"Моя талантливая землячка - Малка Шехтман..." |
Еврейская советская поэтесса и театральный деятель Малка Шехтман (на иврите публиковалась под псевдонимом М. Бат-Хама) родилась в селе Липники, Волынской губернии.
Малка выросла в семье, где дети говорили с отцом на иврите, а с матерью — на идиш. Под влиянием двоюродного брата П. Гинзбурга (1894–1947), впоследствии израильского поэта, драматурга и переводчика, девушка рано начала писать стихи.
В 1921 году она переехала в Киев и поступила на театральные курсы «Оманут» с преподаванием на иврите, а после их закрытия перешла на театральные курсы с преподаванием на идиш. Давала частные уроки иврита, которые прекратила после усилившихся гонений на сионистов. В Киеве Малка Шехтман примкнула к подпольной группе литераторов, писавших на иврите и выпускавших на гектографе свои сочинения, которые затем попали в Эрец Исраэль и появились в печати.
Впервые стихотворение Бат-Хамы «Хава» (Ева) было опубликовано в журнале «Ха-Шилоах» (1918), затем ее стихи печатались в журнале «Хедим» (№ 3, 1924), литературном приложении к газете «Давар» (1925) и других изданиях.
Малка Шехтман участвовала также в ленинградской литературной группе «Октобраим ивриим» (Ивритские октябристы) и в поэтическом сборнике этой группы «Берешит» (Вначале, Л., 1926) — одном из двух последних художественных изданий на иврите в СССР. Почти все произведения Бат-Хамы того периода вошли в антологию под редакцией И. Гилбоа (1918—1981) «Гехалим лохашот» (Тлеющие угольки, Тель-Авив, 1954) — собрание стихов и рассказов, написанных в Советском Союзе на иврите и на идиш.
Малка училась в театральном техникуме, затем в Театральном институте в Киеве на режиссёрском отделении еврейского факультета, где преподавал Давид Гофштейн. Некоторое время М. Шехтман была у него секретарём, затем работала в киевском радиокомитете диктором еврейского радио.
Главный режиссер Киевского государственного еврейского театра имени Шолом-Алейхема (Киевский ГОСЕТ) Борис Ильич Вершилов (1893—1957) пригласил Малку Шехтман на должность помощника режиссёра, а впоследствии назначил ее также руководителем театрального хора.
В годы Великой Отечественной войны М. Шехтман вместе с театром эвакуировалась в Среднюю Азию, оттуда труппа переехала в Черновцы; в 1950 году театр был ликвидирован.
В 1937 году М. Шехтман сожгла толстую тетрадь с неизданными стихами, а в 1948 году, после ареста Давида Гофштейна, с которым она много лет переписывалась и с женой которого, Фейгой, дружила, уничтожила все касающиеся еврейской культуры бумаги и книги и прервала личные контакты.
Лишь в середине 1970-х годов жившая в Тель-Авиве Фейга Гофштейн разыскала поэтессу и возобновила связь с ней. Малка Шехтман пересылала свои поздние стихи в Израиль, так они оказались в архивах литературоведа И. Гилбоа и лексикографа Г. Креселя (1911—1986). В поздних стихах Бат-Хамы преобладают автобиографические мотивы, наряду с этим есть стихи о любви к еврейскому народу и Израилю, о Бабьем Яре и Катастрофе (Холокосте). Умерла Малка Иосифовна Шехтман в Черновцах в 1979 году.
Материал подготовлен Борисом Липкиндом
(Источник: http://borisliebkind.livejournal.com/197732.html)
Рубрики: | Искусство, культура ПЕРСОНАЛИИ |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |