-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в -Максима-

 -Подписка по e-mail

 


Терпи себя

Суббота, 23 Июня 2018 г. 12:49 + в цитатник
  • «Надо терпеть не только находящие скорби, но себя терпеть надо»     Прп.  Никон  Оптинский

                                                                                                                                                                 http://www.inokini.ru/content/173

  • Дух истинного терпения — предание себя в волю Божию всецело, с готовностью все принимать как от руки Господней... (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 85, 207)
  • Терпение скорбей с благодарением Богу, с признанием себя достойными скорби, с признанием попущенной скорби именно тем спасительным врачевством, в котором нуждаемся для исцеления, есть знамение истинного покаяния... (свт. Игнатий Брянчанинов, 40, 298).
  • Благодушное терпение скорбей есть деятельное, живое сознание своей греховности!
  • Благодушное терпение скорбей есть деятельное, живое познание и исповедание Искупителя!
  • Благодушное терпение скорбей есть последование Господу нашему Иисусу Христу.
(свт. Игнатий Брянчанинов, 42, 371).

                                                                           http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/sokrovishhnica-duhovnoj-mudrosti/txt457.html

_____________________________________

«Терпи себя»

И вот мы подходим к моменту, который считается входящим уже в высшую аскетику. Об этом пишут мало, потому что считается, что это вещь очень тонкая. Это так, но знать про неё, наверное, необходимо. Это терпение себя.

Научиться терпеть себя вовсе не означает расслабленного снисхождения: да, я такой, ну и что? По-­настоящему терпит себя тот, у кого уже есть некоторое представление о том, каким же должен быть тот, кто идет путем спасения. И вот тут он видит, что он этому не соответствует. Прыгать через ступени, в пятнадцать минут пересмотреть свое мировоззрение и счесть, что отныне ты будешь подвижником и духовидцем,— вот этого нельзя, это нетерпение. А терпение — это признаться, что ты в общем-­то мало на что пригоден. Не подарочек. То есть признать свое несовершенство. И терпеть. В конце концов, Бог тебя терпит. А ты что, лучше Него?

Но здесь­-то и кроется самое главное: как часто люди создают по своему замыслу идеальный образ себя и пытаются соответствовать этому образу, и впадают в разные нехорошие состояния, когда терпят неудачу. А терпение себя подразумевает в первую очередь умение смотреть на себя глазами Божиими и решать проблему проблем: каким Он меня создал? для чего? как я могу этому соответствовать? как мне услышать Его голос, призывающий меня освобождаться от греха?

И нужно обратить внимание на то, как часто в Писании говорится о путях Божиих (только в Псалтири — 29 раз, а в Ис. 55, 8–9 сказаны слова, в значительной мере проясняющие нашу тему: Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои, говорит Господь… пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших).

Проявив терпение в духовной жизни, мы обретаем смирение перед Господом. А потом уже понятно, что выход для нас только один: просить у Господа, чтобы Он нас вел именно тем путем, который Он для нас предусмотрел,— не разрабатывать систему аутотренинга, а обратиться к Нему. Главное, чтобы Он нас вел именно в том темпе, который считает полезным. Это Его дело, и не каждого Он, как Савла Тарсянина, мгновенно обращает от пламенной вражды к христианству к столь же пламенной любви Христовой.

Многие любят говорить, что Бог-де захотел — и в одну минуту Савл стал Павлом. А кто такой был Савл? Об этом тоже нужно подумать. Савл был фарисей и сын фарисея. Савл был ученик ученейшего и мудрейшего рабби Гамалиила. Савл был очень верующий человек и очень твердый в своей вере. Это похоже на современных людей, которые обращаются в христианство? — да ничего подобного; мы же в основном духовно размякли, духовно одрябли. Заразились вялыми идеями насчет того, что можно думать по-разному, есть разные мнения… Ничего похожего у Савла не было. Он пламеннейшим образом следовал тому, что считал Божьей Истиной, а Бог показал ему, что Истина в другом. Его обращение было обращением очень сильной личности; это был, так сказать, поворот вектора без изменения его величины. А нам полезнее не возноситься в фантазиях, а терпеть себя перед лицом Божиим.

Когда человек терпит себя, ему уже не до тщеславия. Упражнение в терпении себя состригает гордыню под ноль. Если человек терпит себя, то он и знает себе цену, понимает, что гордиться ему нечем, а не то чтобы «Я знаю, что гордиться нехорошо, поэтому я не буду гордиться. Да, я совершенно замечательный, но я не буду гордиться». Это ложный путь, так долго не выдержишь. А вот когда человек терпит себя, то он понимает: «А чем мне гордиться? Ну, дал мне Бог мозги, так я же их плохо употребляю, разгильдяйничаю, бездельничаю. Ну, дал мне Господь дар человеческой речи, но я же глупости говорю, сплетничаю, осуждаю, пересудами занимаюсь. Где же мой глагол, которым жечь сердца людей? Нет у меня такого глагола за пазухой». И вот так вот можно перебрать все свои свойства и качества и увидеть, что гордиться нечем. И главное при этом — не впадать в отчаяние, потому что мы много чего можем напридумывать насчет того, какими хотели бы быть, а важнее всего — понять, какими нас замыслил Господь.

Но почему же терпение себя не грозит превратиться в источник отчаяния? — Потому что оно связано с упованием на Бога. Без этого упования оно вредоносно. Настоящее терпение себя — это если человек знает, что Господь его любит, какой он ни на есть, и выведет на путь спасения — так и тогда, как и когда сочтет это нужным.

Марина Журинская

Журнал “Православие и современность” №19 (35), 2011 г.

 

https://www.pravmir.ru/terpenie/

Серия сообщений "Дорожная":
Часть 1 - Смерть грешников люта... Как умирали безбожники?
Часть 2 - ПЛОДЫ НЕОСОЗНАННОГО ДЕМОНОУПОДОБЛЕНИЯ... О трудностях перехода в Православие увлекавшихся восточными религиями. Архимандрит Рафаил (Карелин)
...
Часть 14 - Камни
Часть 15 - "Не подобает также, чадо, хвалить чужую веру. Кто хвалит чужую веру, тот все равно, что свою хулит."-Завещание Преп.Феодосия Печёрского князю Изяславу
Часть 16 - Терпи себя
Часть 17 - дух времени
Часть 18 - "Я остаюсь, тем не менее, в Церкви..." - о действительных межчеловеческих отношениях в церковной среде.
...
Часть 48 - Старец Николай (Гурьянов) о последних временах
Часть 49 - Церковь разлагают изнутри. Иеромонах Никодим обличил разрушителей православия...
Часть 50 - Смерть грешников люта. Как умирал Зигмунд Фрейд


 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку