь Он ответит на все наши вопросы, исцелит поломанное, восстановит Израиль и, тем самым, все человечество через Иисуса Христа. Так что нам остается ждать и работать бок о бок с евреями. Ждать и работать ради восстановления Царства Израилева, которое приведет к восстановлению всего мира и всего человечества.

Серия сообщений "Литература. Книги. Аудиокниги":
Часть 1 - Александр Мень "Сын Человеческий"
Часть 2 - Стихи Александры Обревко
...
Часть 40 - Самуил Ципен "И БУДУТ ГОВОРИТЬ ЧТО ЭТО Я… НЕ ВЕРЬТЕ !"
Часть 41 - Йоран Ларош "Евреи, Ваше величество" - 1 часть (книга)
Часть 42 - Йоран Ларош "Евреи, Ваше величество" - 2 часть (книга)
Часть 43 - Андрей Орлов "Гибель антагониста в апокалиптическом предании о козле отпущения"
Часть 44 - Притча "Однажды к Богу пришла женщина..."
...
Часть 47 - Ирина Хотина "ПУТЕВОДНАЯ ЗВЕЗДА. Заметки на полях Библии".
Часть 48 - Илья Лизоркин "Иуда Искариот: неудавшийся революционер или продажная шкура?"
Часть 49 - Евгений Бойко "За дверью жизни" (отрывок из книги).

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку