«Двенадцать колен Израилевых» Виктора Бриндача. Часть 1. |
«От камней, которые носил первосвященник <…>,
исходил свет, когда при жертвоприношении
присутствовал Бог".
Иосиф Флавий
РЕУВЕН
Неистовый рубин. «Смотрите – сын!»
Окно Реувена – первое в галерее окон-судеб двенадцати сыновей прародителя Иакова – подобно лирико-драматическому прологу в истории непростых семейно-родовых отношений, в которых откристаллизовывалось нравственно-этическое представление о том, какой должна быть семья и какие нормы поведения человека должны стать ее основой.
Реувен – первый ребенок Иакова, начало всех начал: «Реувен – мой первенец, ты моя крепость и начаток моей силы, избыток величия и избыток мощи!» (Брейшит 49:3). Но он рожден Лией, семь лет с которой Иаков делил ложе, мечтая о Рахили.
Алым было знамя Реувена с эмблемой в виде мандрагоры.
Одем-камень – красный рубин – соответствовал колену старшего сына.
«Да живет Реувен – но не умирает, и пусть его потомки будут многочисленны» (Дварим 33:6), – говорит Моше-рабейну.
Живописная традиция изображения образа Реувена сложилась так, что в нем чаще всего подчеркивалась неукротимость. Он «как вода стремителен» (Брейшит 49:4). Отсюда клишированное изобразительное решение: бурные потоки вод, рыбы, мечущие миллионы икринок, птицы, преодолевающие немыслимые пространства. Реувен – безграничность ощущения мира, преумножение живого в природе.
А вот вторую часть Благословения художники-иллюстраторы, как правило, оставляли без внимания: «Ты <...> не будешь преимуществовать, ибо ты взошел на ложе отца твоего, ты осквернил постель мою, на которую взошел» (Брейшит 49:4,5). Речь идет о связи Реувена с наложницей собственного отца – служанкой Рахили Валлой (Дварим 35:22).
Судьбы героев Книги Книг – это вереница человеческих ошибок и осмысление их, дарующее будущим поколениям истину. В этом смысле интересно найденное Виктором Бриндачем сюжетное решение: он образно возвращает нас к драматическому конфликту, коренящемуся в самих истоках семьи Иакова. Художник идет от представления о человеческой судьбе, напряженность которой ощущается в основном тоне полотна – ало-розово-бордовом. Таков цвет рождения Реувена, заложенный в цвете рубина – камня-символа колена Реувена.
Действие библейского сюжета развивается в поле, но так психологически напряжено, словно через тысячелетия над пропастью во ржи. Рубин на переднем плане композиции как бы разделяет, одновременно объединяя в поэтические пары, женщину с горлинкой, вьющей гнездо, – и мужчину с «непрокричавшим» петухом.
И есть еще одна пара – не на полотне, а по сути бытия художественного произведения в мире – художник и зритель. Несмотря на многократное воплощение в веках вечного сюжета, текст Благословения Иакова обогащается для каждого конкретного зрителя – в силу его культурологического да и просто житейского опыта – собственными, субъективными, эмоциональными ощущениями. Для меня таким эмоциональным толчком к восприятию полотна В. Бриндача стало стихотворение «Лея» современной израильской поэтессы Людмилы Чеботаревой:
О, как мой муж красив,
чернобород и строен –
Я чувствую душой,
хоть затуманен взор.
Нет, все же этот мир
неправильно устроен:
За что меня Господь
лишил рассветных зорь?
Я – плодоносный сад,
моя сестра – пустыня.
Зачем тебе нужна
порожняя жена?
И день и ночь Рахиль
всё молится о сыне,
А сына – нет и нет,
зато любви – сполна.
Мой первенец, Рувим,
ходил под вечер в горы
И корень отыскал,
срывающий печать.
Что ж, дам сестре вкусить
от яблок мандрагоры –
За ночь с тобой, супруг,
чтоб сына вновь зачать[6].
Все оттенки цвета рубина пронизывают полотно, полное печали и внутренней экспрессии – как монолог Лии, идущей к кармин-камню, чтобы, прикоснувшись к нему, обрести надежду на взаимность в браке.
Снопы – молчаливые свидетели тайны этих идущих друг к другу людей в пурпурных одеждах.
И узрел Всевышний горе Лии, которой муж предпочитал Рахиль. И то, что казалось озимью, вызрело золотою пшеницей в поле.
В руках ее мужа – корень мандрагоры, по форме напоминающий маленького человечка. И всеми оттенками малинового переливается рубин – одем-камень, помогающий женщине выносить дитя.
Любовь? Да, любовь. Гармония? Нет, не гармония. Жизнь как горечь и сладость, но всегда – жизнь.
И узрел Всевышний горе Лии и подарил ей неистовый рубин.
Ее Реувен – чудо рождения. Смысл имени: «Смотрите – сын!». Он навсегда останется первенцем. В руках Иакова – мандрагора. У нее будет еще пятеро сыновей.
ШИМОН
Топаз благоразумия. Вырваться за пределы зла
Шимон – второй сын Леи.
Колену Шимона соответствовал топаз и знамя зеленого цвета с изображением города Шхема.
Имя Шимон восходит к шма, то есть слышать, внимать в значении понимать. Человек должен осознавать, на что у него есть право, а на что этого права нет, и не преступать границ, определенных высшей волей, – равно как границ предназначенного ему надела.
Всё, что связано с Шимоном, – мрачные страницы знания о человеке.
Шимон был инициатором разрушения Шхема. По его наущению Иосифа продали в рабство. В моавитских степях, по пути в Ханаан, мужчины колена Шимонаблудодействовали с дочерьми Моава и Мидьян, посещая их шатры...
Несдержанность, неспособность управлять своими эмоциями, но обладание силой – таков Шимон.
Для того чтобы обуздать эти качества, Шимону и был предопределен топаз – камень, помогающий вырваться за пределы совершенного им зла и выйти в мир обновленным.
Согласно пророчеству, Шимон получил свой надел внутри надела Иегуды. Многие из потомков Шимона, стремясь отринуть зло в себе, примирить агрессивное начало, выбирали профессию меламеда – учили еврейских детей Торе. И рассеялись потомки Шимона по Стране Израилевой, и сбылось пророчество Иакова: «Разделю их в Иакове и рассею в Израиле».
Полотно Виктора Бриндача, посвященное колену Шимона, выдержано в теплых оттенках топаза, как символа внутреннего просветления, к которому Всевышний направляет необузданную натуру Шимона. Успокаивают оттенки голубого, винно-желтого, золотисто-коричневого, розового, иссиня-зеленого... И прозрачен топаз, как прозрачна вода Красного моря, на одном из островов которого (Топазиос, или Топазион) был открыт этот самоцвет, защищающий от безумия и ставший одним из символических камней на нагруднике первосвященника.
Добро должно победить, но это нелегкая победа, если амбивалентность изначально заложена в человеке. Противоречивость натуры Шимона подчеркивают мифические крылатые существа, обладающие способностью к оборотничеству и известные своей непредсказуемой реакцией – они и защитники, и хищные птицы.
В центре полотна – красивейший семисвечник с элементами, характерными для восточного орнамента, украшенный бусинами из женского ожерелья. Левая часть меноры малиновая, правая – голубая. Под голубой частью – голубой шофар, словно выточенный из цельного топаза. Эта удивительная по цвету и форме конструкция вырастает из щедрого Древа жизни, которое художник расположил на переднем плане, как символ Торы и скрытой в ней мудрости.
Вот то главное, к чему должна стремиться мятущаяся душа Шимона, что бы ни сулили богатые города... Но как преодолеть корысть в мире?
На полотне Бриндача, как в натюрморте, разбросаны влекущие к себе драгоценности: кольцо с несоразмерно крупным рубином, браслет из алых камней, чередующихся с черными ониксами – символами власти. Лев жадно схватил громадный синий, как шар земной, самоцвет и прижал его к груди – с тщеславием, честолюбием и корыстью...
Но в противопоставлении Добра и Зла художник не режет по живому – его метафоры обретают плоть только в световом ощущении пространства, пронизанного всеми цветами радуги. Хотя и ее цветов недостаточно, потому что цвет обновленной души – белый. Ценность белого (бесцветного) топаза невысока в реальном мире, но независимо от этого она – единственная для колена Шимона – по ощущению, которое создает В. Бриндач на своем полотне.
Таков путь к Возрождению.
ЛЕВИ
Изумруд веры. Духовная вертикаль
Леви – третий сын Леи.
Колену Леви соответствовал изумруд – камень, рассеивающий отрицательную энергию и наделяющий мудростью.
Эмблема на знамени Леви – нагрудник первосвященника на фоне белой, черной и красной полос.
Напомним путь, предначертанный Иаковом своему сыну: «Твоим установлениям будут учить Иакова, учению твоему – Израиль» (Дварим 33:10).
Но земельного надела в Стране Израиля Леви от отца не унаследовал. И стали левиты служить в Храме, изучать Тору и нести ее заповеди единоверцам.
Моше-рабейну, получивший Тору на горе Синай, принадлежал к левитам. Аарон-первосвященник и его потомки – коэны – также из колена Леви. Среди других левитов они были отмечены более высокой степенью святости, а потому возлагали «воскурение пред Тобой и всесожжение – на жертвенник Твой» (Дварим 33:10).
Сам образ бытия левитов сложился так, что в материальном мире они стремились повторить иерархию мира духовного.
В центре работы Виктора Бриндача – голубая менора. Над нею – Скрижали Завета. Под основанием семисвечника – звезда Давида, как алый цветок.
На заднем плане – седобородый старец в красном хитоне с факелом в руке ведет за собою народ. На груди первосвященника – наперсник, в котором изумруд словно ярче среди двенадцати священных камней.
Левит преисполнен достоинства и величавого воодушевления.
Музыканты, храмовые певчие.
Ликуют правоверные евреи со светильниками – все они следуют за левитом.
Песах – главный иудейский праздник в память об Исходе евреев из Египта.
Весна.
Расцвел миндаль на Земле Израилевой.
Орел парит над вершинами гор, задавая высотой полета вертикаль в природе. И размаху его могучих крыл подобны распахнутые руки Леви.
ИЕГУДА
Царственный карбункул. Предназначение
Иегуда – сын Иакова и Леи – четвертый по счету. Его камень – карбункул, разновидность граната, – символ могущества (название камня происходит от латинского «гореть, сиять, блистать»). Знамя его – цвета неба с изображением льва.
Иегуда, чье колено было самым многочисленным, получил наибольший надел в центральной части страны. Это территория впоследствии и стала основой Иудейского царства. В нем растворилось колено Шимона, а колено Леви полностью посвятило себя религиозно-культовой службе.
«Несмотря на то, что первым царем Израиля был Шауль из колена Биньямина, его царствование было недолгим (всего два года) <...> затем царем был избран Давид, потомкам которого Всевышний даровал исключительное право на царство в Израиле. И тот факт, что всех евреев, потомков Яакова, называют <...> иудеями, свидетельствует об осуществлении пророческого благословения Яакова о том, что Йегуда превзойдет всех своих братьев»[7].
Царь Давид – самый выдающийся из потомков Иегуды. Он завоевал Иерусалим, превратив его в неприступную крепость, и подготовил всё для строительства Храма.
Основной тон полотна Виктора Бриндача – сине-голубой – как знамя Иегуды, которое подобно не только небу, но и безднам морским, расступившимся перед иудеями в трагический час Исхода (вспомним, что колену Иегуды соответствует месяц Нисан). Как исполинский коралловый куст, ветвится в центре композиции синий семисвечник, украшенный раковинами и бирюзовыми жемчужинами, в прожилках которых начертано пророчество Иакова. А у основания меноры, подобно морской звезде, лучится Звезда Давида, немеркнущий свет которой не даст сбиться с пути.
Руки коэна, стоящего на постаменте из двух глыб-гранатов, обращены к небу. В этом жесте благословения-напутствия – торжественность, церемониальность, праздничность. Огонь сияющего семисвечника так ярок, что слепит глаза врагу и укрепляет силу народа Израилева, собравшегося в праздничных одеждах под Скрижалями Завета.
И сладок виноград с солнечной лозы Иегуды. Тяжелы кисти его цвета граната, осеняющие голову величественного льва. Царь зверей – метафора высшей власти – охраняет Иегуду в подтверждение силы отцовского благословения:
Поклонятся тебе сыны отца твоего! <...>
Не отойдет скипетр от Иегуды,
И законодатель – из его потомков (Брейшит 49:8, 10).
Потомки колена Иегуды будут царствовать до тех пор, «пока не придет Шило, ему – повиновение народов» (Брейшит 49:8, 10). «Сам Машиах, которого с таким нетерпением ждет наш народ, – тот самый “Шило”, о котором упоминает праотец Яаков, – будет потомком Иегуды»[8].
Этот торжественный характер Предназначения – в работе В. Бриндача.
Сапфировая сказка. Плоды духовной нивы
Иссахар – пятый сын Леи.
Рождение его рассматривалось Лией как знак божественного благоволения. После длительного перерыва в деторождении она дала Иакову свою служанку в жены – и о чудо – мальчик! Иссахар – дословно – есть награда.
На темно-синем знамени Иссахара – солнце и луна, знаменующие слова Писания о том, что сыновьям его дано «понимать времена». Мудрецы, ведающие тайными расчетами движения светил и созвездий, – все вышли из колена Иссахара.
Колену Иссахара соответствовал сапфир.
Сапфир улучшает зрение и снимает боль, помогая прозреть духовно. Он же – камень созерцания. Из этого камня были сделаны Скрижали Завета.
Иссахар получил свой надел по соседству с коленом Звулуна, на юго-западе от Кинерета. Границы его владения простираются от плоскогорья Нижней Галилеи до горы Тавор, включая части Иорданской долины и долины Изреель. Плодородные земли с фруктовыми садами и пастбищами, на которых паслись бесчисленные стада...
И странно звучит благословение: «Иссахар – осел кряжистый, лежащий на меже, увидел, что хорош покой, а землю – что она отрадна, и нагнул плечо, чтоб нести тяжкий груз, и стал отрабатывать долг» (Брейшит 49:14, 15).
О каком долге идет речь?
Два брата – Иссахар и Звулун – договорились о том, что склонный к путешествиям и заморской торговле Звулун будет зарабатывать на семью, а Иссахар –восполнять упущенное братом на ниве духовной. Так на цветущих угодьях братьев главным богатством Иссхара стало богатство духовное, обретенное в постижении Торы. И впрямь не зря Звулун-мореход вкладывал свои средства в обучение брата! Из колена Иссахара вышли выдающиеся мудрецы и главы Синедриона – высшего религиозного и законодательного совета иудеев.
Полотно Виктора Бриндача представляет редкое живописное решение, когда все предметы изобразительного ряда соответствуют цветам сапфира и при этом выстраиваются в повествовательный сюжет.
Два берега реки. На правом – день. Солнце высветило поляну. Дети веселятся в хороводе.
На левом – ночь. Полная луна. Яблоня начинает цвести. Олени пришли к водопою. Иссахар привел овец испить воды. Сам устроился вознести хвалу Богу. Рядом с ним – коренастый ослик с умным и смиренным взглядом. Он – помощник верный Иссахара. Наклонив плечо, трудяга прислушался к молитве господина.
Но глупы курчавые овцы! Скрипучими голосами мешают молитве Иссахара. Они блеют, а может быть, грезят или песню свою поют...
Что объединяет эти берега? Созерцательный характер. В пейзаже и предметах мира – свой цвет корунда Иссахара.
Насыщенно-синий – вечер.
Желтая – луна.
Сиренево-серые – олени.
Серо-розовый – осел.
Розово-белые – овцы.
Бело-фиолетовый – яблоневый цвет.
Зеленая – трава.
Ультрамарин – пейзаж на дальнем плане.
И сонным кашмирским сапфиром – река...
Иссахар – сапфировая сказка.
«Не счесть алмазов в каменных пещерах...». Песня странствий
Звулун – шестой сын Леи.
Колену Зевулуна соответствовали алмаз, приносящий удачу в торговле, и белое знамя, на котором был вышит корабль.
Иаков завещал Звулуну, что будет жить тот «у берега морей <...> и у пристани корабельной, а предел его – до Цидона» (Брейшит 49:13). Так и случилось: колену Звулуна досталась земля Изреельской долины в Нижней Галилее, а страстью его стало мореплавание.
Потомки Звулуна занимались торговлей от Кинерета до Средиземного моря, подтвердив пророчество Моше о том, что «изобилие морей даст им питание и сокровища, скрытые в песке» (Дварим 33:19).
Рыбные уловы, торговля дорогой стеклянной посудой, в изготовлении которой использовался песок, и неутомимые поиски кладов – это то, что стало жизнью Звулуна. Не до Торы ему было в трудах и заботах его. И сделку заключил Звулун с братом, чей надел граничил с его наделом, чтоб Иссахар за двоих постигал ученье, а он за его усердье расплатится с братом сполна. Уговор был без обмана. Отсюда слова: «Радуйся, Звулун, выходя [в путь-дорогу], а Иссахар – сидя в шатре своем» (Дварим 33:18).
На полотне Виктора Бриндача – изумительный корабль, словно выплывающий из оперных декораций. Приспущен его белый парус.
Корабль замедлил ход, приближаясь к гавани с экзотическими пальмами. И, как драгоценный камень, сияет его отражение в воде.
А воды расступаются, открывая клады неведомых берегов и подводного мира, и под ними...
Рыбы – как самоцветные камни.
Грани алмазов – рыбьей чешуею.
Чешуя рыб – самоцветными камнями.
Всё живет, всё в движении, становится одно другим, превращаясь в музыку...
Не счесть алмазов в каменных пещерах,
Не счесть жемчужин в море полуденном...
Алмаз на белом знамени Звулуна, и вышит на том знамени корабль...
ДАН
Гиацинтовый аспид. Жало судьбы
Дан – первенец Билхи, служанки Рахель, пятый сын Иакова.
Колену Дана соответствовал гиацинт (опал). Цвет его знамени – насыщенно-синий. На нем была изображена змея – символ плодородия.
Дан родился в Египте, и ко времени Исхода его колено было одним из самых многочисленных. Ему досталась земля Ханаана – по соседству с воинственными филистимлянами. И данитяне были всегда готовы дать отпор, при этом действовали хитро и коварно.
Богатырь Шимшон (Самсон) – из колена Дана. Но бороться с филистимлянами он будет в одиночку, поражая врага военной хитростью, подтверждая благословение Иакова: «Будет Дан змеей на дороге, аспидом на пути, жалящим в ногу коня, – и свалится его всадник назад!» (Брейшит 49:17, 18).
«На помощь Твою уповаю, Господь!» (Брейшит 49:17, 18) – воскликнул несчастный отец, увидев пророческое видение: ослепленный Шимшон вращает в тюрьме гигантский жернов. Услышал его Шимшон и прокричал те же слова, перед тем как обрушить своды храма, под которыми погиб сам и враги земли Израильской. Родиться богатырем – умереть героем – судьба Шимшона.
Обратимся к работе Виктора Бриндача.
Общий фон полотна – синий всех оттенков, как синь Средиземного моря, на побережье которого, в районе Яффо, колено Дана получило свои угодья.
В верхней части композиции, справа, выделяются две фигуры воинов-лучников в бело-голубых талитах, развевающихся пенистой волной. Слева – чудо-орел с зеленым разлетом крыл в белой царской мантии. Зеленый, как символ весны и победы жизни над смертью. Он – царь-птица, хранящая божеский закон на престоле, воплощение силы и храбрости, знак покровительства, что оказывает Всевышний защитникам веры иудейской.
Жесты героев и царь-птицы лаконичны, благородны. Фигуры композиционно уравновешивают верхнюю часть картины, образно сливаясь в пророчестве Иакова: «Дан будет судить народ свой как одно колено Израиля» (Брейшит 49:16).
В нижней части полотна – языческие идолы, связанные со страницами истории филистимлян, угрожавших с моря и суши загасить свет иудейской веры. Очертания фигур, словно отлитых из бронзы, напоминают о сюжете Самсона и Далилы.
Верхнюю и нижнюю части пространства разделяют весы. Какая из их чашечек перевесит? Где грань меры справедливости, если двойственность заложена в натуре Дана? Добро или зло? А может, ирония судьбы – как составляющая художественного конфликта? И колеблются чашечки весов каждую минуту...
На переднем плане полотна, согласно знамени колена Дана, – змея в плодородном пшеничном поле. И только ее судьбоносное жало определяет: жизнь или смерть.
Дан – гиацинтовый аспид судьбы.
ГАД
Агатовые пески. Повесть о войне и мире
Гад – старший сын Зилпы, служанки Леи.
Его имя – от слова удача. Его знамя – черно-белого цвета с вышитым военным станом.
Камень Гада – агат, наделяющий человека проницательностью и храбростью.
Еще до того, как народ перешел через Иордан в страну Ханаан, колено Гада попросило Моше выделить ему земли на восточном берегу реки, потому что обнаружило там обширные пастбища для скота. Одна из границ надела проходила по восточной границе государства. И колену Гада предстояло быть всегда начеку.
Таким образом, колено Гада взяло на себя обязанность стать для остального народа заслоном от врагов, нападающих с востока. Предвидя это, Иаков дал такое благословение своим потомкам: чтобы все войны, которые они будут вести, были победоносными и чтобы все отряды Гада возвращались из походов без потерь: «Гад направит отряды и возвратится по своим следам» (Брейшит 49:19).
Работа Виктора Бриндача – это повесть о войне и мире. При этом мир так человечен, что понятно, почему лучники бьются насмерть и почему их хранит божественная синь небес.
На переднем плане – военный лагерь в минуту покоя. Зелено-голубые палатки, красочные шатры, покрытые тигровыми и леопардовыми шкурами.
Иудеи в голубых одеждах. Один ведет навьюченного верблюда. Другой погоняет ослика с поклажей. Старики, женщины с детьми. Лев на страже.
Лагерь живет. В нем всё передвигается, перемещается, подчиненное своему ритму. И даже разноцветные шатры словно движутся навстречу твоему взгляду, колеблемые мелкой зыбью песчаных волн.
А сверху, словно сами небеса, – лучники, защищающие своих жен и детей...
И да будет с ними последняя удача лучше первой!
Гад. Агатовые пески. Повесть о войне и мире...
АШЕР
Берилловые оливы. Земля, текущая молоком и медом
Ашер – младший сын Зилпы, служанки Леи.
Камень его колена – берилл. На знамени цветом «как драгоценный камень, коим украшают себя женщины», вышито масличное дерево.
Колену Ашера достались земли, находящиеся на крайнем севере страны Сиона, – земли исключительно благоприятные для произрастания оливковых деревьев.
Учитывая сложные взаимоотношения между братьями, Ашер получил редкое благословение о том, что он «будет желанен братьям своим – окунающий в масло свою ногу» (Дварим 33:24). На земле Ашера будет производиться масло для светильников, свет которых во всем мире олицетворяет свет, исходящий от храмовой меноры – свет Божественной мудрости.
В своей работе Виктор Бриндач изображает надел Ашера Землей Обетованной – «землей, текущей молоком и медом», – используя при этом всю палитру цветов берилла: зеленый – от желтовато-зеленого до темного шартреза, голубой, желтый, красный, белый... В воображении художника этот райский уголок возможен в мечтаемом космосе Вселенной. И простираются над землями Ашера три небесных свода-сферы, украшенные драгоценностями планет и звезд, самая яркая из которых – Звезда Давида.
На первом плане полотна – финиковая пальма, плоды которой истекают янтарным медом в бьющие из земли ключи молока, что текут, как ручьи, и становятся молочными реками.
Вековые оливы с пышными кронами охраняют этот Ган-Эден.
Под ними – богатые виноградники, в которых зреют черные, зеленые и белые гроздья.
НАФТАЛИ
Аметистовое копытце. Вопреки препятствиям на пути
Нафтали – младший сын Билхи, служанки Рахель.
Олень на знамени его, цвета прозрачного красного вина, а камень колена Нафтали – аметист.
Иаков даровал ему земли вблизи Кинерета, на которых раньше всего созревали плоды.
«Нафтали – лань стремительная, прекрасны слова его» (Брейшит 49:21), – сказал Иаков о сыне своем. Не случайно происхождение имени Нафтали связано с глаголом леитпалель – «молиться». Он всегда готов выполнять заповеди Всевышнего и помыслами своими вновь и вновь обращаться к Отцу своему.
Во всем и всегда главное в Нафтали – движение, прорыв к личностному самообретению, желание самореализоваться и достичь намеченной цели. Нафтали первым откликнулся на призыв Дворы сражаться с Сисрой.
Как всё это передано художником? Основной тон полотна Виктора Бриндача – винный. На картине – все чудесные земли Нафтали: холмы, долины, сады и волны могучего Кинерета, которые выливаются из кристалла аметиста, напоминающего розовый бутон. Склонились ветви мандаринового дерева, отягощенные плодами цвета красного золота. В центре – летящий олень.
Надел колена Нафтали предпочтительнее, чем у кого-либо, а потому дано Нафтали предписание свыше – быть довольным своим достатком и не тратить силы на умножение богатства. Но чудо-олень, без усилий перемахнув каменную гряду, выбивает из нее самоцветы – словно Серебряное копытце из сказа Бажова. Только копытце его – аметистовое, и переливаются рассыпанные по полю малиново-фиолетовые аметисты, в призматических гранях которых – глубина цвета, как глубина непознанного мира.
Есть среди них и реальная археологическая находка – овальный камень с высеченным еврейским семисвечником и буквами, связанными с этимологией колена Нафтали.
Нафтали – аметистовое копытце. И предписан ему стремительный бег, вопреки препятствиям на пути.
ИОСИФ
Ониксовая печать. Память о Египте
Иосиф – первенец Рахель, любимой жены Иакова, брак с которой ему пришлось отрабатывать четырнадцать лет. Сын, ради которого Иаков отправился в изгнание в далекий Харан.
Иаков, а позже Моше-рабейну в своем благословении ставят перед Иосифом задачу копить физические и духовные силы для последней, решительной схватки с врагами Всевышнего:
И преследовали его, и сражались [с ним],
и ненавидели его метатели стрел –
но остался его лук твердым,
мощными – мускулы его рук
с помощью могучего [Б-га] Иакова,
и потому стал он пастырем, твердыней Израиля (Брейшит 49:22).
Колену Иосифа (дословное значение имени – прибавление) соответствовал оникс – камень вождей и борцов. Оникс укрепляет духовную силу. Считалось, что онпомогает найти расположение людей, а также обрести поддержку могучих правителей. Этот камень из нагрудника первосвященника наделял способностью властвовать над другими, позволяя проникать в замыслы противника.
Стяг Иосифа был черным с вышитым знаком Египта, обозначая, что его сыновья родились в Египте. Знамя было разделено на две половины: для Эфраима (дословно – плодоносный) – с антилопой, для Менаше (заставляющий забыть) – с единорогом.
«Колено Иосифа» Виктора Бриндача поражает ритмическими соотношениями в построении композиции. Это прошлое, настоящее, будущее – как утверждение бытийного мира. Отсюда память о Египте не как о плене, а как о плодородии долин Голубого Нила и стране положительного трудового опыта, значимого в благоустройстве дальнейшей жизни.
Древний Египет – великая цивилизация, уровень культуры которой отражают гробницы египетских царей – рационалистическое совершенство, запечатленное в четырехгранных пирамидах, ставших символом величия в мире. Вершины их – отправная и конечная точка, в которой сходятся треугольные грани, символизирующие огонь, божественное откровение и тройственный принцип творения.
Желтоватые, яичные, коричневато-желтые, золотистые, цвета красного и коричнево песка – слоистые, как оникс, – пирамиды разбросаны по полю, в которое, кажется, вросли квадратными основаниями. Но на дальнем плане полотна они парят в небе, к которому были устремлены их вершины. Материальный мир переходит в оптическую иллюзию.
Общий колорит работы – гармония золотых и оранжевых тонов. В левой стороне (под устремленной в небесное пространство цветущей ветвью) – газель. С противоположной стороны (под кроной древа, чьи сто ветвей – гнездо для птицы) – буйвол. Образы Бриндача словно вышли из персидских песен Шираза. Но венчает этот символический сказ о колене Иосифа превосходящая по размеру пирамиды менора, терракотовым оттиском запечатлевшая в веках обетование любящего отца:
Благословенна Господом земля его
дарованием росы от неба,
и (водою) от бездны, лежащей внизу,
и дарованием плодов от солнца,
и дарованием плодов от луны,
и от вершин гор древних,
и дарованием от холмов вечных,
и дарами земли, и того, что наполняет ее... (Дварим 33:13–16)
И, как ониксовой печатью, жизнью своей скрепил Иосиф заветы Иакова.
БИНЬЯМИН
Яшмовый сад. Жизнь «в уповании на Него»
Биньямин – младший сын Рахель, любимой жены Иакова. Он родился после победы Иакова над ангелом скрытия. Но мать умерла от родов, назвав мальчика Бен-Они, дословно – сын бедности. Иаков дал ему новое имя – Бен-Ямин – сын правой руки, сын силы.
Биньямин понимает, что сам по себе он бессилен, и всё, что ему предназначено, – дано от Всевышнего. Он «будет жить в уповании на Него», и потому «в высях Его обитать» (Дварим 33:12).
Биньямин получил свой надел в центре страны, на границе с наделом Иегуды. Но Иерусалим и храмовый жертвенник были во владениях Биньямина. Почему? Он – единственный из сыновей, родившийся на земле Израилевой. Биньямин был всегда при отце, чтил сыновний долг и не участвовал в продаже Иосифа в рабство. А, зная об этом, не рассказал отцу, чтобы не убить старика горем.
Камень Биньямина – яшма, что помогает держать язык за зубами – во благо другому.
Что мы видим на полотне Виктора Бриндача? Уснул уставший Иаков под раскидистым древом. Камень стал подушкой под головою его. И видит он чудесный сон, в котором слова Всевышнего обращены к нему: «И благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные; и вот Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь; и возвращу тебя в сию землю, ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе» (Быт. 28:12–16).
Ныне во сне – как и тогда – он пытается расслышать судьбу, но теперь уже своего сына. Каким уготован Биньямину его земной путь, чтобы стать духовным пастырем народа?
Сон Иакова пророческий, знаковый. И на полотне художника, осиянный драгоценными небесами, раскинулся мир загадок и тайн.
Голубыми яшмами расступилось пространство, приоткрыв райский уголок с кустами розмарина и жимолости, где земля выстлана кругляшами коричневатой яшмы. Желтые яшмы – закатными солнцами над водой. И цветут сады... Из этих садов принесет Биньямин лучших плодов Всевышнему. Но почему в их тени затаился волк?
«Биньямин – хищный волк: утром съест поживу, а вечером разделит добычу» (Брейшит, 49:27), – осеняет во сне Иакова.
С тяжелыми временами будет связана судьба колена Биньямина. Сын Биньямина, Шауль, что станет первым царем Израиля, вступит на царство в исключительно трудное для земли Израиливой время. Но в жестокой схватке с внешними врагами он победит и утвердит свою монархию. Вот почему волк – эмблема на двенадцатицветном знамени колена Биньямина. Под этим стягом выступают лучники – защита и опора государства.
Чем сильнее оттянет на себя тетиву воин, тем дальше летит стрела и настигает противника.
Чем глубже в сердце источник молитвы, тем выше она возносится.
Стрелы колена Биньямина – молитвы Всевышнему. Жизнь его – «в уповании на Него».
Продолжение будет...
Рубрики: | Исследуйте Писания Израиль - стрелки на Божьих часах |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |