"Десять невероятных фактов о Луцке ХХ века" |
Каждый населенный пункт имеет в своей истории факты, которые, с точки зрения сегодняшнего дня, кажутся невероятными и интересными. «Фишка» таких фактов - в их разительном отличии от того, что можно ожидать.
Необязательно эти события касаются прошлого, но история придает им особый шарм.
За несколько веков луцкой истории накопился немалый массив «невероятных фактов».
1. Дирижабль бомбардирует Луцк
Малоизвестно, но во времена самого начала Первой мировой войны над Луцком и Волынью летали дирижабли. Это были в то время враждебные немецкие и австрийские «воздушные корабли».
Один из них из-за военных повреждения упал недалеко от Луцка. Это произошло в декабре 1915 года. А до этого - осенью 1914 года - вероятно, дирижабль бомбардировал сначала Варшаву, а затем Луцк.
Дирижабль LZ-39,который упал возле Луцка
2. Велосипеды с номерами
101 год назад «бездельники» городской управы придумали новый налог для лучан: брать деньги за номерные знаки для ... велосипедов! Надвигалась Первая мировая, и деньги в городской казне были отнюдь не лишние.
«Городская Управа имѣетъ честь доложить, что сборъ со включениемъ платы за снабжение велосипедовъ ... нумернымы знака не долженъ превышать въ годъ 1 руб. 50 копъ. съ велосипеда », - говорилось в сообщении.
Такими могли быть луцкие номерные знаки на велосипеды
3. В общественных местах было принято плевать
Зигмунд Фройд как-то описал как нормальный случай, когда он пришел домой к одной клиентке и не нашел там плевательницы. Психоаналитик принял простое решение: плюнул ей на пол.
В межвоенном Луцке плевать на пол было строго запрещено. Санитарный отдел городского магистрата заботился о санитарном состоянии. В общественных местах Луцка висели объявления об использовании специальных плевательниц. В архиве области сохранился один из таких.
«Объявления! Плевать только в плевательницу. Плевки являются рассадником туберкулеза. Виновные в плевании на пол наказываются штрафом 1000 злотых или арестом на 3 месяца», - отмечал строгий императив магистрата.
Похожие объявления висели в Луцке
4. Польское золото привезли в Луцк
В 1939 году в Европе уже пахло войной, поэтому руководство Банка Польского в Варшаве, как и во многих других европейских столицах, составляло планы спасения банковского золотого фонда. 4 сентября первая партия золота покинула столицу. На следующий день 38 тонн золота общей стоимостью 463 миллиона тогдашних злотых из столицы вывезли в Люблин.
Однако немцы быстро продвигались вглубь страны, поэтому в Люблине золото не задержалось долго. 7 сентября 30 автобусов и автомобилей с золотом прибыли в Польский банк в Луцке.
Между 9 и 13 сентября железнодорожным сообщением золото покинуло Луцк. Уже 13 сентября 38 тонн сокровища сконцентрировалось на границе с Румынией и впоследствии покинуло государство.
Карта движения польского золота по миру
5. Луцкие танки
Во второй половине 1930-х годов в Луцке работал танковый завод. Это не было полное завершенное производство танков, здесь их составляли частично.
В Луцке изготавливали польские легкие танки 7ТР. В основном они были задействованы во время обороны Варшавы. Всего в Польше сделали полторы сотни таких танков. Цеха, которые после войны остались в Луцке от завода, стали основой современного завода «Мотор».
Танки 7ТР присутствовали и на параде военной техники в Луцке в сентябре 1938 года, который проходил на нынешнем проспекте Воли
6. Еврейское восстание
Всем известный факт восстания в Варшавском гетто в апреле 1943 года. Через античеловеческие условия содержания, болезни, смерть и голод евреи взбунтовались против режима. Однако еще до восстания в Варшавском гетто произошло несколько меньших бунтов. Один из первых еврейских бунтов Второй мировой состоялся в Луцке.
Когда нацисты захватили город, они, кроме традиционного еврейского гетто, создали еще и трудовой лагерь. Он располагался в помещении гимназии имени Гликлиха (теперь здесь Педагогический колледж на проспекте Воли). Здесь находилось около 500 евреев. В декабре 1942 года они совершили восстание.
Мятежники сделали 3 атаки на охранников лагеря. Во время последнего беглецы были расстреляны из пулеметов. Восстание было подавлено.
Мемориальная доска погибшим евреям луцкого трудового лагеря. Висит на здании педколледжа, где было восстание в 1942 году
7. Луцк - один из первых городов Европы "жилого пчеловодства"
Уже известным и популярным стал факт, что в Луцке есть дома, сгруппированные оригинальным способом - в плане (проще говоря, из космоса) они выглядят как соты. Речь идет о группе зданий между проспектами Соборности, Молодежи, Возрождения.
В некоторых европейских городах подобный прием после войны уже применили, но луцкие архитекторы с этим не были знакомы. Важно не только то, что этот способ впервые в СССР применили в Луцке. Эту идею придумали местные архитекторы. Им слово.
«Помню, где и когда пришла идея блокировать дома под углом 120 градусов. То шли мы, я и архитектор Василий Маловиця, будущий главный архитектор проекта 33-го микрорайона, к новостройкам на улице Львовской, которые через несколько дней должны были сдаваться в эксплуатацию. Эти дома для нас обоих были настолько противными (ведь мы закончили художественный институт), что и смотреть на них не хотелось. Куда деться? А если, подумал я, взять разрешение на разработку шестиугольной блок-секции? Не ставить дома параллельно, а компоновать их произвольно по длине с различными поворотами? », - Вспоминал архитектор Ростислав Метельницкий.
В Киеве им согласовали проект. Так и появились в Луцке с конца семидесятых здания под углом 120 градусов, которые выглядят как соты.
Луцкие соты на макете проекта. Фото из книги "Луцк. Архитектурно-исторический очерк"
8. Один из лучших автомобилей Европы
Многим известно, что первый в СССР переднеприводной автомобиль изготавливали именно в Луцке. Это был один из вариантов известной «Волынянки». Однако многие (не знали и) забыли, что в 1978 году на Туринской выставке в Италии ЛуАЗ 969М вошел в десятку лучших авто Европы. А через год на выставке в Чешском Будеевице (сюда в свое время следовал Бравый Швейк) авто получило золотую медаль как лучший автомобиль для села.
Это авто еще имеет немало рекордов и славных страниц истории.
Луцкие автомобили на въезде в Струмивку
9. Луцк был единственным западноукраинским городом, который имел два аэродрома: военный на Вышкове, гражданский - у Крупы.
А в целом на протяжении истории в Луцке было 5 аэродромов, 4 из которых - на территории города. Первый аэродром располагался в районе нынешней улицы Гулака-Артемовского, второй в течение очень короткого времени - у нынешнего вокзала, третий - на месте ПортСити, четвертый - на Вышкове, пятый – в Крупе.
Немецкие солдаты на фоне самолета 89-го истребительно-авиационного полка, базировавшегося в Луцке в 1941 году. Характерная особенность самолетов полка - изображение молнии
10. Самый зеленый город страны
В 1970-х годах Луцк признали одним из самых зеленых городов СССР. Из-за обилия зеленых насаждений, обширного парка и целого ряда скверов Луцк считался очень «зеленым» городом. Деревья росли в городе буквально везде. В семидесятых и восьмидесятых годах даже замок Любарта был залит листьями фруктовых и не только деревьев, между которыми просматривались тропы.
Сейчас, по подсчетам, Луцк находится на 28 месте в Украине по площади зеленых насаждений на одного жителя с показателем 6,4 квадратного метра при норме 20 квадратных метров.
Зеленый Луцк сегодня. Фото из отеля "Луческ"
Это лишь малая часть интересного рядом.
Серия сообщений "Документы. Факты. История":
Часть 1 - "Десять невероятных фактов о Луцке ХХ века"
Часть 2 - "Как жила Украина в годы немецкой оккупации"
Часть 3 - "Львов рад солдатам любых армий..."
...
Часть 25 - ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА. ЖЕНЩИНЫ НА ВОЙНЕ
Часть 26 - УСТРОЙСТВО ВТОРОГО ХРАМА
Часть 27 - Как выглядят потомки 10 народов, навсегда изменивших историю человечества
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |